Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-1974/2023 от 13.01.2023

Судья: Башмакова Т.Ю. адм. дело № 33а-1974/2023

(2а-5466/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 февраля 2023 г. г. Самара     

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Хлыстовой Е.В.

судей Лёшиной Т.Е., Мыльниковой Н.В.

при секретаре Брагиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Самарской таможни, Приволжского Таможенного управления на решение Кировского районного суда г. Самары от 01 ноября 2022 года по административному делу №2а-5466/2022 по административному иску Малькова А.В. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

установила:

Административный истец Мальков А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии.

В обосновании заявленных требований административный истец указал, что 06.09.2022г. им получена выписка из протокола от 23.08.2022г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательствам РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно указанного протокола комиссией принято решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья в 2022г. его на основании подп. «б» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации". Причиной снятия с учета комиссия указала намеренные его действия, выразившиеся во вселении совершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в квартиру. Указанное действие Самарской таможни в отношении него незаконно, нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает его возможности получить предусмотренные действующим законодательством социальные выплаты, исходя из следующего. 16.03.2022 года Верховный суд Российской Федерации вынес кассационное определение по его кассационной жалобе, которым отменил решение Кировского районного суда г.Самары от 27.07.2020г. по административному делу апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 03.11.2020г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021г. и принял новое решение об удовлетворении его административного иска, которым признал незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 12.12.2019г. , об изменении даты постановки его на учёт для предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 13.08.2016г. Вышеуказанное кассационное определение Верховного суда РФ носит безусловный преюдициальный характер для рассмотрения настоящего административного иска. В ходе рассмотрения кассационной жалобы Верховный суд РФ установил обстоятельства и юридические факты, которые имеют правовое значение для рассмотрения настоящего спора и не подлежат повторному доказыванию. Так, Верховным судом РФ при рассмотрении кассационной жалобы в судебном заседании установлен факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Это обстоятельство подтверждалось материалами дела и не оспаривалось представителем административного ответчика. Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, комиссия посчитала его действия по дарению доли в квартире в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. своей сестре. Никаких иных оснований для снятия с учета, либо доказательств каких-либо виновных действий административный ответчик в оспариваемом протоколе не усмотрел и Верховному суду РФ в своих пояснениях не привел. Между тем, основанием для его обращения в Кировский районный суд г.Самары в 2020г. с административным иском (административное дело ) об оспаривании решения комиссии Самарской Таможни, отраженным в протоколе от 12.12.2019г. было изменение сроков постановки на учет по результатам проверки документов, имеющихся в его учетном деле, а также документов, запрошенных именно в целях уточнения сведений о сотрудниках и членах их семей, состоящих на учете, что предусмотрено п.15 Приказа ФТС России от 18.06.2013 №1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты пя приобретения или строительства жилого помещения". В числе представленных им документов были справки о составе семьи, из которых следовало, что его сын - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., был снят с регистрационного учета 22.10.2019г. по семейным обстоятельствам и зарегистрирован вновь 09.12.2019г., то есть не был зарегистрирован в квартире в течение полутора месяцев. При этом необходимо отметить, что ребенок обучается на очном отделении ОГМУ, не работает, является членом семьи, на период снятия с регистрационного учёта не переставал быть членом семьи, в каком-либо ином месте не проживал. Таким образом, комиссия имела возможность проверить и дать правовую оценку документам, представленным для уточнения сведений, однако не усмотрела каких-либо незаконных, умышленных действий, повлекших ухудшение жилищных условий либо влекущих за собой получение единовременной социальной выплаты в большем размере. Этот факт отражен в протоколе комиссии от 12.12.2019г. Кроме того, в протоколе комиссии от 23.08.2022г. указано, что уровень обеспеченности общей площадью семьи Мальковых из расчёта на одного человека составляет 50,0 кв.м. / 5 = 10 кв.м. Даже в случае снятия с регистрационного учета одного из членов семьи, обеспеченность не будет достаточной: 50,0 / 4 = 12,5 кв.м., что в любом случае менее установленной в п. 2 ч. 3 ст. 4 Закона № 283-ФЗ для данной категории лиц учётной нормы в 15 кв. м. По этому основанию снятие с регистрационного учета его сына ФИО5 и последующее его вселение снова никаким образом не влияет на обеспеченность жильем и на размер единовременной социальной выплаты. Статус нуждающегося в социальной выплате он приобрел не в результате этих действий, а имел и ранее, продолжает иметь в настоящее время, и имел бы в случае проживания в квартире 4-х человек. В соответствии с подп. «б» п.15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч.8 ст.4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере. Исходя из вышеизложенных обстоятельств, полагает, что в действиях Самарской таможни усматривается злоупотребление правом: вместо исполнения решения Верховного суда РФ, административный ответчик повторно, без каких-либо законных оснований, проводит проверку документов в целях уточнения сведений о сотрудниках, и, несмотря на отсутствие изменений с 2019г. в положении семьи, снимает его с учета.

В соответствии с п. 15 Приказа Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013г. №1111, при подготовке предложений руководителю ФТС России (начальнику регионального таможенного управления, начальнику таможни) о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам, членам семей и гражданам, уволенным со службы в таможенных органах, из числа состоящих на учете, Комиссия проводит уточнение сведений о сотрудниках, членах семей и гражданах, уволенных со службы в таможенных органах, состоящих на учете. Такую проверку в отношении него и членов его семьи комиссия уже проводила при рассмотрении его кандидатуры в 2019г., что отражено в протоколе от 12.12.2019г. Действующим законодательством не предусмотрено повторное, неоднократное уточнение сведений в отношении претендента на социальную выплату.

С учетом утонений административных исковых требований просит признать незаконным решение Самарской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательствам РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 23.08.2022г. в отношении Малькова А.В. Обязать Самарскую таможню внести руководителю административного ответчика предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику Малькову А.В. с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учётом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н. Обязать Приволжское Таможенное управление рассмотреть вопрос о производстве социальной выплаты Малькову А.В., с учётом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. № 22н.

Решением Кировского районного суда г. Самары от 01 ноября 2022 года постановлено: «Административный иск Малькова А.В. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии удовлетворить.

Признать незаконным решение Самарской таможни по рассмотрению вопросов предоставления Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 23.08.2022г. в отношении Малькова А.В. .

Обязать Самарскую таможню внести руководителю Приволжского Таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику Малькову А.В. с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н.

Обязать Приволжское Таможенное управление рассмотреть вопрос о производстве социальной выплаты Малькову А.В. , с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н. (л.д. 127-132).

В апелляционных жалобах Самарская таможня, Приволжское Таможенное управление просят суд решение суда отменить, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, неправильно применил нормы материального права (л.д. 134-139, 156-163).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Самарской таможни, Приволжского Таможенного управления по доверенности доводы апелляционных жалоб поддержал, просила решение суда отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного истца Малькова А.В. по доверенности, участвующая в судебном заседании посредством видео-конференц связи, против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что 31.07.2014г. комиссией Оренбургской таможни, на основании протокола от 31.07.2014г. Мальков А.В. и члены его семьи в составе 5 человек (жена, два сына и дочь), в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, были поставлены на учет.

Мальков А.В. с членами своей семьи зарегистрированы в квартире общей площадью 50 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, приобретенной в ипотеку. Вышеуказанная квартира является общей совместной собственностью Малькова А.В. и его жены ФИО17

С 01.10.2019г. в связи с реорганизацией Оренбургской таможни всеми вопросами, связанными с постановкой, снятием, рассмотрением, выдачей социальных выплат перешли в ведение Самарской таможни.

12.12.2019г. заседанием комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни единовременной социальной выплаты в ходе подготовки учетного дела Малькова А.В., для направления в Приволжское таможенное управление в качестве кандидата из числа принятых на учет сотрудников Самарской таможни на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Малькова А.В. в собственности имелась <данные изъяты> доля (19,13 кв.м.) в квартире общей площадью 57,4 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, которая была подарена родной сестре ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ

Комиссией было принято решение об изменении даты постановки на учет Малькова А.В. (с ДД.ММ.ГГГГ. на ДД.ММ.ГГГГ.). Учетное дело Малькова А.В. в Приволжское таможенное управление не направлять в качестве кандидата на получение социальной выплаты в 2019 году.

В связи с этим Мальков А.В. обратился в Кировский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением к Самарской таможне об оспаривании решения комиссии об изменении даты постановки на учет в целях предоставления социальной выплаты.

Решением Кировского районного суда г.Самары от 27.07.2020г. в удовлетворении требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарской области от 03.11.2020г. решение оставлено без изменения.

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции решение Кировского районного суда г. Самары от 27.07.2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 03.11.2020г. оставлены без изменения.

Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021г. решение Кировского районного суда г.Самары от 27.07.2020г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 03.11.2020г., кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 г. отменены и принято новое решение об удовлетворении административного иска Малькова А.В. Решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола от 12.12.2019г. , об изменении даты постановки А.В. Малькова на учёт для предоставления сотрудникам таможенных органов РФ единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 13.08.2016г., признано незаконным.

06.09.2022г. Мальковым А.В. получена выписка из протокола от 23.08.2022г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательствам РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Согласно указанного протокола комиссией принято решение о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья в 2022 г. Малькова А.В. на основании подп. «б» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369 Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации". Причиной снятия с учета указаны намеренные действия Малькова А.В., выразившиеся во вселении совершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в квартиру.

Удовлетворяя административные исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что совершеннолетний сын Малькова А.В. – ФИО5 в квартиру не вселялся, из квартиры не выселялся, а лишь снимался с регистрационного учета на небольшой промежуток времени, что не может являться основанием для снятии Малькова А.В. с учета и лишения его социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ.

Судебная коллегия полагает вывод суда об отсутствии правовых основания для снятия Малькова А.В. является обоснованным, так как он основан на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельства дела.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2012 N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мальков А.В. проходит службу в отделе административных расследований службы по Оренбургской области Самарской таможни, имеет звание майора таможенной службы.

На учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истец состоит с 31 июля 2014 года (протокол от 31 июля 2014 года N 11), принят на учет с составом семьи 5 человека (Мальков А.В., его супруга ФИО6, сын - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

По состоянию на 23 августа 2022 г. Мальков А.В. был зарегистрирован в квартире, общей площадью 50,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которой с ним совместно зарегистрированы: супруга ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ, сын - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ, сын - ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ и дочь ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательствам РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленной выпиской из протокола от 23.08.2022г. Малькова А.В. снят с учета на основании подп. «б» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовноисполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" в связи с намеренными действиями выразившиеся во вселении совершеннолетнего сына ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в квартиру, что повлекло увеличение размера единовременной социальной выплаты.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Из материалов административного дела следует, что состоявшимися судебными актами по ранее рассмотренному делу по административному иску Малькова А.В. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии от 12 декабря 20129 года , установлено, что на момент поставки на учет 31 июля 2014 г. Мальков А.В. с супругой и тремя детьми (два сына и дочь) были зарегистрированы в квартире, общей площадью 50,0 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Квартира является общей совместной собственностью супругов.

Из материалов административного дела также следует, что квартира приобретена в собственность в 2009 году по договору ипотеки (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) с использованием средств материнского капитала (л.д. 67-71,72).

    Нотариально удостоверенным обязательством от 14.12.2012 г., удостоверенным нотариусом <адрес> 14 декабря 2012 г. и зарегистрированным в реестре , ФИО6 обязалась оформить в принадлежащую ей долю вправе собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить в общую собственность несовершеннолетних детей ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения с определением долей по соглашению, в течение 6 месяцев после снятия обременения с жилого помещения (л.д.72).

Использование средств семейного капитала на погашение кредита на приобретение жилья прямо предусмотрено пунктом 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

В силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ, жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При наступлении срока оформления права собственности детей на имущество в соответствии с обязательством, данным родителями, последние в силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ обязаны оформить жилое помещение в общую долевую собственность, в том числе детей.

Таким образом, приобретение жилого помещения с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала обязывает лиц, использующих данные средства, исполнить обязательство об оформлении имущественных прав членов семьи владельца сертификата, в том числе несовершеннолетних детей, презюмируя право собственности несовершеннолетних детей на указанное жилое помещение.

Согласно справки ООО «Управляющая компания «Центр –ЖКХ» от 10.10.2022 г. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения был зарегистрирован с жилом помещении по адресу: <адрес> 05.08.2009 по 22.10. 2019, зарегистрирован с 09.12.2019 по настоящее время (л.д.66).

Из акта установления фактического проживания от 27.10.2022г. следует, что в <адрес> установлен факт того, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает с 05.08.2009г. по настоящее время. За указанный период из квартиры не выселялся (л.д.112).

Из показаний опрошенных в суде первой инстанции свидетелей ФИО6, ФИО8 следует, что ФИО19 повздорил с отцом и решил проявить самостоятельность. Вещи он не забирал, переночевал одну ночь у бабушки и вернулся. Снялся с регистрационного учета он сам, ничего не сказав, проживает родителями из квартиры не выезжал.

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

В силу частей 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно подпункту "а" пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" для признания членами семьи собственника в отношении родителей и детей достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения (пункт 13 указанного Постановления Пленума).

Учитывая приведенные выше требования законодательства, фактические обстоятельства дела, из которых следует что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является членом семьи собственника квартиры Малькова А.В., поскольку был вселен в качестве члена семьи в квартиру, проживает в данной квартире с 2009 года, зарегистрирован длительное время в данном жилом помещении, фактически из жилого помещения не выселялся, снятие в регистрационного учета обусловлена не выездом и выселением из жилого помещения, носит кратковременный характер судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для снятия Малькова А.В. в связи с намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

Действия Малькова А.В. по регистрации сына ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, приобретенным в том числе за счет материнского капитала, при указанных обстоятельствах не являются намеренными, влекущими ухудшение жилищных условий семьи, влекущих в силу правил представление единовременной социальной выплаты снятие с учета на получение единовременной социальной выплаты.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о признании незаконным решение Самарской таможни по рассмотрению вопросов предоставления Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 23.08.2022г. в отношении Малькова А.В. .

Вместе с тем судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции об обязании Самарской таможни внести руководителю Приволжского Таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику Малькову А.В. с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н., обязании Приволжское Таможенное управление рассмотреть вопрос о производстве социальной выплаты Малькову А.В. , с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н. не соответствующими требования законодательства.

В силу разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суды при рассмотрении дел по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации разрешают споры о правах, свободах и законных интересах граждан, организаций, неопределенного круга лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений (споры в сфере публичных правоотношений), осуществляя проверку законности решений, действий (бездействия) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Таким образом, действующее законодательство об административном судопроизводстве, а равно руководящие разъяснения по вопросам его применения определяют, что в порядке административного судопроизводства осуществляется судебная проверка правомерности уже совершенных действий (бездействия), государственных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, принятых ими решений.

     Вместе с тем, из материалов административного дела следует, что бездействия (действий) в части не выполнения возложенной законом обязанности в части внесения руководителю Приволжского Таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику, ненадлежащим, по мнению административного истца, расчетом социальной выплаты административными ответчиками не совершены, в связи со снятием административного истца с учета для получения единовременной социальной выплаты.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы суда в данной части неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств.

С учетом изложенного, решение суда в данной части подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований об обязании Самарской таможни внести руководителю Приволжского Таможенного управления предложения о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику Малькову А.В. с приложением расчета размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н., обязании Приволжское Таможенное управление рассмотреть вопрос о производстве социальной выплаты Малькову А.В. , с учетом коэффициента, предусмотренного Приказом Минтруда России от 24.01.2022г. №22н. не соответствующими требования законодательства.

Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Самары от 01 ноября 2022 года отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Административные исковые требования Малькова А.В. к Самарской таможне, Приволжскому Таможенному управлению об оспаривании решения комиссии удовлетворить частично.

Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Самарской таможни и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в таможенных органах РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола от 23 августа 2022г. в снятии с учета Малькова А.В. .

В удовлетворении иных административных исковых требований отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-1974/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Мальков А.В.
Ответчики
Приволжское Таможенное управление
Самарская таможня
Другие
Лисунова Е.В.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
13.01.2023Передача дела судье
07.02.2023Судебное заседание
07.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее