Дело № 2-2140/2023
УИД 49RS0001-01-2023-002341-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2023 года г. Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи О.В. Дзюбенко,
при секретаре А.У. Надыршиной,
с участием представителя истца – Магаданской транспортной прокуратуры – старшего помощник прокурора ФИО5, представителя ответчика – ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда дело по исковому заявлению Магаданского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский транспортный прокурор обратилась в интересах Российской Федерации к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указано, что Магаданской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о транспортной безопасности установлено, что Акционерным обществом «Аэропорт Магадан» (далее - АО «Аэропорт Магадан», Общество) в полной мере не принимаются меры по обеспечению защиты объекта транспортной инфраструктуры - «Аэропорт Магадан» от актов незаконного вмешательства.
Установлено, что АО «Аэропорт Магадан» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, Межрайонной инспекцией ФНС № по <адрес> в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице (ОГРН 1124910019167). Общество осуществляет обеспечение деятельности аэропорта Магадан (Сокол): прием и отправку воздушных судов, обслуживание пассажиров, багажа, грузов и почты, обеспечение авиационной безопасности.
Согласно Уставу АО «Аэропорт Магадан» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. Общество от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общество создано в целях аэродромного обеспечения полетов воздушных судов, обеспечения обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, обеспечения мер авиационной безопасности.
В соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации АО «Аэропорт Магадан» выдан сертификат оператора аэродрома гражданской авиации - Магадан (Сокол) № ФАВТ.ОА-109 от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат «Авиационная безопасность» № ФАВТ.АБ.370 от ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным агентством воздушного транспорта «Аэропорт Магадан» ДД.ММ.ГГГГ включен в реестр объектов транспортной инфраструктуры с присвоением II категории. Сведения в отношении категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее ОТИ и ТС) размещены на официальном сайте Росавиации (https://favt.gov.ru/dejatelnost-transportnaja-bezopasnost-kategorirovanie-oti-ts/?id=9026).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» деятельность по противодействию терроризму, включает в себя, в том числе, меры юридических лиц, направленные на предупреждение террористических проявлений, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Частью 10 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ) предусмотрено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ч. 1 ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ).
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 4 Закона от 09.02.20007 № 16-ФЗ).
Объекты транспортной инфраструктуры юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ).
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, аэродромы и аэропорты (пп. «ж» п. 5 ст. 1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона (ч. 1.2 ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ).
План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры утверждается компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ).
В соответствии с пунктами 5.14.2, 5.14.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет полномочия по утверждению результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности.
План обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэропорт Магадан» утвержден Федеральным агентством воздушного транспорта, что подтверждается Заключением об утверждении от 15.06.2022№.
В нарушение подпункта 18 пункта 6 Требования по обеспечению ТБ, пункта 5 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, АО «Аэропорт Магадан» до настоящего времени не обеспечено внесение изменений в План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Магадан».
В связи с неисполнением АО «Аэропорт Магадан» требований транспортной безопасности, выразившееся в невнесении изменений в План обеспечения транспортной безопасности по постановлению Магаданской транспортной прокуратуры виновное юридическое лицо привлечено судом к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа (постановление Магаданского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В целях устранения выявленных нарушений Магаданской транспортной прокуратурой генеральному директору АО «Аэропорт Магадан» внесено представление об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №/Прдп43, которое было рассмотрено и удовлетворено, однако, выявленные нарушения фактически не устранены.
По результатам рассмотрения представления АО «Аэропорт Магадан» в Магаданскую транспортную прокуратуру направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ между сторонами ООО «Новапорт Трейдинг» и АО «Аэропорт Магадан» заключен договор на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости и внесению изменений в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ. В соответствии с указанным договором ООО «Новапорт Трейдинг» должен оказать услуги по проведению дополнительной оценки уязвимости и внесению изменений в План обеспечения транспортной безопасности ОТИ и разработке проекта внесения изменений (дополнений) в План обеспечения транспортной безопасности и в приложения (порядки) к нему, объекта транспортной инфраструктуры «Аэропорт Магадан», субъекта транспортной инфраструктуры АО «Аэропорт Магадан».
Неисполнение АО «Аэропорт Магадан» требований законодательства о транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность в области воздушного транспорта, его дестабилизации, и может повлечь причинение вреда жизни (здоровью) неопределённого круга лиц, а также уничтожение (повреждение) имущества всех форм собственности.
В свою очередь, нарушение требований вышеуказанного законодательства влечет нарушение права на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц из числа пассажиров аэропорта и работников предприятия воздушного транспорта.
Таким образом, Магаданской транспортной прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства АО «Аэропорт Магадан» не приняты меры по обеспечению утверждения результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ «Аэропорт Магадан», не утвержден план обеспечения транспортной безопасности ОТИ «Аэропорт Магадан» с изменениями, внесенными по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости, в связи с чем, АО «Аэропорт Магадан», как субъект транспортной инфраструктуры, в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязано обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствии.
Обеспечение безопасности транспортного средства является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности.
Нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности угрожают устойчивому и безопасному функционированию транспорта, интересам личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, а также жизни и здоровью неопределенного круга лиц, работникам Общества и иным лицам, находящимся на объекте транспортной инфраструктуры, либо в непосредственной близости от него, определить круг которых невозможно.
Обращение Магаданской транспортной прокуратуры в суд по данному делу направлено на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры.
На основании изложенного, истец изначально просил суд:
Обязать Акционерное общества «Аэропорт Магадан» юридический и почтовый адрес: 685918, <адрес>, пгт. Сокол, (ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить утверждение результатов дополнительной оценки уязвимости аэропорта Магадан (Сокол) в установленном порядке в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обеспечить направление в Федеральное агентство воздушного транспорта на утверждение План обеспечения транспортной безопасности аэропорта Магадан (Сокол) с изменениями, внесенными по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Магаданского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято уточнение исковых требований, в соответствии с которыми истец окончательно просил суд, обязать акционерное общество «Аэропорт Магадан» юридический и почтовый адрес: 685918, <адрес>, пгт. Сокол, (ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить утверждение результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Магадан в установленном порядке; обеспечить направление в Федеральное агентство воздушного транспорта на утверждение План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Магадан с изменениями, внесенными по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости в течение 3 месяцев со дня получения утвержденных результатов оценки уязвимости.
Представителя истца Магаданской транспортной прокуратуры – старший помощник прокурора ФИО5 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала.
Представителем ответчика – ФИО4 подано письменное заявление о признании иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При признании стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, - последняя освобождается от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
По смыслу ст. 39, ч. 3 ст. 173, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ признание иска является безусловным основанием к удовлетворению исковых требований в том случае, если оно выполнено надлежащим ответчиком, с соблюдением предусмотренной гражданским процессуальным законодательством процедуры, не противоречит закону и не нарушает права иных лиц.
В письменном заявлении, поданном в суд, представителем ответчика указано, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ему понятны, аналогичные пояснения даны ею в судебном заседании. Право представителя ответчика на признание иска закреплено в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №-ПО.
Проверяя волеизъявление ответчика, суд отмечает, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому считает возможным принять признание иска и положить его в основу решения.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации при заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины.
Поскольку прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» исходя из удовлетворенных требований как имущественного, так и неимущественного характера в размере 1 800 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Магаданского транспортного прокурора к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Аэропорт Магадан» (ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648) обязанность в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить утверждение результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Магадан в установленном порядке; обеспечить направление в Федеральное агентство воздушного транспорта на утверждение План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - аэропорт Магадан с изменениями, внесенными по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости в течение 3 (трех) месяцев со дня получения утвержденных результатов оценки уязвимости.
Взыскать с акционерного общества «Аэропорт Магадан» (ОГРН 1124910019167, ИНН 4909115648) в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 1 800 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Магаданский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения – 28 июля 2023 года.
Судья О.В. Дзюбенко
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>