Судья Мартыненко Н.Н. Дело № 11-224/2021
44МS002-01-2021-001449-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
Судьи Ветровой С.В.,
при секретаре Р.Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» к Шиховцеву Е.Б. о взыскании задолженности за коммунальные услуги,
по апелляционной жалобе Шиховцева Е.Б.
на решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата>, которым исковые требования ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» к Шиховцеву Е.Б. удовлетворены
у с т а н о в и л:
ПАО «Территориальная генерирующая компания №2» обратилось в суд с иском к Шиховцеву Е.Б. о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, просило взыскать в ответчика в пользу Общества задолженность за период с сентября 2019 года по январь 2021 года в размере 30181,42 руб. (по состоянию на 31.12.2020 года), а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1105,44 руб., мотивируя тем, что способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, не определен, ПАО «ТГК-2» является исполнителем коммунальных услуг. Собственником квартиры № по вышеуказанному адресу является Шиховцев Е.Б. По состоянию на 31.12.2020 года образовалась просроченная задолженность за коммунальную услугу в размере 30181,42 руб.
Мировым судьей постановлено приведенное выше решение.
Шиховцев Е.Б. не согласился с вынесенным решением, направил апелляционную жалобу, исходя из которой, полагал, что суть разногласия между сторонами по поводу величины платы за отопление квартиры № в доме № по <адрес> г. Костроме, являвшаяся предметом судебного спора, сводится к единственному вопросу: двухэтажным или трёхэтажным является указанный дом. Однако в обжалуемом решении суд, остановился в исследовании этажности этого дома с точки зрения закона на полпути, ограничившись проверкой формального (изначально очевидного) обстоятельства: какова этажность, указанная в ГИС ЖКХ в настоящее время (вернее, сделав один шаг дальше: установив, что в ГИС ЖКХ эта характеристика дома поступила из ЕГРН, и проверив, какова она в ЕГРН). Тем самым получилось, что существо спора осталось судом нерассмотренным или далеко не полно рассмотренным в аспекте законности притязаний истца. Характеристики дома из ЕГРН не являются ни законом, ни истиной в последней инстанции, они могут быть и ошибочными с точки зрения закона, возможность этого прямо предусмотрена в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации прав недвижимости", где этому посвящена гл. 7 закона. Исправление этой ошибки в данном случае возможно только в судебном порядке. В гл. 7 закона № 218-ФЗ выделяются два типа ошибок: технические и реестровые. Обстоятельства и характер спора об этажности указанного дома подпадают под признаки реестровой ошибки, определяемой в ст. 3 указанной главы 7. Для исправления реестровых ошибок, нарушающих интересы третьих лиц, которые полагались на записи ЕГРН с таковыми ошибками (а таким лицом в данном случае является истец), согласно статье 4 той же главы 7 предусмотрен исключительно судебный порядок. При этом не оговорено, что заинтересованное лицо должно обращаться в суд с отдельным заявлением, исходя из чего спорное обстоятельство (этажность указанного дома в ЕГРН) могло и должно было стать предметом рассмотрения в состоявшемся судебном разбирательстве. В главе 7 закона № 218-ФЗ никакого специального порядка судебного оспаривания сведений ЕГРН не установлено, собственник помещения, с самого начала и до конца рассмотрения дела не соглашаясь с двухэтажностью дома и оспаривая её в пользу трёхэтажности, тем самым, именно и оспаривал сведения ЕГРН в судебном порядке. Как заявлял на судебных заседаниях по делу, рассчитывал на то, что в решении суда по данному делу в процессе оценки законности требований истца будет установлено, какую же этажность имеет указанный дом с точки зрения закона, то есть в решении суда окажется в том числе и предусмотренное главой 7 закона № 218-ФЗ основание для исправления указанной реестровой ошибки (конечно, если суд в процессе рассмотрения этого вопроса согласится с моей позицией о наличии такой ошибки). Доводы об иной этажности дома, чем указанная в ГИС ЖКХ, могут быть в данном деле юридически безразличными лишь в том случае, если сведениям из ГИС ЖКХ или ЕГРН заранее придаём неоспоримую силу закона, - но они такой силой не обладают. Относительно порядка внесения сведений об этажности указанного дома в ГИС ЖКХ, особенно в вопросе о поставщике этой информации, выявилась (но не была исследована судом) цепочка противоречий в документах, представленных в суд различными ведомствами.
Представитель ОАО «ТГК-2» по доверенности Р.Я.И. в судебном заседании полагала решение законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Шиховцев Е.Б. подержал доводы апелляционной жалобы, полагал что экспертным заключением, письмами Минстроя Россия подтверждается, что здание является трехэтажным, следовательно, начисление оплаты должно производиться с применением соответствующего коэффициента, данное решение может послужить основание для внесения изменений в государственный кадастр по этажности дома.
Управление ЖКХ Администрации города Костромы, Администрация города Костромы в лице Управления архитектуры и градостроительства, привлеченные для участия в дело в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы.
Основания для отмены решения суда первой инстанции изложены в ст.330 ГПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции таких оснований не усматривает.
Судом при рассмотрении дела установлено, Шиховцеву Е.Б. на праве собственности с <дата> принадлежит жилое помещение, общей площадью 85,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Способ управления многоквартирным домом, расположенным по указанному адресу, не определен, размер платы за услугу «отопление» определяется исходя из норматива потребления., задолженность Шиховцева Е.Б. по оплате коммунальных услуг за период с сентября 2019 года по январь 2021 года составляет 30181, 42 руб. (по состоянию на 31.12.2020 года).
Установив наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг собственника Шиховцеву Е.Б., судом вынесено решение о взыскании указанной задолженности с ответчика.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяв» показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов пот коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации- расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Феде обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (в действовавшей на момент образования задолженности редакции) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Федерации, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 27.02.2017 N 2-нп (ред. от 01.03.2018) "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирных домах и жилых домах на территории Костромской области" установлен норматив потребления для двухэтажных домов застройки до 1999 года в размере - 0,0466 Гкал/м2.
В силу ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и его территориальные органы размещают в системе информацию из государственного кадастра недвижимости и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, а именно: информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информацию об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома.
Как следует из пояснений истца и доводов жалобы, ответчик не согласен расчетом платы за коммунальную услугу отопление исходя из отраженных в кадастровых сведениях об объекте недвижимости как двух этажном здании, в то время как имеющийся мезонин в доме позволяет рассматривать здание как трехэтажное, что по мнению истца должно быть установлено в настоящем судебном заседании, решение суда по данному делу может являться основанием для внесения сведений в государственный кадастр.
С данными доводами заявителя суд апелляционной инстанции не может согласиться.
Согласно сведениям, представленным в ФГИС ЕГРН от 01.02.2021 года, помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее Шиховцеву Е.Б. на праве собственности, находится на 2 этаже здания, имеет кадастровый номер: №.
В справке ОГБУ «Костромаоблкадастр - областное БТИ» от <дата> № № содержатся сведения о том, что согласно материалам инвентарного дела №, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> является двухэтажным, кроме того имеется мезонин.
В суде апелляционной инстанции при проверке доводов Шиховцева Е.Б. в суде апелляционной инстанции опрошен специалист ОГКУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ», назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы.
Специалист ОГКУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» в судебном заседании пояснил, что согласно материалам инвентарного дела по адресу: <адрес> разделе архитектурно-планировочные эксплуатационные показатели здания по лит. А по данному дому, количество этажей 2, имеется мезонин. Именно такое описание основано на Инструкции проведения учета жилищного фонда, из данной инструкции понятие мезонин- надстройка, возвышающаяся над общей крышей дома, которая по площади меньше этажа, то есть это надстройка, нельзя отнести это к этажу. Если мезонин в соответствии с проектным решением, либо иными документами мезонин будет описан в качестве этажа, данные будут внесены в технические документы.
Как следует из результатов судебной строительно-технической экспертизы, проведенной ООО «Инженер строитель», в доме по адресу: <адрес> на перекрытии второго этажа (чердачном перекрытии) расположено жилое помещение, состоящее из жилой комнаты и вспомогательного помещения - коридора с винтовой лестницей, выступающие из конструкций крыши, имеющие признаки мезонина согласно определения СП 55.13330.2016, п.3.10: «мезонин: комната и/или вспомогательное помещение надстройки на перекрытии чердака или мансарды, выступающее в конструкции крыши». Спорное помещение мезонин имеет признаки этажа: помещение расположено между перекрытиями второго и третьего этажа, высотой помещений 3,12 м, что более 1,8 м, что соответствует признакам этажа согласно определения СП 54.13330.2016, п.3.10 «количество этажей здания: количество всех этажей здания, надземных, подземных, мансардных, технических чердаков, за исключением помещений и междуэтажных пространств с высотой помещения менее 1,8 м и помещений подполья» и СП 54.13330.2016, п.3.31: «этаж здания: Пространство с помещениями между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли)». Общедомовое отопление дома включает отопление помещений первого, второго и третьего (мезонин) этажей. На третьем этаже - мезонине отопление осуществляется нагревательными приборами, навешенными под окнами и сбоку от балконной двери в количестве 4-х радиаторов. Отопительные приборы соединены трубопроводами: прямой и обратной линией с общедомовой системой отопления. В мезонине расположены помещения: жилая комната 5-8 площадью 9,3 м2 и коридор 6-8 площадью 4,8 м2. всего Площадь мезонина 14,1 м2 является отапливаемой и входит в общую площадь помещений <адрес> (66,5 м2) и общую площадь помещений всего дома 560,3 м2. В связи с наличием признаков у спорного помещения признаков мезонина и признаков этажа согласно определений СП 55.13330.2016, п.3.10, СП 54.13330.2016, п.п.3.10, 3.31 и «Правил землепользования и застройки города Костромы», жилой <адрес> в городе Костроме является трёхэтажным.
В силу положений части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
В силу пункта 20 Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведений о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности), кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с ч. 4.2 ст. 1 Закона о кадастровой деятельности, При выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона о кадастровой деятельности, кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастровой деятельности договора подряда на выполнение кадастровых работ.
В соответствии со ст. 37 Закона о кадастровой деятельности, результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: межевой план; технический план; акт обследования.
Таковых документов в подтверждение своих доводов ответчиком не представлено, результаты строительно-технической экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции таковыми не являются, поскольку результат данного исследования не отвечает требования ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, эксперт, проводивший исследование, не является кадастровым инженером.
Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция), к этажам жилых домов относят, в том числе, этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа. Также согласно Инструкции этажность жилого дома должна определяться по числу надземных этажей. В соответствии со СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" при определении этажности здания в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе мансардный этаж (пункт 9).
В приложениях Б и В СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" даны определения этажей и правила определения этажности здания. В число надземных этажей включаются все надземные этажи, в том числе мансардный. Подполье под зданием независимо от его высоты, а также междуэтажное пространство с высотой менее 1,8 м в число надземных этажей не включаются (СП 54.13330.2011 утратил силу с 04.06.2017, за исключение пунктов, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил).
С 21.04.2017 введен в действие СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные СНиП 31-02-2001", где в пункте 3.19 указано, что этажом дома является часть дома между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли) с высотой помещений, равной и превышающей 1,8 м, мезонин: комната и/или вспомогательное помещение надстройки на перекрытии чердака или мансарды, выступающее в конструкции крыши (п.3.10).
Из данных положений не следует, что любая надстройка над этажом высотой более 1,8 м является этажом, поскольку этажность характеризуется исходя из правил и другими характеристиками, определение и соответствие которых признакам этажность определяется в порядке, установленном законом кадастровым инженером.
В связи с изложенным, суд полагает, что выводы экспертного заключения не могут являться основанием для изменения данных кадастрового учета и соответственно перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с изменением этажности здания.
Таким образом, поскольку мировой судья правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, полностью исследовал обстоятельства имеющие существенное значение, установленным фактическим обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка с учетом требований действующего законодательства, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, на основании изложенного, с Шиховцева Е.Б.подлежат взысканию расходы на оплату услуг специалиста.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 2 Свердловского судебного района г. Костромы от <дата> по исковому заявлению ПАО «Территориальная генерирующая компания № 2» к Шиховцеву Е.Б. о взыскании задолженности за коммунальные услуги, оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиховцеву Е.Б. - без удовлетворения.
Взыскать с Шиховцева Е.Б. в пользу ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» за участие специалиста в судебном заседании 1561 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия
Судья С.В. Ветрова