Мировой судья судебного участка № 49 Дело № 10-72/2024
судебного района г. Кургана Лескевич В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Курган 16 июля 2024 г.
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Садыковой Э.М.,
с участием государственного обвинителя Тихоновой Е.Е.,
защитника – адвоката Жикина Р.Ю.,
при секретаре Радченко С.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Сапрыгиной В.В. на приговор мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым
Волков С. С., <данные изъяты>:
1) ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № судебного района <адрес> (с учетом изменений внесенных постановлением Курганского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ) по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 300 часам обязательных работ;
2) ДД.ММ.ГГГГ по ст. 158.1 УК РФ, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 320 часам обязательных работ; постановлением судьи этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ обязательные работы заменены на 1 месяц 7 дней лишения свободы, освобожденного по отбытии наказания ДД.ММ.ГГГГ;
осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 8 месяцам ограничения свободы.
УСТАНОВИЛ:
приговором мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Волков признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Сапрыгина В.В., не оспаривая квалификацию действий осужденного, просит приговор мирового судьи отменить и уголовное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, поскольку при назначении Волкову наказания в виде ограничения свободы мировой судья ограничения и обязанности не установил, тем самым фактически не назначил наказание и нарушил требования ст. 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 308 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Защитник Волкова С.С. – адвокат Жикин Р.Ю. в судебном заседании просил приговор мирового судьи оставить без изменения, полагая доводы апелляционного представления необоснованными.
Осужденный Волков С.С., представитель потерпевшего Р в судебное заседание не явились, извещены о месте, дате и времени заседания суда апелляционной инстанции своевременно.
Неявка лиц, своевременно извещенных о месте, дате и времени заседания суда апелляционной инстанции, не препятствует рассмотрению уголовного дела.
Проверив материалы уголовного дела, заслушав выступления сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым.
Согласно ч. 2 ст. 297 УПК РФ приговор признается законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Существенное нарушение уголовно-процессуального закона и неправильное применение уголовного закона в соответствии с п.п. 2, 3 ст. 389.15 УПК РФ являются основаниями для отмены приговора. При вынесении приговора по данному уголовному делу мировым судьей допущены существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ч. 1 ст. 308 УПК РФ в резолютивной части обвинительного приговора должны быть, в частности, указаны вид и размер наказания, назначенного подсудимому за каждое преступление, в совершении которого он признан виновным; решение о дополнительных наказаниях в соответствии со ст. 45 УК РФ; ограничения, которые устанавливаются для осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.
В силу ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному ограничений и обязанностей, которые он должен отбывать в установленный законом и определенный судом срок.
Из разъяснений, содержащихся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», следует, что в приговоре осужденному к наказанию в виде ограничения свободы должны быть обязательно установлены не только ограничения, но и должна быть возложена обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.
Вместе с тем, как следует из приговора, суд первой инстанции, признав осужденного Волкова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, назначил ему наказание в виде ограничения свободы. Однако, вопреки требованиям ст. 53 УК РФ, суд не возложил на осужденного обязанности являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, а также не установил конкретных ограничений, то есть фактически не назначил Волкову наказание.
Кроме того в силу положений ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ, основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных названным Кодексом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.
По смыслу ст. 314 УПК РФ, при наличии ходатайства обвиняемого лица о применении особого порядка принятия судебного решения и отсутствии обстоятельств, препятствующих разбирательству уголовного дела в особом порядке, судья при назначении судебного заседания принимает решение о рассмотрении данного дела в особом порядке. Если впоследствии в ходе судебного заседания будет установлено, что все условия соблюдены, суд продолжает рассмотрение уголовного дела в особом порядке. В случае, когда по делу какие-либо условия, необходимые для постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, отсутствуют, в соответствии с ч. 3 ст. 314 и ч. 6 ст. 316 УПК РФ суд принимает решение о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.
Согласно ч. 6 ст. 316 УПК РФ при возражении подсудимого, государственного обвинителя, потерпевшего против постановления приговора без проведения судебного разбирательства либо по собственной инициативе судья выносит постановление о прекращении особого порядка судебного разбирательства и назначении рассмотрения уголовного дела в общем порядке.
По смыслу закона указанная норма закона предполагает обязанность суда выяснять мнение потерпевшего о возможности рассмотрения уголовного дела в особом порядке.
Данное требование закона судом первой инстанции соблюдено не было.
Как следует из материалов дела, принимая решение о применении особого порядка проведения судебного разбирательства, суд не убедился в том, что представитель потерпевшего Р не возражает против рассмотрения уголовного дела в отношении Волкова в особом порядке. Согласие представителя потерпевшего Р на рассмотрение дела в особом порядке в деле отсутствует, ее мнение по данному вопросу не выяснялось, предусмотренные главой 40 УПК РФ права ей не разъяснялись.
Согласно материалам дела, в адрес представителя потерпевшего ДД.ММ.ГГГГ направлено СМС-сообщение о судебном заседании, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 151).
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, представитель потерпевшего Рыжкова в суд не явилась. В дальнейшем, когда судебное заседание было отложено на ДД.ММ.ГГГГ, сведений об извещении представителя потерпевшего Рыжковой в материалах дела не имеется.
Таким образом, условия, необходимые для постановления приговора без проведения судебного разбирательства в особом порядке, судом не соблюдены, что ставит под сомнение законность выводов суда о постановлении приговора в отношении Волкова в особом порядке судебного разбирательства.
Невыполнение судом обязанности, установленной ч. 6 ст. 316 УПК РФ, является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, поскольку объективно сопряжено с лишением потерпевших конституционного права на справедливое судебное разбирательство, и тем самым предопределяет невозможность констатировать законность постановленного в отношении Волкова обвинительного приговора.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый приговор нельзя признать законным и обоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции были допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, неустранимые в суде апелляционной инстанции, он подлежит отмене с передачей уголовного дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует устранить допущенные нарушения, правильно установить все имеющие значение фактические обстоятельства, после чего принять законное, обоснованное и справедливое решение, в том числе проверить доводы стороны обвинения, указанные в представлении.
Отменяя приговор, суд апелляционной инстанции считает необходимым меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке Волкову С.С. - сохранить.
Поскольку дело в отношении Волкова С.С. рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства, процессуальные издержки взысканию с него не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.22 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
приговор мирового судьи судебного участка № судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Волкова С. С. отменить, уголовное дело направить на новое судебное разбирательство со стадии подготовки к судебному заседанию мировому судье другого судебного участка.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке в отношении Волкова С.С. оставить без изменения.
Освободить Волкова С.С. от возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу в суде апелляционной инстанции.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам главы 47.1 УПК РФ в судебную коллегию по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с подачей кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного постановления, а по истечении этого срока – непосредственно в суд кассационной инстанции.
Волков С.С. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий подпись Э.М. Садыкова
УИД 45МS0№-15