Дело № 12-25/2022
УИД:05RS0012-01-2021-024318-67
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Дербент 07 апреля 2022 года
Судья Дербентского городского суда РД Галимов М.И. единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Омарова Руслана Фазлуровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Гамзатова М.Г. № 03-01/7724 от 16.09.2021 г. по делу № 005/04/7.32-2202/2021, по которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 7.32 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Гамзатова М.Г. № 03-01/7724 от 16.09.2021 г. по делу № 005/04/7.32-2202/2021, Омаров Руслан Фазлурович признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 7.32 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Омаров Р.Ф. подал жалобу об отмене и прекращения производства по делу в соответствии с п.24.5 КоАП РФ, ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Жалоба Омарова Р.Ф., мотивирована тем, что согласно Постановлению, УФАС России по РД рассмотрев жалобу ИП ФИО2 (далее - Участник закупки) от 26.01.2021 г., на действия Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» городского округа «город Дербент» (далее - Заказчик) при проведении Управлением по регулированию контрактной системы городского округа «город Дербент» (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона извещение №0803600031820000174 «Поставка посуды и нейтрального оборудования в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения города Дербент» (далее- Аукцион), установила следующие обстоятельства:
20.10.2020 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 9 476 284,18 рублей. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 25.12.2020 г. № 0803600031820000174-6 участником закупки, с которым по результатам проведения процедуры закупки будет заключен контракт был определен - ФИО2.
Сведения, содержащиеся в Единой информационной системе, являются общедоступным фактом и действия совершенные со стороны Заказчика и Участника закупки, представляют с собой последовательную хронологию событий размещенной на сайте ЕИС в следующем виде:
30.12.2020 года 16:48 (МСК) На электронную площадку http://www-sberbank-ast.ru передан документ «Проект контракта» от 30.12.2020 года.
30.12.2020 16:48 (МСК) Процедура заключения контракта № 0803600031820000174 переведена на этап «Подписание поставщиком».
30.12.2020 года 16:48 (МСК) Размещен документ «Проект контракта» от 30.12.2020 года.
11.01.2021 года 15:47 (МСК) От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Протокол разногласий» от 11.01.2021 года.
15.01.2021 года 11:20 (МСК) На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ «Доработанный проект контракта» от 15.01.2021 года.
19.01.2021 года 13:18 (МСК) От электронной площадки http://www.sherhank-ast.ru получен документ «Подписанный победителем проект контракта» от 19.01.2021 года.
Предписанием № 005/06/106-89/2021 от 02.01.2021 г. УФАС по РД предписывает заказчику разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 83.2 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Так, при вынесении решения УФАС России по РД не учел, что на тот период контракт уже находился на стадии подписания истцом и в силу отсутствия технической возможности его подписания, по причине неоднократных блокировок, которые не были сняты на момент рассмотрения жалобы, контракт не был заключен в оговоренные законом сроки. Кроме того, УФАС России по РД, не взял во внимание процедуру снятия блокировки в части заключения контракта регламентированной письмом Управления Федеральной антимонопольной службы, от 23.10.2018 года № ИА/85436/18 (далее - Письмо), предписывающий последовательность действий уполномоченных лиц при осуществлении вышеуказанных мероприятий, в порядке предусмотренном п.2 Письма в следующей хронологической последовательности:
«По итогам рассмотрения жалобы по существу (сразу же после оглашения резолютивной части решения) контрольный орган в соответствии с положениями части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе обязан прекратить приостановление заключения контракта с учетом следующих положений:
П. 2.1 Письма «В случае, если по результатам рассмотрения жалобы не выдано предписание об устранении выявленных нарушений, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) сразу же после оглашения резолютивной части решения по жалобе: в соответствующей карточке жалобы в Личном кабинете выбирается пункт "Отменить приостановку", при этом стадия рассмотрения жалобы "Результаты контроля" не формируется.
Результаты контроля по указанной жалобе размещаются контрольным органом в реестре жалоб в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе: в течение трех рабочих дней с даты принятия решения с прикреплением соответствующего текста решения».
П.2.2 Письма «В случае, если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении выявленных нарушений при продолжении закупки, то приостановление заключения контракта прекращается Комиссией сразу же после оглашения резолютивной части решения, посредством функционала, описанного выше».
Так, Комиссией УФАС России по РД неоднократно были выданы предписания, но процедура отмены приостановки для Заявителя в части заключения контракта, не была произведена (снимки экрана произведенные с портала Единой информационной системы).
Кроме того в соответствии с планом-графиком осуществления закупок, планируемый год проведения закупки, заключения и исполнения контракта Приходится на 2020 г. В силу п.1 ст. 16 ФЗ-44, проведение закупки не предусмотренной планом-графиком не может быть осуществлено.
Помимо прочего, крайний срок исполнения контракта в соответствии с п. 1.4 муниципального контракта № ЭА-20/026 от 16.02.2021 г., приходится на 14.12.2020 г.
Как указывает заявитель, вероятная возможность изменения срока исполнения контракта, была недостижима по следующим причинам: Согласно ст. 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации существенными условиями о предмете договора являются существенные или необходимые для договоров данного вида. Исходя из общих правил применения ст. 34 ФЗ-44, законодатель относит к существенным условиям контракта, срок его исполнения. В соответствии с п. 1 ст. 95 ФЗ-44, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных законодателем. Однако, УФАС России по РД при рассмотрении жалобы, изучив возражения Заказчика на жалобу ФИО2 в котором были оговорены выше представленные обстоятельства, осознавая все негативные последствия в случае исполнения контракта для муниципального заказчика, принимает решение, согласно которому, предписывает заключить контракт с явным нарушением законодательства и невозможностью его последующего исполнения в силу отсутствия его информации в плане-графике осуществления закупок и отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также отсутствия технической возможности его заключения.
В постановлении должностным лицом УФАС России, при вынесении решения о привлечении заявителя к административной ответственности, существенным условием обоснования причины назначения штрафа является отсутствие в ФЗ-44 возможности Заказчика в отказе от заключения контракта по основанию не доведенных лимитных обязательств, однако согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 13.05.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" УФАС России и все подведомственные органы должны руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и потому вынесенное Постановление необоснованно с точки зрения всей широты нормативно-правовой базы утвержденной и обладающей юридической силой на территории Российской Федерации, а именно Бюджетный Кодекс РФ.
В связи с чем, заявитель просит суд, отменить постановление № 03-01/7724 от 16.09.2021 г. по делу № 005/04/7.32-2202/2021 и прекратить производство по делу в соответствии с п.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Будучи надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного разбирательства, автор жалобы и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, в связи с чем, дело рассмотрено без участия сторон.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Гамзатова М.Г. № 03-01/7724 от 16.09.2021 г. по делу № 005/04/7.32-2202/2021, Омаров Руслан Фазлурович признан виновным в совершении административного правонарушения и привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 7.32 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Из материалов дела усматривается, что МКУ «УКХ» ГО «город Дербент» утвердило аукционную документацию на поставку посуды и нейтрального оборудования в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения города Дербент.
В Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке АО «Сбербанк - АСТ» 20.10.2020 уполномоченный орган разместил извещение и аукционную документацию на проведение аукциона в электронной форме на поставку 2 посуды и нейтрального оборудования в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения города Дербент (извещение №0803600031820000174). Начальная (максимальная) цена контракта - 9476284, 18 рублей. Дата и время начала подачи заявок - значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение, дата и время окончания подачи заявок - 28.10.2020 00:01. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона (извещение №0803600031820000174) от 25.12.2020 победителем аукциона аукционная комиссия признала ФИО2, с которым решила заключить контракт.
26.01.2021 (вх.№454) в УФАС России по РД поступила жалоба на действия заказчика МКУ «УКС» - на нарушение срока подписания контракта заказчиком по результатам электронного аукциона №0803600031820000174. Уведомлением №005/06/106-89/2021 управление известило заказчика, уполномоченного органа, электронную площадку, подателя жалобы ФИО2 о рассмотрение поступившей жалобы ИП ФИО2 на действия МКУ «УКС» при проведении электронного аукциона №0803600031820000174 и назначило рассмотрение жалобы на 02.02.20221 в 15 час.30 мин. по адресу: <адрес изъят>. По результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО2 управление приняло решение от 02.02.2021 №005/06/106-89/2021, резолютивная часть решения состоит из четырех пунктов со следующими содержаниями: 1. жалобу заявителя признать обоснованной; 2.признать в действиях заказчика нарушение части 7 статьи 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе); 3. выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения; 4. передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
На основании указанного решения управление вынесло предписание №005/06/106- 89/2021, которым антимонопольный орган предписал следующее: 1. заказчику разместить в Единой информационной системе и на электронной площадке с использованием информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика в соответствии с требованием части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе; 2. оператору электронной площадки обеспечить заказчику техническую возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания; 3. заказчику, оператору электронной площадки провести дальнейшие процедуры закупки в соответствии Законом о контрактной системе; 4. заказчику, оператору электронной площадки в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего предписания исполнить его и в трехдневный срок со дня его исполнения представить в Дагестанское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания.
Кроме того, сведения, содержащиеся в Единой информационной системе, являются общедоступным фактом и действия совершенные со стороны Заказчика и Участника закупки, представляют с собой последовательную хронологию событий размещенной на сайте ЕИС в следующем виде:
30.12.2020 года 16:48 (МСК) На электронную площадку http://www-sberbank-ast.ru передан документ «Проект контракта» от 30.12.2020 года.
30.12.2020 16:48 (МСК) Процедура заключения контракта № 0803600031820000174 переведена на этап «Подписание поставщиком».
30.12.2020 года 16:48 (МСК) Размещен документ «Проект контракта» от 30.12.2020 года.
11.01.2021 года 15:47 (МСК) От электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Протокол разногласий» от 11.01.2021 года.
15.01.2021 года 11:20 (МСК) На электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан документ «Доработанный проект контракта» от 15.01.2021 года.
19.01.2021 года 13:18 (МСК) От электронной площадки http://www.sherhank-ast.ru получен документ «Подписанный победителем проект контракта» от 19.01.2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.
В силу ч.2 ст. 82.2 ФЗ-44 заказчик, в течении пяти дней с момента подведения итогов электронного аукциона размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 82.2 ФЗ-44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта.
В соответствии с ч.4 ст. 82.2 ФЗ-44 в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры.
Предписанием № 005/06/106-89/2021 от 02.01.2021 г. УФАС по РД предписало заказчику разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 83.2 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При этом, при вынесении решения УФАС России по РД не учел, что на тот период контракт уже находился на стадии подписания с заявителем и в силу отсутствия технической возможности его подписания, по причине неоднократных блокировок, которые не были сняты на момент рассмотрения жалобы, контракт не был заключен (подписан) в оговоренные законом сроки. Кроме того, УФАС России по РД, не взяло во внимание процедуру снятия блокировки в части заключения контракта регламентированной письмом Управления Федеральной антимонопольной службы, от 23.10.2018 года № ИА/85436/18, предписывающий последовательность действий уполномоченных лиц при осуществлении вышеуказанных мероприятий, в порядке предусмотренном п.2 Письма в хронологической последовательности:
«По итогам рассмотрения жалобы по существу (сразу же после оглашения резолютивной части решения) контрольный орган в соответствии с положениями части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе обязан прекратить приостановление заключения контракта с учетом следующих положений:
П. 2.1 Письма «В случае, если по результатам рассмотрения жалобы не выдано предписание об устранении выявленных нарушений, то приостановление заключения контракта прекращается комиссией территориального органа по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) сразу же после оглашения резолютивной части решения по жалобе: в соответствующей карточке жалобы в Личном кабинете выбирается пункт "Отменить приостановку", при этом стадия рассмотрения жалобы "Результаты контроля" не формируется.
Результаты контроля по указанной жалобе размещаются контрольным органом в реестре жалоб в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе: в течение трех рабочих дней с даты принятия решения с прикреплением соответствующего текста решения».
П.2.2 Письма «В случае, если по результатам рассмотрения жалобы выдано предписание об устранении выявленных нарушений при продолжении закупки, то приостановление заключения контракта прекращается Комиссией сразу же после оглашения резолютивной части решения, посредством функционала, описанного выше».
Как следует из материалов дела, Комиссией УФАС России по РД неоднократно были выданы предписания, но процедура отмены приостановки для Заявителя в части заключения контракта, не была произведена.
Кроме того в соответствии с планом-графиком осуществления закупок, планируемый год проведения закупки, заключения и исполнения контракта Приходится на 2020 г. В силу п.1 ст. 16 ФЗ-44, проведение закупки не предусмотренной планом-графиком не может быть осуществлено.
Согласно ч.2 ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и оплачиваются в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, такая же позиция озвучена в п. 5 ст. 161 БК РФ о положении казенных учреждений.
Помимо вышеуказанных обстоятельств, крайний срок исполнения контракта в соответствии с п. 1.4 муниципального контракта № ЭА-20/026 от 16.02.2021 г., приходится на 14.12.2020 г.
Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда РД от 31.01.2022г. по делу №А15-556/2021 постановлено признать недействительными пункты 1, 2 и 3 решения УФАС России по РД от 02.02.2021 №005/06/106-89/2021, как не соответствующие требованиям Закона о контрактной системы.
Как установлено Арбитражным судом РД и подтверждается материалами дела, по предписанию от 02.12.2020 №005/06/106-89/2021, выданному управлением заказчику на основании решения от 02.02.2021 №05/06/106-89/2021, предписано учреждению разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный контракт в 2021 году, тогда как по проекту муниципального контракта срок исполнения - 09.12.2020.
В связи с чем, суд соглашается с доводами заявителя, что вероятная возможность изменения срока исполнения контракта, была недостижима по следующим причинам: Так согласно ст. 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации существенными условиями о предмете договора являются существенные или необходимые для договоров данного вида. Исходя из общих правил применения ст. 34 ФЗ-44, законодатель относит к существенным условиям контракта, срок его исполнения. В соответствии с п. 1 ст. 95 ФЗ-44, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных законодателем. Однако, УФАС России по РД при рассмотрении жалобы, изучив возражения Заказчика на жалобу ФИО2 в котором были оговорены выше представленные обстоятельства, осознавая все негативные последствия в случае исполнения контракта для муниципального заказчика, принимает решение, согласно которому, предписывает заключить контракт с явным нарушением законодательства и невозможностью его последующего исполнения в силу отсутствия его информации в плане-графике осуществления закупок и отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств, а также отсутствия технической возможности его заключения.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности жалобы заявителя и необходимости ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Омарова Руслана Фазлуровича, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Гамзатова М.Г. № 03-01/7724 от 16.09.2021 г. по делу № 005/04/7.32-2202/2021, которым Омаров Руслан Фазлурович привлечен к административной ответственности по ч.3 ст. 7.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, отменить и прекратить производство по делу в соответствии с п.24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Настоящее Решение суда может быть обжаловано в соответствии с Главой 30 КоАП РФ.
Судья Галимов М.И.