УИД 11RS0001-01-2023-012178-15 Дело № 2-10465/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
истца Сахно Л.Ю.,
представителя ответчика Фроловой Н.В.,
представителя третьего лица Федина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
1 декабря 2023 г. гражданское дело по иску Сахно Ларисы Юрьевны к ОСФР по Республике Коми об обязании включить периоды работы в трудовой стаж, произвести перерасчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Сахно Л.Ю. обратилась в суд с иском к ОСФР по Республике Коми об обязании включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работ с ** ** **, обучения на курсах повышения квалификации с ** ** **, обучения в училище с ** ** **, произвести перерасчет размера пенсии.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФКУ «Военный комиссариат Республики Коми».
В судебном заседании истец требования поддержала.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица позицию по иску не высказал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец 07.08.2023 обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости.
Решением ОСФР по Республике Коми от ** ** ** Сахно Л.Ю. отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с отсутствием оснований. Так в решении указано, что в представленной справке от ** ** ** № ..., выданной Военным комиссариатом Республики Коми, имеются сведения о работе ... Ларисы Юрьевны с ** ** ** по ** ** **, дата рождения не указана. Поскольку невозможно установить, что работа осуществлялась Сахно Л.Ю., ** ** ** г.р., период работы не может быть учтен в страховой стаж. Документ о смене фамилии отсутствует.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
В справке Военного комиссариата Республики Коми от ** ** ** № ... сообщается Сахно Л.Ю., о том, что по данным предоставленной справки комиссара г.Печора, она работала в Печорском горвоенкомате с ** ** ** (в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет в отделении призыва). В книге приказов Печорского горвоенкомата за 1995 г. данные о ее работе не отражены. Соответственно, она работала по направлению Центра занятости населения.
Согласно справке военного комиссара г.Печоры ... Лариса Юрьевна на основании решения Главы администрации № ... от ** ** ** работала в Печорском горвоенкомате с ** ** **. На время работы за ней сохранялся средний заработок 250000 рублей.
В соответствии с постановлением Главы администрации г.Печоры от ** ** ** № ... «О подготовке и проведении первоначальной постановки на воинский учет граждан 1978 г.р. к призывному участку г.Печоры» начальнику центра занятости постановлено для организации подготовки и проведения первоначальной постановки на воинский учет выделить 4 технических работников с образованием не ниже среднего, имеющих разборчивый почерк. Технических работников направить в военкомат 11.01.1995 к 9 час. Данным постановлением утверждена смета расходов на проведение первоначальной постановки на воинский учет на оплату технических работников.
Согласно справке ГУ РК «ЦЗН города Печоры» Сахно (...) Л.Ю., ** ** ** г.р., состояла на учете в качестве безработного с ** ** **.
Согласно трудовой книжке ... Лариса Юрьевна, ** ** ** г.р., ** ** ** сменила фамилию на ..., в дальнейшем ** ** ** – на Сахно.
С учетом представленных доказательств суд считает установленным, что Сахно Л.Ю. работала в период с ** ** ** по ** ** ** в Печорском горвоенкомате.
Доводы ответчика о том, что истец при обращении с заявлением о перерасчете размера пенсии не предоставила документов о смене фамилии, судом во внимание не принимаются, т.к. при приеме документов специалист ОСФР по Республике Коми, видя, что в документах о работе указана иная фамилия, не предложили Сахно Л.Ю. представить документы о смене фамилии.
Доводы ответчика о том, что истец не предоставила документов, подтверждающих занятость в период работы с ** ** ** полный рабочий день, а также в справке о работе отсутствует основание выдачи, судом также не принимаются.
В данном случае суд находит необходимым в отношении ответчика применить принцип эстоппеля - принцип утраты права на возражение при недобросовестном или противоречивом поведении.
По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, названные нормы права требуют от участников гражданского оборота придерживаться определенного стандарта поведения. Это необходимо для достижения в гражданском обороте стабильности и правовой определенности.
Одним из средств достижения правовой определенности является эстоппель, который препятствует недобросовестному лицу изменять свою первоначальную позицию, выбранную ранее модель поведения и отношения к определенным юридическим фактам и тем самым вносит определенную конкретность в правоотношения.
Главная задача принципа эстоппель - не допустить, чтобы вследствие непоследовательности в своем поведении сторона получила выгоду в ущерб другой стороне, которая добросовестным образом положилась на определенную юридическую ситуацию, созданную первой стороной. Иными словами принцип «эстоппеля» можно определить, как запрет ссылаться на обстоятельства, которые ранее признавались стороной бесспорными, исходя из ее действий или заверений. Данный принцип формально ограничивает право стороны в споре на судебную защиту, поскольку умаляет объем процессуальных прав одной из сторон в части заявления возражений и новых требований.
Как уже указывалось, согласно решению ОСФР по Республике Коми от ** ** ** справка о работе Сахно Л.Ю. с ** ** ** не была принята только в связи с тем, что отсутствовали документы о смене фамилии. Никаких оснований того, что Сахно Л.Ю. не были представлены документы о занятости полный рабочий день, а также о том, что в справке отсутствует основание выдачи, в решении не указано. В связи с этим, ссылка ответчика в ходе рассмотрения дела, что истец не предоставила еще каких-либо доказательств, судом не принимается.
Также судом принимается во внимание, что в силу п. 4.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190 (действовавшего в спорный период работы истца), справки организаций, выданные работнику своевременно, при увольнении с работы, в которых не имеется оснований их выдачи, могут приниматься в подтверждение трудового стажа.
В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона).
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 утверждено Положения об организации общественных работ.
В соответствии с данным Положением граждане, зарегистрированные в органах службы занятости, имеют право участвовать в общественных работах по направлениям этих органов.
Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.
Направление на участие в общественных работах в соответствующей организации, выданное гражданину, является основанием для его приема на работу.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице (кроме участвующих в общественных работах граждан, указанных в пункте 15 настоящего Положения).
В соответствии со ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации с работниками, направленными на общественные работы, заключаются срочные трудовые договоры.
Таким образом, с гражданами, направленными на общественные работы, заключается срочный трудовой договор, на них распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, они также должны соблюдать режим рабочего времени и времени отдыха и им выплачивается заработная плата.
Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 6 и 7 ч. 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31.12.2001.
На 31.12.2001 город Печора относился к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обязании ответчика включить период работы истца с ** ** ** в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Период с ** ** ** засчитан в страховой стаж истца. Требование истца о включении данного периода в стаж работы в районах Крайнего Севера не подлежит удовлетворению, так как отсутствуют сведения о месте работы истца.
Периоды обучения истца на курсах повышения квалификации с ** ** **, обучения в училище с ** ** ** засчитаны в страховой стаж. Период с ** ** ** засчитан в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как период работы, в связи с чем, данный период повторно не может быть включен в стаж.
В период обучения на курсах повышения квалификации истец не работала. В связи с этим, нормы ст. 187 Трудового кодекса РФ к ней не применяются.
По ранее действовавшему пенсионному законодательству учеба засчитывалась только в общий стаж работы и не включалась в специальный стаж, что следует из смысла ст. 14, 88 и 91 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ».
В связи с этим, требования истца об обязании ответчика включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды обучения с ** ** ** не подлежат удовлетворению.
Так как требование истца об обязании включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период работы с ** ** ** удовлетворено, то требование об обязании произвести перерасчет размера пенсии также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сахно Ларисы Юрьевны (СНИЛС ...) к ОСФР по Республике Коми (ИНН 1101471400) удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Республике Коми включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Сахно Ларисы Юрьевны период работы с ** ** ** и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
Требования Сахно Ларисы Юрьевны к ОСФР по Республике Коми об обязании включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с ** ** **, периодов обучения с ** ** **, произвести перерасчет размера пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 04.12.2023