УИД 91RS0№-08
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2023 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца – ФИО6, представителя третьего лица МВД по Республике Крым – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство внутренних дел по Республике Крым, Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым», о прекращении права собственности на оружие, разрешении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
10.02.2023 Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просило прекратить право собственности ФИО1, ФИО2 и его возможных наследников на охотничье длинноствольное гладкоствольное оружие «МЦ21-12», 1-ств 12 калибра, № Р-5813; разрешить Главному управлению Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю уничтожить вышеуказанное оружие на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федеральным законом от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Заявленные требования мотивированы тем, что на складе МВД по Республике Крым с 17.02.2021, на хранении находится вышеуказанное оружие, принадлежащее ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
16.01.2022 ФИО1 умер, однако наследниками до сих пор не предпринято никаких действий по оформлению разрешительного документа на право хранения оружия, либо его отчуждения. При этом, хранение и содержание оружия требует материальных затрат, которые несет истец.
Определением Керченского городского суда Республики Крым, занесенного в протокол судебного заседания 16.03.2023, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство внутренних дел по Республике Крым, Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Крым» (л.д. 38).
В судебном заседании представитель истца - ФИО6 настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель МВД по РК – ФИО5 просила рассмотреть дело на усмотрение суда.
Ответчик ФИО2, представитель ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Крым» в судебное заседание не явились о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.
Кроме того, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Керченского городского суда Республики Крым в сети «Интернет».
В соответствии со ст. ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке, с учетом надлежащего извещения сторон о данном судебном заседании.
Заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее: Федеральный Закон № 226-ФЗ) установлено, что войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями, в том числе, осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее ФЗ № 150).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Ст. 27 ФЗ № 150 установлено, что изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях, в том числе, аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно ст. 28 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее Правила № 814).
Согласно п. 1 Правил № 814, настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия (далее именуется - оружие) и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
П. 78, 79, 82, 83 Правил № 814 установлено, что изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством.
Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Часть 4 ст. 20 Федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.
Согласно п. 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
На основании п. 3 ст. 238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что 19.01.2022 умер ФИО1, что подтверждается актовой записью о смерти № (л.д. 31).
У ФИО1 при жизни имелось разрешение на хранение и ношение охотничьего длинноствольного гладкоствольного оружия «МЦ21-12», 1-ств 12 калибра, № Р-5813 до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
19.01.2021 указанное оружие было изъято старшим УУП ОУУП и ПДН УМВД России по г. Керчи майором полиции ФИО7 (л.д. 9).
С 17.02.2021 вышеуказанное оружие находится на хранении на складе МВД по Республике Крым (л.д. 5).
16.12.2022 ФИО2 написал заявление в Главное управление Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю, согласно которому он указывает на то, что он является наследником после смерти ФИО1 и просит направить оставшееся после смерти отца охотничье оружие «МЦ21-12», 1-ств 12 калибра, № Р-5813 на утилизацию, поскольку вступать в право наследования он не будет.
Наследственное дело после смерти ФИО1 не заводилось, что подтверждается сведениями из реестра наследственных дел (54).
Наследниками умершего ФИО1 не предпринимаются никакие действия по получению вышеуказанного имущества, меры к оформлению права на владение оружием также не принимаются. Не предприняты такие действия и после принятия к производству суда настоящего искового заявления.
Доказательств обратного материалы дела не содержат, стороной ответчика в ходе рассмотрения настоящего дела такие доказательства также представлены не были.
Учитывая, изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для прекращения права собственности ФИО1, ФИО2, а также возможных наследников (поскольку наследственное дело не открывалось, круг возможных наследников суду не известен), на оружие охотничье длинноствольное гладкоствольное «МЦ21-12», 1-ств 12 калибра, № Р-5813.
Что касается исковых требований о предоставлении Главному управлению Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю разрешения на уничтожение спорного оружия на основании п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», суд отмечает следующее.
Согласно п.п. 82, 83 Правил № 814 по результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Патроны к газовому оружию, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, технически неисправные либо срок годности, хранения или использования которых истек, безвозмездно передаются по заявлению их владельцев поставщикам (продавцам) для уничтожения в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Однако, истцом не представлено в суд доказательств того, что оружие являющееся предметом спора является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено.
С учетом анализа вышеприведенных правовых норм, суд обращает внимание, что суд не должен сам принимать решение об уничтожении изъятого оружия, поскольку данное уничтожение производится воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Кроме того, перед разрешением вопроса об уничтожении оружия в соответствии с п. 82, 83 Правил № 814 территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации проводится экспертиза, по результатам которой оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение.
Доводы искового заявления о наличии ответа директора ООО «Сокол» о нецелесообразности реализации спорного оружия не является допустимым доказательством, предусмотренным Правилами № 814.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении разрешения Главному управлению Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю на уничтожение спорного оружия на основании п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Главного управления Росгвардии по Республике Крым и г. Севастополю.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Министерство внутренних дел по Республике Крым, Федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерство внутренних дел по Республике Крым», о прекращении права собственности на оружие, разрешении совершить определенные действия - удовлетворить частично.
Прекратить право собственности ФИО1, ФИО2, а также возможных наследников, после смерти ФИО1, умершего 19 января 2021 года, на охотничье длинноствольное гладкоствольное оружие «МЦ21-12», 1-ств 12 калибра, № Р-5813.
В остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2023 года.