Дело № 2-1248/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2019 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю.,при секретаре Забелиной М.В., с участием истца Михайлова А.В., представителя ответчика по доверенности НЕР,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайлова А.В. к Отделу МВД России по г. Бор Нижегородской области о взыскании компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Михайлов А.В. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по г. Бор Нижегородской области о взыскании компенсационной выплаты. В обоснование заявленных требований указал следующее.
С июля 2009 года истец работал в отделе МВД России по г. Бор Нижегородской области в должности полицейского.
14.12.2018 года истец уволен из ОМВД России по г. Бор Нижегородской области.
С 01.01.2016 года по 14.12.2018 года истец не получал от работодателя выплаты за ночное время работы и работу в праздничные дни.
С 01.01.2016 года по 14.12.2018 года истец не получал от работодателя выплаты за ночное время работы в размере 59 766 рублей. В связи с чем истец считает, что ответчик обязан выплатить данные денежные средства в пользу истца.
С 01.01.2016 года по 14.12.2018 года истец также не получал от работодателя выплаты за работу в праздничные дни в размере 47 772 рубля. В связи с чем истец также считает, что ответчик обязан произвести данные выплаты в пользу истца.
При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил взыскать с Отдела МВД России по г. Бор Нижегородской области в пользу Михайлова А.В. компенсационную выплату в размере 107 538 рублей.
В ходе рассмотрения дела Михайлов А.В. в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил заявленные исковые требования и в конечном итоге просил суд взыскать с Отдела МВД России по г. Бор Нижегородской области в его пользу компенсационную выплату за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года за выполнение служебных обязанностей в ночное время и нерабочие праздничные дни в размере 27 352 рубля 03 копейки.
В судебном заседании Михалов А.В. уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что о нарушении своих прав он узнал в декабре 2018 года, кроме того, на момент работы в отделе МВД он не имел возможности обратиться к работодателю с требованием о начислении данных выплат.
Представитель ответчика по доверенности НЕР возражала против удовлетворения заявленных требований, заявила о пропуске срока на обращение в суд и отсутствие уважительных причин для его восстановления, суду пояснила, что истец не лишен был возможности своевременно обратиться к работодателю с требованием о начислении данных выплат, в случае его обращения компенсационные выплаты были бы осуществлены, на данный момент Михайлову А.В. в бесспорном порядке осуществлены компенсационные выплаты за 2018 год в полном объеме.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В силу ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под служебным временем понимается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Частью 2 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с ч. 6 ст. 53Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно ч. 10 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 01.02.2018 года № 50, в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Согласно п. 275 Порядка сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании правового акта Министра, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, а также правового акта руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности.
Пунктом 277 Порядка установлено, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации.
В соответствии с п. 284 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Согласно п. 285 Порядка компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации
В силу п. 293 Порядка сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Пунктом 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации установлено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
Из системного анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что в соответствии с действующим специальным законодательством для реализации сотрудником органов внутренних дел права на получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение совокупности условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с руководителем; в случае наличия такого согласования - соблюдение установленного ограничения по оплате работы в сверхурочное время.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа ГУВД по Нижегородской области № от 22.07.2009 года Михайлов А.В. принят на службу в органы внутренних дел.
Приказом отдела МВД России по г. Бор № от 14.12.2018 года с Михайловым А.В. расторгнут контракт, он уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации по <данные изъяты>.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в период работы с 01 января 2016 года по 14 декабря 2018 года Михайлов А.В. привлекался работодателем к выполнению служебных обязанностей в ночное время и нерабочие праздничные дни.
04 марта 2019 года Михайлов А.В. обратился к ответчику с заявлением об осуществлении за вышеуказанный период компенсационных выплат (л.д. 14).
По итогам рассмотрения данного заявления отделом МВД России по г. Бор Нижегородской области было принято решение о выплате Михайлову А.В. денежной компенсации за работу в ночное время и нерабочие праздничные дни за период с 01 января 2018 года по 14 декабря 2018 года, в связи с чем был издан приказ № от 05 апреля 2019 года (л.д. 15).
15 апреля 2019 года денежная компенсация за указанный период была выплачена Михайлову А.В. в размере 10 525 рублей 39 копеек (л.д. 67).
В уточненном исковом заявлении Михайлов А.В. просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2017 года. Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд.
Согласно ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителюфедерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Из смысла п. п. 4, 61 - 63 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, следует, что выплата компенсаций за службу в ночное время, в выходные, нерабочие и праздничные дни производится в текущий месяц в период с 20 по 25 число. Таким образом, указанные компенсационные выплаты относятся к периодическим платежам, с самостоятельным исчислением срока на обращение в суд.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Судом установлено, что компенсационные выплаты за спорный период должны быть выплачены Михайлову А.В. не позднее января 2018 года.
Следовательно, Михайлов А.В., не получив компенсационное возмещение за службу в ночное время и в нерабочие дни, узнал (или должен был узнать) о нарушении своего права на получение спорной выплаты в январе 2018 года. Однако в суд с требованием о взыскании указанной компенсации истец обратился лишь 05 марта 2019 года. Таким образом, на момент обращения в суд с данными исковыми требованиями установленный законом срок для защиты его прав истек. Пропуск этого срока является значительным, при этом каких-либо доказательств уважительности причин пропуска данного срока истцом представлено не было.
Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемых истцом денежных компенсаций не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковых.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих истцу обратиться в суд за защитой нарушенного права в установленный срок.
При этом отмечается, что прекращение служебных отношений не изменяет вышеуказанного порядка исчисления срока для обращения в суд.
Довод истца о том, что о нарушении права на получение спорной надбавки он узнал лишь на момент увольнения, поскольку ответчик не ознакомил его с нормативно-правовыми актами, которыми установлена выплата такой надбавки, является несостоятельным.
Получая ежемесячное денежное довольствие, истец был осведомлен, что спорная надбавка в него не включена, соответственно знал о нарушении своего права.
В силу прямого указания закона (п. п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 3-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ РФ № 342-ФЗ) сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел и проходить регулярные проверки знания таких нормативно - правовых актов.
Эти обязанности были возложены на истца и его должностной инструкцией
В этой связи Михайлов А.В., будучи сотрудником полиции, был обязан знать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, что предусматривало их самостоятельное изучение, а не ознакомление его с такими документами ответчиком, как ошибочно полагает истец.
На основании изложенного, принимая во внимание, что истец не обращался к руководителю с рапортом о получении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время и нерабочие праздничные днивместо предоставления дополнительных дней отдыха, а также учитывая, что доказательств наличия уважительных причин пропуска на обращение в суд с данными требованиями не представлено, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу исковых требований.
Руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░