Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2449/2023 ~ М-2087/2023 от 30.05.2023

УИД 70RS0004-01-2023-002647-08

Дело № 2-2449/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кравченко А.В.,

при секретаре Шведовой Т.А.,

с участием процессуального истца старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Ведренцевой С.В.,

материального истца Жванской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района города Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Жванской Е.В., Зинатова М.Ш., Зинатовой Ф.Ш., Зинатовой А.Ю. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания,

установил:

прокурор Советского района города Томска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Жванской Е.В., Зинатова М.Ш., Зинатова Ф.Ш., Зинатовой А.Ю. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой Советского района г.Томска проведена проверка по обращению Жванской Е.В. о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что Жванская Е.В. признана ответственным нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в спорном жилом помещении зарегистрированы: Зинатова А.Ю. (дочь), Зинатов М.Ш. (внук), Зинатов Ф.Ш. (внук). В соответствии с заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, на администрацию Советского района города Томска сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в указанном многоквартирном доме. Вместе с тем, до настоящего времени переселение граждан не произведено. Согласно заключению МБУ «ПСБ» фактический износ здания спорного жилого дома составляет 66 %, что создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Процессуальный истец старший помощник прокурора Советского района г. Томска Ведренцева С.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Материальный истец Жванская Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что иного жилого помещения в собственности истцы не имеют, в настоящее время проживают в жилом помещении муниципального маневренного фонда.

Ответчик муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, отзыв на иск не представил, об отложении не ходатайствовал.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения материального истца, процессуального истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Судом установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой Советского района г. Томска на основании заявления Жванской Е.В. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с длительным расселением аварийного дома по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое истцами, относится к муниципальному жилищному фонду.

Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, площадь жилого помещения – <адрес>, составляет 30,9 кв.м. Суд полагает при определении площади жилого помещения исходить из указанных сведений.

На основании решения жилищной комиссии администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Жванская Е.В. признана нанимателем жилого помещения общей площадью 30,9 кв.м. по адресу: <адрес> по ранее заключенному договору социального найма.

В соответствии со справкой ООО «Жилсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу6 <адрес> зарегистрированы: Жванская Е.В. – ответственный наниматель, Зинатов М.Ш. – внук, Зинатов Ф.Ш. – внук, Зинатова А.Ю. – дочь.

В соответствии с ч.1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и принятым на его основании постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Пунктом 4 указанного постановления на администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, указанных в п. 4 и 6 постановления, предоставленных по договору социального найма.

Вместе с тем, согласно отчету МБУ «ПСБ» за 2015 год, фотографий жилого дома, имеющихся в отчете, в результате визуального осмотра указанного многоквартирного дома выявлены деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности конструкций жилого дома, что приводит к опасности обрушения основных несущих строительных конструкций (деревянные и бревенчатые стены, перекрытия). Физический износ здания составляет 66%. Все основные несущие конструкции жилого дома (фундамент, наружные и внутренние стены, перекрытия) находятся в аварийном состоянии. Проводить работы по капитальному ремонту для полного восстановления работоспособного состояния всех основным несущих строительных конструкций жилого дома экономически нецелесообразно. Во избежание несчастных случаев требуется исключить пребывание людей в помещениях жилого дома.

Неудовлетворительное состояние жилого дома по <адрес> не оспаривается представителем ответчика администрации г. Томска, доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в муниципальной программе, суду не представлено. С момента признания жилого дома аварийным в 2015 году, прошло более 7 лет. Дальнейшее пребывания материальных истцов в аварийном жилом доме представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Иного жилого помещения в собственности у истцов не имеется, что подтверждается уведомлениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-, от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-, от ДД.ММ.ГГГГ, а также сведениями ООО «Ростехинвентаризаци – БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривается стороной ответчика.

В настоящее время материальные истцы проживают в жилом помещении, находящееся в муниципальной собственности, состоящее их комнаты, общей площадью 15,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ком. 53 для временного проживания в нем, в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, суд обращает внимание, что Жванская Е.В. включена в общие списки учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с решением Советского райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 4 человека: Жванская Е.В., Зинатова А.Ю., Зинатов Ф.Ш., Зинатов М.Ш., о чем усматривается из письма Главы администрации Советского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вышеизложенные свидетельствует о том, что истцы, обладают в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилого помещения взамен аварийного, которое ответчиком не оспорено.

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, истцы относятся к категории нуждающихся в жилом помещении, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Внеочередной порядок предоставления жилья своей целью имеет именно скорейшее устранение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

И исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку дом по <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим реконструкции а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования прокурора, действующего в интересах Жванской Е.В., Зинатова М.Ш., Зинатова Ф.Ш., Зинатовой А.Ю. о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Само по себе отсутствие бюджетных ассигнований на приобретение жилья для предоставления гражданам по договорам социального найма в многоквартирных домах,, признанных аварийными и подлежащими сносу, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставления жилого помещения вне очереди по договорам социального найма, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав истцов, проживающих в доме, подлежащем сносу, не должно лишать истцов возможности требовать защиты нарушенных прав, в том числе путем внеочередного предоставления жилья, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из выписки из сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-, площадь жилого помещения – <адрес>, составляет 30,9 кв.м., состоящей из одной комнаты.

Таким образом, материальным истцам Жванской Е.В., Зинатова М.Ш., Зинатова Ф.Ш., Зинатовой А.Ю. должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из одной комнаты, общей площадью не менее 30,9 кв.м., взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Советского района города Томска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Жванской Е.В., Зинатова М.Ш., Зинатовой Ф.Ш., Зинатовой А.Ю. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Жванской Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан отделом УФМС России по Томской области в Советском районе г.Томска ДД.ММ.ГГГГ) с учётом членов ее семьи – Зинатова М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан УМВД России по Томской области ДД.ММ.ГГГГ), Зинатова Ф.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан УМВД России по Томской области ДД.ММ.ГГГГ), Зинатовой А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт , выдан Отделом УФМС России по Томской области в Советском районе г.Томска ДД.ММ.ГГГГ), вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения - <адрес> в г. Томске.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Томска.

Судья А.В. Кравченко

Мотивированный текст решения изготовлен 21.07.2023.

Оригинал находится в материале № 2-2449/2023 (УИД 70RS0004-01-2023-002647-08) в Советском районном суде г. Томска.

2-2449/2023 ~ М-2087/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зинатов Фарит Шамильевич
Жванская Елена Владимировна
прокурор Советского района г.Томска
Зинатова Анна Юрьевна
Информация скрыта
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Кравченко А.В.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2023Передача материалов судье
31.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2024Дело оформлено
23.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее