судья Никулин Д.В.
дело №72-131/2023
УИД 59RS0025-01-2022-002521-17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 14 марта 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Болдиной Яны Леонидовны на решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 25.01.2023, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 18.11.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Краснокамского городского округа Быкариза Игоря Яковлевича,
у с т а н о в и л а:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 18.11.2022 № 59024/22/1128480 глава администрации Краснокамского городского округа Быкариз И.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 25.01.2023, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника по доверенности Болдиной Я.Л., данное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Болдина Я.Л. просит об отмене решения судьи городского суда и постановления должностного лица, указывая на то, что часть контейнерных площадок, указанных в решении суда от 14.01.2020 была обустроена в 2020 году, в настоящее время в рамках муниципального контракта от 10.10.2022 №56А проводятся мероприятия по приведению данных объектов в нормативное состояние. Вывоз мусора обеспечивается децентрализованным способом, дополнительно региональным оператором ТКО установлены контейнеры-накопители и бункеры для сбора и накопления ТКО (ул. Шоссейная, 3, ул. Восточная, ул. 9-ой Пятилетки, 20а, 18/1, 12а). В 2023 году на территории п. Майский в рамках муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» планируется обустройство мест (площадок) накопления ТКО в количестве пяти штук – подготовлена техническая документация для проведения конкурсных процедур. Обустроенные в 2020 году места (площадки) накопления ТКО были возведены частично с отступлением от координат, установленных в решении суда, в связи с непредвиденными обстоятельствами. Долгосрочный период приемки части контейнерных площадок связан с рассмотрением спора в Арбитражном суде Пермского края. Указанные обстоятельства исключают вину главы администрации Краснокамского городского округа в совершении вмененного правонарушения.
В рассмотрении жалобы Быкариз И.Я., извещенный должным образом, участие не принимал.
Защитник Болдина Я.Л. жалобу по ее доводам поддержала.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Болдину Я.Л., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, исполнительное производство **-ИП, прихожу к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В силу статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения главы администрации Краснокамского городского округа Быкариза И.Я. к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило неисполнение содержащегося в исполнительном листе, выданном Краснокамским городским судом Пермского края 24.09.2020 на основании вступившего в законную силу 17.02.2020 решения от 14.01.2020 по делу №2-83/2020, требования к администрации Краснокамского городского округа Пермского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать на территории п. Майский Краснокамского городского округа места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 №309-п «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края» (контейнерная площадка должна быть огорожена по периметру с трех сторон и располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, исключающем скопление поверхностной воды, которое способно выдержать установку и (или) выкатывание контейнеров без их повреждения; в случае если контейнеры на контейнерной площадке установлены без крышки, контейнерная площадка должна иметь крышу для предотвращения попадания в контейнер атмосферных осадков и недопущения доступа животных), по 13 адресам (адреса, координаты приведены в решении и исполнительном листе) в срок до 20.10.2022, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа на основании вступившего в законную силу постановления от 27.05.2022 № 59024/22/284377.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом, поступившим в ОСП по г. Краснокамску УФССП России по Пермскому краю 28.09.2020, постановлением от 05.10.2020 о возбуждении исполнительного производства, постановлением от 15.04.2021 о взыскании исполнительского сбора с администрации Краснокамского городского округа; постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Краснокамску УФССП России по Пермскому краю от 27.05.2022 о привлечении главы администрации Краснокамского городского округа Пермского края Быкариза И.Я. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; требованием от 14.10.2022 о необходимости исполнения решения в срок до 20.10.2022, полученным лично законным представителем должника Быкаризом И.Я. 14.10.2022; другими материалами исполнительного производства.
Принимая во внимание, что после должностным лицом постановления о привлечении главы администрации Краснокамского городского округа Пермского края Быкариза И.Я. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержащееся в исполнительном документе требование о создании на территории п. Майский Краснокамского городского округа по 13 адресам мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующих требованиям Постановления Правительства Пермского края от 08.06.2018 №309-п, причем с указанием конкретных требований, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, не исполнено, судья городского суда пришел к правильному выводу об обоснованности привлечения должностного лица – главы администрации Краснокамского городского округа Быкариза И.Я. к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами, изложенными в оспариваемых актах, оснований не согласиться не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, а также для осуществления отдельных переданных органам местного самоуправления государственных полномочий; руководство ее деятельностью осуществляется на принципах единоначалия главой местной администрации.
В силу частей 1 и 2 статьи 53 Устава Краснокамского городского округа Пермского края, утвержденного решением Краснокамской городской Думы от 15.11.2018 № 45, Администрация округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа и осуществляет полномочия, отнесенные к ее ведению федеральными законами, законами Пермского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы и Главы округа. Руководство администрации округа на принципах единоначалия осуществляет Главы округа.
Соответственно, с учетом санкции части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой субъектами данного правонарушения являются также должностные лица, к административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, может быть привлечен и глава администрации, поскольку только от принятых им решений зависит поведение возглавляемого им органа местного самоуправления.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Объективных данных, указывающих на отсутствие у главы администрации Быкариза И.Я. возможности к принятию всех своевременных, необходимых, достаточных (исчерпывающих) и зависящих от него как руководителя администрации Краснокамского городского округа, являющейся должником по исполнительному производству, мер к исполнению содержащихся в конкретном исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в требовании, полученном должностным лицом 14.10.2022 (до 20.10.2022), в том числе с учетом длительности неисполнения решения материалы дела не содержат, и заявителем такие данные, подтвержденные соответствующими доказательствами, не представлены.
Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела либо уважительных причин неисполнения не установлено.
Приведенные доводы не могут быть приняты в качестве обстоятельств, исключающих наличие вины Быкариза И.Я. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На администрацию Краснокамского городского округа возложена обязанность по созданию на территории п. Майский Краснокамского городского округа 13 объектов – мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Предметом рассмотрения в Арбитражном суде Пермского края по делу №А50-28683/2020 являлись пять объектов, которые были, исходя из жалобы, созданы в 2020 году, но не введены в эксплуатацию. Согласно решению Арбитражного суда Пермского края от 27.04.2022 МКУ «Управление капитального строительства» администрации Краснокамского муниципального района обращалось к подрядчику с иском о расторжении муниципального контракта на благоустройство общественных территорий Краснокамского городского округа, демонтаже вновь построенных контейнерных площадок, являющихся результатом работ по данному контракту. В удовлетворении исковых требований отказано. Решение, со слов защитника Болдиной Я.Л., не обжаловалось, то есть вступило в законную силу в мае 2022 года. Таким образом, оснований полагать, что отсутствовала возможность принять меры по приведению площадок в соответствие с установленными требованиями, не имеется. Кроме того, отсутствует информация, какие достаточные меры были приняты для обустройства иных площадок, в том числе с учетом конкретных требований к ним, изложенных в исполнительном документе, как после привлечения Быкариза И.Я. к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и после получения требования от 14.10.2022.
То обстоятельство, что определением судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 09.01.2023 принято решение о предоставлении отсрочки исполнения решения Краснокамского городского суда Пермского края от 14.01.2022 до 30.06.2023, а также факт изменения способа и порядка исполнения решения названного решения определением от 09.01.2023 наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключает, соответствующие заявления были поданы после 20.10.2022, то есть за пределами установленного требование срока.
Административное наказание в данном случае назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для освобождения Быкариза И.Я. от административной ответственности в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Быкариза И.Я. допущено не было.
Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
решение судьи Краснокамского городского суда Пермского края от 25.01.2023, постановление заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Краснокамску Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 18.11.2022 оставить без изменения, жалобу защитника Болдиной Яны Леонидовны – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись