Дело № 2-1346/2023
18RS0023-01-2023-001072-79
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2023 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Майоровой Л. В.
при секретаре Дыньковой Е. А.
при участии истца представителя истца и третьего лица Коротких И. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Ворониной <данные изъяты> о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство социальной политики и труда УР обратилось в суд с исковыми требованиями к Ворониной Л. В. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.
В исковом заявлении указало, что Воронина <данные изъяты> направила заявление в электронной форме в личном кабинете информационно- аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», также все необходимые документы были направлены в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной политики Российской Федерации. Зайти на «Интерактивный портал Государственной службы занятости населения» можно только по логину и паролю от портала «Госуслуги», то есть это сделать может только сам гражданин лично.
Одним из разделов при подаче заявления является раздел об ответственности за предоставление недостоверных данных, а также граждане предупреждаются о том, кто не имеет права быть безработным через личный кабинет информационно- аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России».
Согласно ст.1 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
Согласно ст.2 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане: выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
Таким образом граждане - участники действующих обязательств в рамках гражданско-правовых договоров на выполнение или оказание услуг не могут быть отнесены к категории безработных и зарегистрированы в этом качестве, не имеют права на выплату пособия по безработице.
Гражданин должен после прочтения поставить свою подпись напротив каждого пункта, подтвердив тем самым ознакомление с содержанием.
20.04.2020 через портал «Работа в России» в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Сарапула и Сарапульского района» для предоставления государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы обратилась Воронина <данные изъяты>. При постановке на учет в ЦЗН она в листе «Особые отметки» проставила галочки, что в случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения) обязуюсь сообщить об этом в орган службы занятости.
Приказом № от 18.04.2020 Воронина Л.В. была признана в качестве безработного гражданина и ей было назначено пособие по безработице с 08.05.2020 по 07.11.2020 года.
Приказом от 18.11.2020 № Воронина Л.В. была снята с 17.11.2020 от 18.11.2020 года в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (личное письменное заявление от 18.11.2020 г.).
В 2021 году истец получил возможность проверять личные дела безработных граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения г. Сарапула и Сарапульского района в 2020 году.
29 января 2021 года из сведений ПФР истец получил сведения по о факте трудовой деятельности ответчика за период с 01.04.2020 по 30.11.2020. Таким образом Воронина Л.В. с 08.05.2020 относится к категории занятых и не имела права на статус безработного и получение пособия по безработице, о чем свидетельствует копия договора оказания услуг ИП ФИО2 от 01.04.2020 с Ворониной Л.В.
Всего за период с 08.05.2020 по 07.11.2020 Ворониной Л.В. было выплачено пособие по безработице в сумме 85663,02 рублей. Указанная сумма является незаконно полученным пособием по безработице. Воронина Л.В. составила соглашение о рассрочке выплаты, оплачивала добровольно, в настоящий момент остаток пособия составил 76463,02 рублей.
Просит взыскать с Ворониной Л. В. в пользу распорядителя бюджетных средств Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики сумму незаконно полученного пособия по безработице в размере 76463,02 рублей.
Впоследствии истец заявленные требования уменьшил до суммы в размере 75183,02 рублей.
В судебном заседании представитель истца Коротких И. В. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что в 2020 году постановка на учет в качестве безработного производилась дистанционно. 20.04.2020 поступило заявление от Ворониной Л. В. о постановке на учет в качестве безработного. При заполнении заявления гражданин предупреждается о том, кто не может быть безработным. 18.05.2020 было принято решение о постановке ответчика на учет и назначена выплата пособия по безработице с 08.05.2020. В ноябре 2020 Воронина Л. В. была снята с учета на основании личного заявления. В 2021 году у истца появилась возможность проверять личные дела безработных. В ходе проверки выявлен факт трудовой деятельности ответчика с 01.01.2020 по 31.12.2020 на основании гражданско-правового договора с ИП ФИО2. Воронина Л. В. обязалась возвратить незаконно полученное пособие по безработице, о чем 21.05.2021 написала заявление. Ей была предоставлена рассрочка до 30.11.2021, составлен график. Однако денежные средства ответчик вносили в меньшем размере. Просит заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Воронина Л. В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доказательств уважительности причин неявки и возражений по иску суду не представила.
Извещение о времени и месте судебного разбирательства Ворониной Л. В. было направлено по месту жительства ответчика. Заказное письмо возвращено в суд по причине истечения срока хранения, то есть в связи с неявкой адресата за получением почтового отправления.
Риск неблагоприятных последствий, вызванных нежеланием являться в отделение почтовой связи за получением судебных уведомлений, в силу ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ несет сам ответчик. Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин, лишивших Воронину Л. В. возможности явиться за судебным извещением в отделение связи, ответчик не представила.
Каких либо иных причин, объективно свидетельствующих о невозможности получения ответчиком почтового отправления, судом не установлено.
Суд признает причину неявки ответчика в судебное заседание неуважительной, и в соответствии со ст. 233 ГПК РФ с согласия представителя истца находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица КУ УР «Республиканский центр занятости населения» Коротких И. В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Выслушав пояснения представителя истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (статья 37).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок), гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" занятыми считаются не только граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе, но и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Таким образом, федеральный законодатель посредством специального правового регулирования в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установил отсутствие работы и заработка или иного дохода в качестве критерия признания граждан безработными (статья 3) и предоставления им, в частности, мер социальной поддержки, в том числе пособия по безработице.
При этом в статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" законодатель определил круг лиц, считающихся занятыми, включив в их число граждан, выполняющих работы по указанным в абзаце пятом данной статьи договорам, поскольку они осуществляют деятельность, носящую возмездный характер, и в связи с чем установил, что данные лица не имеют права на получение указанных мер социальной поддержки; понятие занятого гражданина в этом случае, не ставится в зависимость от фактического получения или не получения дохода.
20.04.2020 через портал «Работа в России» в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН города Сарапула и Сарапульского района» для предоставления государственной услуги содействие гражданам в поиске подходящей работы обратилась Воронина Л. В. При постановке на учет в ЦЗН она в листе «Особые отметки» проставила галочки, что в случае трудоустройства, получения заработка (вознаграждения) обязуюсь сообщить об этом в орган службы занятости (л.д. 12-16).
Приказом № от 18.04.2020 Воронина Л.В. была признана в качестве безработного гражданина и ей было назначено пособие по безработице с 08.05.2020 по 07.11.2020 в размере 13949,50 рублей (л.д. 5).
Приказом № 29.05.2020 пособие по безработице Ворониной Л.В. увеличено до 16949,5 рублей в месяц (л.д. 8, оборот).
Приказом № размер пособия по безработице Ворониной Л. В. с 01.09.2020 по 30.09.2020 установлен в размере 11369,70 рублей в месяц, с 01.10.2020 по 07.11.2020 размер пособия установлен в сумме 8369,70 рублей в месяц (л.д. 6).
Приказом от 18.11.2020 № Воронина Л.В. была снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) с 17.11.2020 в связи с отказом от посредничества органов службы занятости (личное письменное заявление от 18.11.2020) (л.д. 9).
Всего за период с 08.05.2020 по 07.11.2020 Ворониной Л. В. было выплачено пособие по безработице на общую сумму 85663,02 рублей (л.д. 43).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
При этом не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Между тем, закон устанавливает исключения из этого правила, согласно которому излишне выплаченные указанные суммы должны быть возвращены получателем, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Поскольку добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) исходя из положений части 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Воронина Л. В., обратившись 20 апреля 2020 года в филиал Республиканского ЦЗН «ЦЗН г. Сарапула и Сарапульского района», за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, в качестве последнего места работы указала ИП ФИО2 (продавец непродовольственных товаров, стаж работы 11 месяцев 28 дней, дата увольнения 28.03.2020 (л.д. 4).
01.04.2020 между ИП ФИО2 и Ворониной Л. В. заключен договор на оказание услуг без указания срока действия договора (л.д. 11).
Согласно п. 1.1. договора – по договору возмездного оказания услуг исполнитель (Воронина Л. В.) обязуется по заданию заказчика (ИП ФИО2) оказать услуги, указанные в п. 1.2 настоящего договора, а заказчик обязуется принять и оплатить услуги.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 1 апреля 2021 года следует, что периоды с 01.01.2020 по 31.12.2020 (первый и третий квартал) отражены в разделе 1 "Сведения о величине ИПК, его составляющих и стаже застрахованного лица" продолжительностью 4 месяца 29 дней соответственно, как представленные ФИО2 (л.д. 47).
Согласно заявлению Ворониной Л. В. от 14.05.2021 ответчик обяззалась добровольно возвратить пособие по безработице, выплаченное ей за период с 08.05.2020 по 07.11.2020 в сумме 85663,02 рублей в срок до 30.11.2020 (л.д. 44).
14.05.2021 было составлено соглашение между истцом и ответчиком о том, что Воронина Л. В. обязуется возвратить денежные средства в соответствии с графиком возврата в рассрочку равными долями в срок до 12.11.2021 (л.д. 45, 46).
Согласно статье 40 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" - сумма излишне выплаченного пособия по безработице подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитьывая обстоятельства, установленные судом, из которых следует, что ответчик Воронина Л. В. в период с мая 2020 года по ноябрь 2020 года не имела права на получение пособия по безработице, однако получила указанное пособие на сумму 85663 рубля 02 копейки, исковые требования являются законными и обоснованными. С учетом того, что ответчик частично произвела возврат денежной суммы, с нее в пользу истца подлежит взысканию 75183 рубля 02 копейки.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу муниципального образования «город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3794 рубля 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к Ворониной <данные изъяты> о взыскании незаконно полученного пособия по безработице удовлетворить.
Взыскать с Ворониной <данные изъяты> в пользу распорядителя бюджетных средств Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики (ИНН 1840035307, ОГРН 1151840000718) 75183 рубля 02 копейки.
Взыскать с Ворониной <данные изъяты> в доход муниципального образования «город Сарапул» государственную пошлину в размере 2455 рублей рубля 00 копеек.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято судьей в окончательной форме 05 июля 2023 года.
Судья Л. В. Майорова