Дело № 12-4/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
пос. Ола 14 мая 2020 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Власенко О.В.,
с участием лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении - главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области жалобу генерального директора ООО «Спецтранс-Ола» Лебедева В.В. на постановление главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. № 115 от 26.03.2020 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. от 26.03.2020 генеральный директор ООО «Спецтранс-Ола» Лебедев В.В. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
В поданной в Ольский районный суд жалобе Лебедев В.В. просит отменить постановление в связи с тем, что он не был извещен о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела, ему не был вручен протокол об административном правонарушении, истек срок давности привлечения к административной ответственности. Кроме того, отсутствует событие правонарушения, поскольку нарушение п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03, которое вменяется ООО «Спецтранс-Ола» неприменимо в данном случае, так как Общество использует земельный участок с кадастровым номером 49:10:010103:42 под полигон твердых бытовых отходов и не производит на данном участке накопление ТБО из пос. Армань. Одновременно с подачей жалобы Лебедевым В.В. заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, мотивированное введением ограничительных мер в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), нахождением его в самоизоляции в период с 21.03.2020 по 03.04.2020, как лица, прибывшего в г. Магадан, о чем выдан электронный больничный лист.
Лебедев В.В., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.
В соответствии с ч.2 ст.25.1, п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Главный государственный санитарный врач по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. не возражала против восстановления срока на обжалование постановления, пояснив при этом, что поскольку копия постановление была вручена представителю ООО «Спецтранс-Ола», Лебедеву В.В. она не направлялась. Полагает вынесенное ею постановление законным и обоснованным. Лебедев В.В. извещался о времени и месте рассмотрения дела по месту работы, туда же ему был направлен протокол об административном правонарушении. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении и протокол были получены сотрудниками организации, в ходе рассмотрения дела присутствовал представитель от ООО «Спецтранс-Ола», следовательно, Лебедев В.В., как руководитель знал о вынесении в отношении него постановления по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, жалобу Лебедева В.В. и ходатайство о восстановлении пропущенного срока, выслушав лицо, участвующее в деле, судья приходит к следующему.
В силу ч.ч.1, 2 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, копия постановления главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. от 26.03.2020 № 115 получена представителем ООО «Спецтранс-Ола» 26.03.2020. При этом сведений о направлении данного постановления непосредственно Лебедеву В.В., как лицу, привлеченному к административной ответственности, и получении его последним, материалы дела не содержат.
Поскольку постановление лицом, привлеченным к административной ответственности, не получено, срок на его обжалование не истек.
На этом основании судья полагает, что ходатайство Лебедева В.В. не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что срок обжалования постановления главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. от 26.03.2020 не пропущен.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Согласно ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из изложенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении ведется производство по делу. Без его участия протокол может быть составлен только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Статьей 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч.1).
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (ч.2 ст.25.15 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 12.03.2020 составлен в отсутствие Лебедева В.В.
При этом уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении вручено сотруднику ООО «Спецтранс-Ола» М.Р.Е. 10.03.2020, хотя о месте жительства Лебедева В.В. административному органу было известно, что следует из содержания протокола, в котором указан адрес регистрации по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении Лебедев В.В. указал, что не получал извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении.
В материалах дела не содержится бесспорных доказательств того, что Лебедевым В.В. были получены указанные извещения.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ. Нарушение порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности влечет нарушение права этого лица на защиту.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2). Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч.3).
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Вышеназванный недостаток протокола в отношении Лебедева В.В. является существенным и не мог быть восполнен при рассмотрении дела должностным лицом, что исключало возможность принятия законного и обоснованного решения по делу, и в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ должно было явится основанием для возвращения протокола должностному лицу, его составившему.
Однако в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку согласно положениям ст.29.4 КоАП РФ, а также позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, возвращение протокола об административном правонарушении для устранения недостатков возможно только на стадии подготовки дела к рассмотрению, до начала разрешения дела по существу.
По смыслу положений статей 29.1 и 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после отмены в порядке пункта 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания и возвращения дела на новое рассмотрение.
Данное дело было принято должностным лицом к производству, рассмотрено по существу, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения его недостатков.
Составленный с существенными нарушениями протокол об административном правонарушении в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством по настоящему делу, в связи с чем в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, возникают неустранимые сомнения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку в силу ч.4 ст.1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу, а собранные по делу доказательства с достоверностью не свидетельствуют о наличии вины Лебедева В.В. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании, которого было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление главного государственного санитарного врача по Ольскому району Магаданской области Патук Е.В. № 115 от 26.03.2020 о назначении генеральному директору ООО «Спецтранс-Ола» Лебедеву В.В. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд непосредственно или через Ольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись О.В. Власенко