Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-669/2023 ~ М-564/2023 от 13.06.2023

    Дело № 2-669/2023

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           29 августа 2023 года                                                   с.Кунашак

    Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш.

при секретаре Николаевой Ю.А.,

с участием ответчика Исхаковой С.С. и её представителя адвоката Гумерова Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Челябинской области к Исхаковой С.С. о взыскании социальной выплаты,

                    У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельского хозяйства Челябинской области обратилось в суд с иском к Исхаковой С.С. о взыскании социальной выплаты в размере 1 535 000 рублей, указав в обоснование, что Исхаковой С.С. было выдано ДД.ММ.ГГГГ Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1 535 000 рублей. Социальная выплата была предоставлена ответчику как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года», утвержденное постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 598. Размер социальной выплаты был рассчитан исходя из количества членов семьи – 5 человек – ответчик, муж Исхаков Н.А., сын Исхаков Р.Н., дочь Исхакова Э.Н., дочь Исхакова Э.Н. Расчетная стоимость приобретения жилья составила 2 194 000 рублей. На основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка ответчиком и членами семьи приобретен в общую долевую собственность жилой дом площадью 98,5 кв.м по адресу – <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ заключен трехсторонний договор между Министерством сельского хозяйства Челябинской области, ответчиком и работодателем – ООО «Уральская мясная компания». Одним из существенных условий договора является обязательство члена молодой семьи работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты. Перечисление средств социальной выплаты произведено в 2 этапа – платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 13 492 рублей, и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 521 508 рублей. Таким образом с даты ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязана была отработать в ООО «Уральская мясная компания» до ДД.ММ.ГГГГ. Однако трудовой договор с ответчиком расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.2.2.2 Трехстороннего договора Министерство имеет право истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в случае невыполнения ответчиком обязательства о работе не менее 5 лет у работодателя. Исключение – заключение в течение 6 месяцев с момента расторжения трудового договора нового трудового договора с работодателем, осуществляющим деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности. Однако от ответчика не поступало документов подтверждающих заключение нового трудового договора. 11.01.2021 г. в адрес ответчика было направлено требование о возврате социальной выплаты, 18.10.2021 г. от ответчика поступило обращение о продлении срока для трудоустройства. Приказом Министерства от 30.07.2021 г. создана постоянно действующая комиссия при рассмотрении вопросов связанных с предоставлением социальной выплаты гражданам и процедурой возврата гражданами средств социальной выплаты. 23 декабря 2021 года на Комиссии рассмотрен был вопрос о продлении ответчику срока для трудоустройство и принято решение о предоставлении ответчику срока для трудоустройства в течение 3 месяцев после достижения ребенка ФИО1 3-х летнего возраста, а именно в срок до 21.22.2022 года. По состоянию на 7.12.2022 г. документы от ответчика подтверждающие заключение трудового договора в адрес истца на поступали. 12.01.2023 года в адрес ответчика направлено требование о возврате социальной выплаты, социальная выплата до настоящего времени не возвращена Министерству ответчиком.

В судебное заседание представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области не явился, был извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель истца требования поддержал по изложенным в нем основаниям.

Ответчик Исхакова С.С. пояснила, что действительно, работая в ООО «Уральской мясной компании», она получила социальную выплату, с семьей они приобрели дом. Знала, что после этого она должна была отработать 5 лет в организации, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. Она забеременела на дочь ФИО1 в конце ДД.ММ.ГГГГ года, в ДД.ММ.ГГГГ году ей был предоставлен отпуск по беременности и родам, а затем отпуск по содержанию ребенка до полутора лет. ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО1, однако ребенок родился больным, в ДД.ММ.ГГГГ году ребенка признали инвалидом. После рождения дочери, она постоянно находилась с ребенком в больницах, денег не хватало в семье. Через 9 месяцев после рождения ребенка она решила уволиться с работы, не дождавшись окончания отпуска по содержанию детей до полутора, т.к. тогда появлялась возможность оформить дополнительные льготы на ребенка. Никто на работе – в ООО «УМК» не отговаривал её от увольнения, не предлагали написать заявление на отпуск до достижения ребенком 3-х летнего возраста, не напомнили о необходимости отработать 5 лет. Таким образом, увольнение с работы произошло в силу указанных причин – вследствие рождения ребенка инвалида. В последующем Министерство действительно продлил по её заявлению срок для трудоустройства. Она намеревалась отработать, полагаясь, что состояние здоровья ребенка улучшится, однако этого не произошло, она постоянно находилась в больницах с ребенком, не смогла трудоустроиться. Пыталась решить проблему путем трудоустройства мужа в организациях агропромышленного комплекса (муж работает на РЖД), однако в Министерстве сельского хозяйства Челябинской области сказали, что работать должен именно лицо, получившее социальную выплату, т.е. она.

Представитель ответчика адвокат Гумеров Н.И. просит отказать в удовлетворении иска, указывая, что в данном случае не исполнение истцом обязанностей по договору обусловлена непреодолимой силой, ответчик не могла предвидеть и не могла предотвратить, что у неё родится ребенок инвалид, вследствие чего она не смогла отработать 5 лет в организациях агропромышленного комплекса.

3-и лица – представители администрации Кунашакского района и ООО «УМК» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав ответчика и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим отклонению.

Согласно материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Исхакова С.С. обращалась в Администрацию Кунашакского района с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории – молодая семья - с составом: муж ФИО2, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

ДД.ММ.ГГГГ заключен был трехсторонний договор -У об обеспечении жильем молодой семьи с использованием социальной выплаты между Министерством сельского хозяйства Челябинской области, ООО «Уральская мясная компания» в качестве работодателя и Исхаковой С.С. – член молодой семьи – получатель социальной выплаты. Согласно п.1.3 трехстороннего договора – уполномоченный орган предоставляет Получателю социальной выплаты социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на условиях, в размере и в порядке, предусмотренных Договором и действующим законодательством РФ и Челябинской области. Согласно п.2.2 Работодатель обязуется содействовать соблюдению со стороны получателя социальной выплаты обязательство работать по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; незамедлительно сообщать в письменном виде Уполномоченному органу о прекращении срочного трудового договора или о досрочном расторжении трудового договора с Получателем социальной выплаты с указанием причин его расторжения. Получатель социальной выплаты согласно п.24. Договора обязуется работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты.

Согласно свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности , Исхаковой С.С. как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года предоставлена социальная выплата в размере 1 535 000 рублей на 5-х членов семьи: ФИО2 – муж, ФИО3 – сын, ФИО4 – дочь, ФИО5 – дочь.

Согласно договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Исхакова С.С., супруг ФИО2, а также <данные изъяты> дети Исхаковой С.С. приобрели в общую долевую собственность (по 1/5 доле каждого) жилой дом и земельный участок по адресу – <адрес> (жилой дом площадью 98,5 кв., земельный участок площадью 2156 кв.м) у ФИО5 общей стоимостью 2 412 000 рублей, в т.ч. жилой дом 2 402 000 рублей, земельный участок 10 000 рублей. За земельный участок в размере 10 000 рублей – уплачены за счет собственных средств Покупателей до подписания договора. 867 000 рублей за жилой дом за счет собственных средств покупателем путем передачи денег на руки продавцу ФИО6 до подписания договора. 1 535 000 рублей перечислена за счет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на счет Исхаковой С.С.

В соответствии с выпиской из ЕГРН – на жилой дом с кадастровым номером , площадью 98,5 кв.м, 2017 года постройки в <адрес>, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года право общей долевой собственности – по 1/5 доле за Исхаковой С.С., ФИО2, ФИО3, ФИО4., ФИО5.

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислено на счет Исхаковой Министерством сельского хозяйства Челябинской области 13 492 рублей; платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислено Министерством сельского хозяйства Челябинской области на счет Исхаковой С.С. 1 521 508 рублей – социальная выплата на приобретение (строительство) жилья гражданам в сельском местности по Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленного ответчицей свидетельства о рождении у Исхаковой С.С. и ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ дочь ФИО1.

Из трудовой книжки Исхаковой С.С. следует, что она работала с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Уральская мясная компания» ОП «Кунашакская площадка», с ДД.ММ.ГГГГ трудовой договора с Исхаковой С.С. расторгнут по инициативе работника п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ.

Удостоверением серии МС Министерства социальных отношений Челябинской области семья Исхаковой С.С. и ФИО2 признана многодетной семьей, как имеющей детей: ФИО3 Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4 Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Из справки врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Районная больница с. Кунашак» следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая в <адрес>, имеет диагноз: <данные изъяты>.

Согласно справок серии МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. признана <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики среди прочих отнесено обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На момент заключения между Министерством сельского хозяйства Челябинской области (уполномоченным органом), ООО «УМК» (работодателем) и Исхаковой С.С. (получателем) трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи от 19 декабря 2016 года, действовала федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598.

Целями названной программы являлись: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (приложение N 3 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"), установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса, в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета (пункт 1 Правил).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий, в том числе на улучшение жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренным приложением N 4 к федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (пункт 2 Типового положения).

Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" пункта 4).

Расчет социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, исходя из содержания пункта 13 Типового положения, производится с учетом количества членов семьи получателя социальной выплаты.

Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 30 Типового положения).

Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам регламентирован разделом III Типового положения (пункты 33 - 47).

Согласно подпункту "а" пункта 33 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья или молодой специалист при условии соблюдения в совокупности ряда условий. В числе этих условий работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности; постоянное проживание молодой семьи в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 4 Типового положения.

Абзацем первым пункта 42 Типового положения определено, что в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Существенными условиями трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) являются: обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (подпункт "а" пункта 43 Типового положения); право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта (подпункт "б" пункта 43 Типового положения).

Пунктом 45 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя (период ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности) учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного трехсторонним договором. При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в трехстороннем договоре об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты.

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Названная выплата предоставляется с учетом членов молодой семьи, членов семьи молодого специалиста. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение пяти лет с момента предоставления такой выплаты. При предоставлении молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган, член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение N 4 к Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 598), в связи с жалобой гражданки М.В. Алисовой", принципы правовой определенности и поддержания доверия к закону и действиям государства, необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и условий для реализации права на жилище предопределяет недопустимость произвольного установления оснований для взыскания с граждан денежных средств, полученных ими в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Такая выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки, носящую целевой характер. Гражданам, действующим добросовестно и использующим полученную выплату по целевому назначению - для строительства (приобретения) жилья, должна быть обеспечена возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности приобретенных прав и обязанностей (абзац второй пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

При этом правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 13 декабря 2016 г. N 28-П, от 10 марта 2017 г. N 6-П, от 11 февраля 2019 г. N 9-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельства дела и оценки действий получателя выплаты (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П).

Таким образом, исходя из целей и задач государственной аграрной политики, направленных на повышение уровня жизни сельского населения, включая обеспечение жильем молодых семей (молодых специалистов), проживающих и работающих в сельской местности и не имеющих достаточных собственных средств для приобретения жилья, путем предоставления им социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости формального подхода в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, само по себе досрочное расторжение трудового договора по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) - получателя социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности - не может служить безусловным и достаточным основанием для истребования у него этой выплаты. При разрешении судом спора по требованию уполномоченного органа о взыскании с члена молодой семьи (молодого специалиста) денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности подлежат учету как обстоятельства и причины, послужившие основанием к досрочному прекращению трудовых отношений лицом, которому такая социальная выплата предоставлена, так и иные обстоятельства, имеющие значение для дела: приобретение молодой семьей (молодым специалистом) за счет средств социальной выплаты жилого помещения в сельской местности, проживание получателя социальной выплаты и членов его семьи в этом жилом помещении в сельской местности, работа одного из членов молодой семьи (молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и иные обстоятельства.

Суд учитывает, что семья Исхаковой С.С. проживает в сельской местности, полученную социальную выплату реализовали по целевому назначению, приобретя в сельской местности жилой дом, в котором проживает семья по настоящее время, право собственности на жилое помещение оформлено в общую долевую собственность всех членов семьи Исхаковой С.С. на момент приобретения жилья. Исхакова С.С. работала до рождения ребенка инвалида в организации агропромышленного комплекса, увольнение с организации было обусловлено рождением ребенка с многочисленными заболеваниями, которые привели к инвалидности ребенка, требующем постоянного ухода и медицинского лечения для поддержания жизни ребенка. Исхаковой С.С. принимались меры к соблюдению вышеустановленных правил реализации социальной выплаты, в том числе предлагалось перед уполномоченным органом трудоустройство супруга в организации агропромышленного комплекса, однако Министерство сельского хозяйства Челябинской области отказало в решении вопроса указанным способом, мотивировав, что необходимо трудоустройство только получателя социальной выплаты. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем истца в судебном заседании. Суд находит уважительной причиной невозможность трудоустройства Исхаковой С.С., в связи с необходимостью ухода за ребенком инвалидом.

В связи с данными обстоятельствами, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска Министерства сельского хозяйства Челябинской области о взыскании с Исхаковой С.С. социальной выплаты.

Руководствуясь ст. 194,197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Челябинской области о взыскании с Исхаковой С.С. средств социальной выплаты в размере 1 535 000 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кунашакский районный суд.

    Председательствующий                                                   Ю.Ш. Карипова

2-669/2023 ~ М-564/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство сельского хозяйства Челябинской области
Ответчики
Исхакова Светлана Сафаргалиевна
Другие
ООО «Уральская мясная компания»
Администрация Кунашакского муниципального района
Фатеева Анна Владимировна
Суд
Кунашакский районный суд Челябинской области
Судья
Карипова Ю.Ш.
Дело на странице суда
kunash--chel.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2023Передача материалов судье
15.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2023Судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Дело оформлено
10.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее