Дело №2-497/2021
44RS0001-01-2020-006562-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе: судьи Суховой Е.В., при секретаре Агинской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница города Костромы» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
Установил:
Прокурор г. Костромы обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская больница города Костромы» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой города Костромы проанализирована информация ГУ МЧС России по Костромской области о нарушении требований пожарной безопасности Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Городская больница города Костромы» (далее- ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы») при эксплуатации здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Установлено, что здание ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», расположенное по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления у ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».
В период с <дата> по <дата> на основании распоряжения главного государственного инспектора города Костромы по пожарному надзору № от <дата> должностными лицами ТО НД и ПР г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» (<адрес>) по контролю ранее выданного предписания № от <дата>, по результатам которой установлено, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены.
В частности, по результатам проведенной в <дата> года ТО НД и ПР г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области внеплановой выездной проверки установлено не устранение 5 нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
1. На объекте не проведены испытания внутреннего противопожарного водопровода в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее- ППР в РФ);
2. Первый и третий этажи здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в нарушение ч. 2 ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
3. Помещения первого и третьего этажей здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в нарушение п. 61 ППР в РФ; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
4. Для покрытия полов общих поэтажных коридоров 2 и 3 этажей здания использованы горючие материалы с несоответствующим показателем по пожарной безопасности. Сертификаты пожарной безопасности не представлены в нарушение ст. 134, таблица 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.25* СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
5. Подвальное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в нарушение п. 61 ППР в РФ; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Выявленные нарушения не обеспечивают заявленные цели приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма. Кроме этого, они создают в случае возникновения пожара, прямую угрозу жизни и здоровью посетителей здания ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», а значит, нарушают права неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница города Костромы» (ИНН №, ОГРН №), юридический адрес: <адрес>, с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания по адресу <адрес>, а именно:
- провести на объекте испытания внутреннего противопожарного водопровода в соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»;
- оборудовать первый и третий этажи здания системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в соответствии с ч. 2 ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
- оборудовать помещения первого и третьего этажей здания автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- устранить нарушение в виде использования горючих материалов с несоответствующим показателем по пожарной безопасности для покрытия полов общих поэтажных коридоров 2 и 3 этажей здания в соответствии со ст. 134, таблица 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); п. 6.25* СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- оборудовать подвальное помещение автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме»; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные исковые требования, уточнив срок исполнения нарушений требований пожарной безопасности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу.
Представитель ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» суду пояснила, что необходимость исполнения обязанностей по устранению требований пожарной безопасности в поликлинике по адресу: <адрес>, указанных в иске, ответчик не оспаривает. ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы» ежеквартально обращается в адрес Департамента здравоохранения Костромской области с заявками о выделении средств для устранения нарушений пожарной безопасности. Денежные средства из областного бюджета на устранение данных нарушений выделены не были. Для устранения выявленных нарушений закона необходимо изготовление проекта на АПС и СОУЭ на 1, 3 этажи, установка АПС и СОУЭ на 1,3 этажах, замена покрытий полов в коридорах 2,3 этажей на негорючие материалы, восстановление пожарного водопровода. По состоянию на <дата> кредиторская задолженность учреждения 61914229, 54 руб.. В настоящее время приказом Департамента здравоохранения Костромской области утверждена «дорожная карта» по реализации мероприятий по капитальному ремонту в государственных медицинских организациях в рамках региональной программы «Модернизация первичного звена здравоохранения Костромской области на <дата> год». В рамках программы запланированы капитальный ремонт и разработка ПСД, установлен срок выполнения с <дата> по <дата>.
Представитель Главного управления МЧС России по Костромской области уточненные требования полагала подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, согласно статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
К иным нормативно-правовым актам, регламентирующим требования пожарной безопасности в торговых центрах относятся, в том числе: Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 123-ФЗ); Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее - ППР в РФ); Государственные строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденные постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 года № 18-7 (далее СНиП 21-01-97); СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»; «СП 118.13330.2012* Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» и другие.
Установлено, что согласно Уставу ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», утвержденному приказом Департамент здравоохранения Костромской области от <дата> №, учреждение является некоммерческой организацией - государственным бюджетным учреждением здравоохранения, созданным для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения. В соответствии с п. 4.1. Устава, учредителем бюджетного учреждения и собственником его имущества является Костромская область, от имени которой полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Костромской области. Здание ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», расположенное по адресу: <адрес>, находится на праве оперативного управления у ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы».
В период с <дата> по <дата> на основании распоряжения главного государственного инспектора города Костромы по пожарному надзору № от <дата> должностными лицами ТО НД и ПР г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» ( <адрес>) по контролю ранее выданного предписания № от <дата>, по результатам которой установлено, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены.
В частности, по результатам проведенной в <дата> года ТО НД и ПР г. Костромы УНД и ПР ГУ МЧС России по Костромской области внеплановой выездной проверки установлено не устранение 5 нарушений требований пожарной безопасности, а именно:
1. На объекте не проведены испытания внутреннего противопожарного водопровода в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» (далее- ППР в РФ);
2.Первый и третий этажи здания не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) в нарушение ч. 2 ст. 54, ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»;
3. Помещения первого и третьего этажей здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в нарушение п. 61 ППР в РФ; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
4. Для покрытия полов общих поэтажных коридоров 2 и 3 этажей здания использованы горючие материалы с несоответствующим показателем по пожарной безопасности. Сертификаты пожарной безопасности не представлены в нарушение ст. 134, таблица 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 6.25* СНиП «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
5. Подвальное помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией в нарушение п. 61 ППР в РФ; ст. 46, 54, 83, 91, 103 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
Выявленные нарушения создают в случае возникновения пожара, прямую угрозу жизни и здоровью посетителей здания ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», а значит, нарушают права неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, суд считает возможным, принять признание иска ответчика, в части возложения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, и удовлетворить иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц в данной части.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая объем и характер выявленных нарушений, мнение всех участников процесса, общественную значимость, суд полагает необходимым установить срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок является достаточным для исполнения требований заявленных в иске, что сторонами не оспорено.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ №, ░░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 55 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2012 ░░░░ № 390 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 2 ░░. 54, ░░. 84 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 № 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»; ░░ 3.13130.2009 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 61 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2012 ░░░░ № 390 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»; ░░. 46, 54, 83, 91, 103 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 № 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»; ░░ 5.13130.2009 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2 ░ 3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 134, ░░░░░░░ 29 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2008 № 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░); ░. 6.25* ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 61 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 25 ░░░░░░ 2012 ░░░░ № 390 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»; ░░. 46, 54, 83, 91, 103 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22 ░░░░ 2008 ░. № 123-░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░»; ░░ 5.13130.2009 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.02.2021