32RS0015-01-2019-001499-69
Дело № 2-1143/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2019 года г. Клинцы
Клинцовский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Данченко Н.В.
при секретаре Медяковой А.В.,
с участием истца Сафроновой С.В.,
представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) Несоленого А.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Сафронова С.В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов осуществления трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя специальный стаж с 01.01.2001 года по 02.11.2006 года, общий стаж с 01.05.1996 года по 18.02.1997 года.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 18.04.2019г. она обратилась в УПФР в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тяжёлыми условиями труда, согласно п.п.2 п.1 статьи 30 Федерального Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылской АЭС».
Однако, решением УПФР в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонного) ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости, по причине недостаточного специального и трудового стажа.
Сафронова С.В. указывает, что в период времени ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты> что подтверждается записью в трудовой книжке. С ДД.ММ.ГГГГ по 02.11.2006г., состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя осуществляла <данные изъяты> в <адрес> в магазине <данные изъяты> территория которого относилась к зоне отселения с 26.04.1986г. по 20.10.2015 г. В соответствии с решением Правительства СССР, на вышеуказанной территории было введено ограничение потребления продуктов местного производства и личных подсобных хозяйств.
В период с 01.01.2001 года по 02.11.2006 год производила уплату страховых взносов и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в налоговую инспекцию. Ответчику она предоставляла табель учета рабочего времени за период с 08.06.2000г. по 02.11.2006г., однако, ГУ – УПФ РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) незаконно исключают ей специальный стаж за период с 01.01.2001 г. по 31.09.2004 г. и с 01.01.2015 г. по 31.03.2006 г., дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а так же исключают трудовой стаж периода работы с 01.05.1996г. по 18.02.1997г.
Истец Сафронова С.В. в судебном заседании уточнила свои исковые требования и просила включить ей в специальный стаж период работы с 01.01.2001 г. по 30.09.2004г., с 01.01.2005г. по 31.03.2006г.. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а так же включить в трудовой стаж, период работы с 01.05.1996г. по 31.12.1999г. и признать за ней право на досрочный уход на пенсию по старости.
Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) Несоленый А.С. исковые требования не признал, пояснил, что согласно документам, которые были предоставлены истцом в УПФ в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 -ФЗ «О страховых пенсиях» со снижением общеустановленного возраста выхода на пенсию за работу с тяжелыми условиями труда, а так же за проживание в зоне отселения в соответствии со ст.35 Федерального закона от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» невозможно назначить досрочную страховую пенсию по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, поскольку занятость истца в течение полного рабочего дня в период работы в статусе индивидуального предпринимателя не подтверждена.
Свидетель ФИО7 показала суду, что работала кладовщиком в <данные изъяты> в период времени с 28.04.1994г. по 04.05.1996г. ФИО2 так же работала в <данные изъяты>
Суд, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом Российской Федерации «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения (пункт 9) до их переселения в другие районы.
Пенсионное обеспечение указанной категории граждан регулируется разделом IV «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Статья 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает, что гражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Из примечания к ст.35 указанного Закона следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Сафронова С.В. с 26.04.1986г. по 15.10.1999г., с 18.10.1999г. по 07.12.2006г., с 19.03.2007г. по 23.08.2007г., с 06.12.2007г. по 20.10.2015г. была зарегистрирована и постоянно проживала на территории зоны отселения, что подтверждается удостоверением АЖ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Суд считает возможным применение в отношении Сафроновой С.В. ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой истец имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Также ст.33 закона, согласно которой гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Учитывая, что продолжительность проживания Сафроновой С.В. в зоне отселения составляет более 28 лет, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 7 лет.
Отказ пенсионного органа в назначении Сафроновой С.В. пенсии по старости по достижении 45-ти летнего возраста (то есть право на снижение возраста выхода на пенсию еще на 3 года) ответчик мотивирует отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом ответчик не включает в стаж периоды работы с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2005 года по 31.12.2008 года по Списку 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10, видах работ, который составляет 8 лет, что подтверждается решением об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 02.07.2017 года № 381614/18.
Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Позицией 23307000-17541 подраздела №7 раздела №32 Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелым условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года №10, указанное право предоставлено работникам, занятым на работах в районах, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварий на атомных объектах, где в соответствии с решением Правительства СССР введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств.
В силу ст. 28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом "О страховых пенсиях", и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин - 40 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и применяемых при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в пенсионный Фонд РФ.
Порядок и размер уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ установлены ФЗ № 167 от 15 декабря 2001 года « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно ст.43 указанного закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда РФ, персональным целевым назначением которых является обеспечение прав гражданин на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентному сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Исследовав представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что период осуществления Сафроновой С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, необоснованно исключен ответчиком из стажа работы по Списку № 2, исходя из следующего.
С 08.06.2000 года по 02.11.2006 года Сафронова С.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предпринимателя №Н №626 от 08.06.2000 года. В указанный период времени она осуществляла свою трудовую деятельность на территории <адрес>. С 01.03.2004г. по 29.08.2005 года арендовала земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.08.2005 года Сафронова С.В. является собственником вышеуказанного земельного участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2005 года Сафронова С.В. является собственником нежилого помещения (магазин) площадью 64 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно справки, выданной Рожновской сельской администрацией <адрес> №1401 от 13.06.2019г., магазин «Золотая рыбка», расположенный по адресу: <адрес>) действительно находился на территории <адрес>. Распоряжением РСФСР №237-р от 28.12.1991 года и Постановлением Правительства РФ об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18.12.1997 года №1582 данный населенный пункт <адрес> относится к зоне отселения с 26.04.1986 года по 20.10.2015 год.
В данном населенном пункте было введено ограничение потребления продуктов питания местного производства и личных подсобных хозяйств, что предусмотрено Списком № 2, раздел 32 пункт 7 подраздел 23307000-17541.
Из выписки из ЕГРИП следует, что основным видом деятельности Сафроновой С.В. в качестве индивидуального предпринимателя являлась торговая деятельность.
Согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Сафроновой С.В. за 2001 -2013 гг. и с 01.01.2001 г. по 02.11.2006 года перечислялись страховые взносы в пенсионный Фонд.
Факт работы Сафроновой С.В. в указанный период времени подтверждается налоговыми декларациями по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, также подтверждается табелями учета рабочего времени из которых видно, что трудовая деятельность истца занимала полный рабочий день, функциональный режим дня был определен восьми часовой рабочий день и выходным днем в субботу- воскресенье, место работы располагалось по адресам: <адрес>, в районе, подвергшемся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на ЧАЭС. Указанные договоры соответствуют основному виду деятельности Сафроновой С.В., указанному в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей – торговая деятельность.
Судом принимается во внимание, что табелирование труда работника предусмотрено нормами трудового законодательства, вместе с тем, составление табеля учета рабочего времени для назначения органом социальной защиты населения компенсационных выплат за работу в зоне отселения является обязательным, указанная выплата истцу назначалась ежемесячно через общественную организацию предпринимателей, истцом ежемесячно предоставлялись табели учета рабочего времени. Таким образом, указанные документы также являются подтверждением занятости истца на условиях полного рабочего времени, т.к. признаны компетентным органом в сфере социальной защиты населения.
Таким образом, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, полагает необходимым включить в стаж с тяжелыми условиями труда период трудовой деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2001 года по 30.09.2004 года, с 01.01.2005 года по 31.03.2006 года и с 01.10.2006г. по 02.11.2006г., а так же период общего трудового стажа с 01.05.1996 года по 31.12.1999 год.
Следовательно, стаж истца на соответствующих видах работ составляет 5 лет 3 месяца, что дает ей право на снижение еще на 3 года (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ).
Суммируя указанные льготы: 7 лет согласно ст. 35 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»» и 3 года согласно с п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу, что требования истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости по достижению возраста 45 лет являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Сафронова С.В., обратилась в Пенсионные органы с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости 18.04.2019 года, ввиду чего, пенсия должна быть назначена истцу с 18.04.2019 года.
Таким образом, суд признает право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 18.04.2019 года, то есть с момента возникновения права на пенсию.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Сафроновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) № 269370/19 от 06.05.2019г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным.
Признать за Сафроновой Светланой Викторовной, 18.03.1974г.р. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда согласно пп.2 п.1 статьи 30 Федерального Закона 400 -ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, в связи с тяжелыми условиями труда согласно пп.2 п.1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» период осуществления предпринимательской деятельности в <адрес> с 01.01.2001г. по 30.09.2004г., с 01.01.2005г. по 31.03.2006г., с 01.10.2006г. по 02.11.2006г., а так же период общего стажа с 01.05.1996 г. по 31.12.1999г.
Обязать УПФР в городском округе г. Клинцы Брянской области (межрайонное) назначить Сафроновой С.В. досрочную страховую пенсию согласно пп.2 п.1 статьи 30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» с момента обращения за ней, с 18.04.2019г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Клинцовский городской суд Брянской области.
Судья Н.В. Данченко