№ 2-4583/2023
03RS0064-01-2023-004061-60
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года город Уфа
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре Давлетовой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к ООО "Терминал" о прекращении противоправных действий ООО "Терминал" в отношении неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование своих требований указал, что в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ч. 2 ст. 57, ст.ст. 74, 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами № 1 от 13 января 2023 г., выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Г.Я. Перминой и на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицами № 1 от 5 августа 2022 г., выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан А.С. Жеребцовым проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее - ООО «Терминал») Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://goу.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958 (далее - Правила маркировки шин средствами идентификации), Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 (далее - Правила № 515).
В ходе мероприятия, 15.12.2022 г. с 15-00 час. по 16-00 час. установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.cipt.ru/ выявлены факты продажи (вывод из оборота) 03.11.2022 г. в 09-20 час., 11.11.2022 г. в 12-36 час. ООО «Терминал», по адресу: 450000, г.Уфа, ул. Аксакова, д. 97 шина автомобильная KAMA EURO-519 17565/R14-82 Тс повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации) №01046042780013 92215jUrFdcWR9Lmi.
Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ООО «Терминал» от 15 декабря 2022 г.
В ходе мероприятия, 12 мая 2023 г. с 15-00 час. до 16-00 час. установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж (вывод из оборота) ООО «Терминал», по адресу: 450000, г Уфа, ул. Аксакова, д. 97, продукции шины:
Товар 185/65R15 88Т F.ENGY, Код товара 08019227217650 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: 10.03.2023 г. в 16:49 час.; 10.03.2023 г. в 16:49 час. (средством идентификации) № 0108019227217650215quGmuon J%! Jc.
Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ООО «Терминал» от 12 мая 2023 г.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Исходя из изложенного, поступление в ГИС МТ информаций о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, подтверждает, что ООО «Терминал» реализует шины без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ООО «Терминал» по выявленным нарушениям объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (от 15 декабря 2022 г. № 02-00-09/3004-ПО, от 15 мая 2023 г. № 02-00-09/1918-ПО).
Таким образом, установлено и подтверждено контрольным (надзорным) мероприятиями, что ООО «Терминал» допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.
Под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела (письмо Федеральной антимонопольной службы от 25. августа 2016 г. № ИА/58547/16 «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров (расчетно-кассовых центров)»).
Понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2017 г. № 310-КГ17-12130 по делу № А64-2941/2016).
ООО «Терминал» имело все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.
На основании изложенного истец просит суд взыскать признать действия ООО «Терминал», выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота шин с повторно сформированными кодами маркировки противоправными. Обязать ООО «Терминал» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного крута потребителей, по выводу из оборота шин с повторно сформированными кодами маркировки.
Стороны в судебное заседания не явились, извещены надлежащим образом, сведений уважительности суду не представили, не обеспечили явку своих представителей.
В силу ч.2 ст.116 ГПК РФ в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.
В соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
В соответствии со ст. 35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно ст. 165.1. ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Правила п. 1 статьи ст. 165.1. ГК РФ применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Таким образом, суд полагает что, предпринял все возможные меры, предусмотренные ст. 113 ГПК Российской Федерации, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии возможности получить судебные извещения, ответчиком не представлено.
Согласно ст. 167 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно п.4 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд приходит к выводу что, ответчик был надлежаще извещен, ходатайств об отложении дела не заявил, возражений не представил.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 67 Постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Аналогичные разъяснения даны и в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которому по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат; Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Информация о движении гражданского дела, даты судебных заседаний своевременно опубликованы на сайте Ленинского районного суда г. Уфы РБ - leninsky.bkr@sudrf.ru.
В соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 233 ГПК РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства в порядке заочного производства.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Как следует из ст. 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 46 Закона "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно п. 7 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с й. 7 ст. 40, ст. 46 Закона о защите прав потребителей, п. 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. № 748, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Честный знак – национальная система маркировки и прослеживания товаров, подразумевающая прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж) (https ://честныйзнак.рф/).
Маркировка представляет собой нанесение кода Data Matrix, уникального для каждой единицы товара и внесение информации о товаре и коде в базу данных.
Фактическими основаниями подачи настоящего искового заявления являются материалы контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.
В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», ч. 2 ст. 57, ст.ст. 74, 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами № 1 от 13 января 2023 г., выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан Г.Я. Перминой и на основании задания на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицами № 1 от 5 августа 2022 г., выданного заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан А.С. Жеребцовым проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия - наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее - ООО «Терминал») Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в сети интернет https://goу.crpt.ru («Честный знак») было проведено мероприятие - наблюдение за соблюдением обязательных требований, предусмотренных Правилами маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958 (далее - Правила маркировки шин средствами идентификации), Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 (далее - Правила № 515).
В ходе мероприятия, 15.12.2022 г. с 15-00 час. по 16-00 час. установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.cipt.ru/ выявлены факты продажи (вывод из оборота) 03.11.2022 г. в 09-20 час., 11.11.2022 г. в 12-36 час. ООО «Терминал», по адресу: 450000, г.Уфа, ул. Аксакова, д. 97 шина автомобильная KAMA EURO-519 17565/R14-82 Тс повторно сформированным кодом маркировки (средством идентификации) №01046042780013 92215jUrFdcWR9Lmi.
Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ООО «Терминал» от 15 декабря 2022 г.
В ходе мероприятия, 12 мая 2023 г. с 15-00 час. до 16-00 час. установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж (вывод из оборота) ООО «Терминал», по адресу: 450000, г Уфа, ул. Аксакова, д. 97, продукции шины:
Товар 185/65R15 88Т F.ENGY, Код товара 08019227217650 с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: 10.03.2023 г. в 16:49 час.; 10.03.2023 г. в 16:49 час. (средством идентификации) № 0108019227217650215quGmuon J%! Jc.
Акт наблюдения за соблюдением обязательных требований ООО «Терминал» от 12 мая 2023 г.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Исходя из изложенного, поступление в ГИС МТ информаций о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, подтверждает, что ООО «Терминал» реализует шины без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ООО «Терминал» по выявленным нарушениям объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (от 15 декабря 2022 г. № 02-00-09/3004-ПО, от 15 мая 2023 г. № 02-00-09/1918-ПО).
Таким образом, как установлено судом и подтверждено материалами дела контрольным (надзорным) мероприятиями Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, ООО «Терминал» допускает множественные нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года N 2300-I изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В пункте 2 той же статьи содержится перечень тех сведений, которые должна в обязательном порядке содержать информация о товаре, доводимая изготовителем (исполнителем, продавцом) до потребителя.
Государственная, информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»),
По п.п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров).
Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (н. 10 постановления Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. №515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной Основе (п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).
Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. № 515:
«вывод товаров из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для. собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара;
«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
Шины и покрышки пневматические резиновые новые, согласно п. 3 Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 792-р, подлежат обязательной маркировке с 1 декабря 2019 г.
В соответствии с п. 2 Правил маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958, «статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)» - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 391 настоящих Правил.
«вывод шин из оборота»: реализация (продажа) или иная передача маркированных шин физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на шины, в том числе розничная продажа, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; реализация (продажа) шин по сделке, сведения о которой составляют государственную <данные изъяты>; возврат физическим лицам нереализованных шин, полученных ранее юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках договоров комиссии; продажа шин юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей), изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата шин, использование шин для собственных нужд, а также реализация (продажа) маркированных шин за пределы Российской Федерации;
реализация (продажа) шин путем их продажи по образцам или дистанционным способом при отгрузке шин со склада хранителя для доставки потребителю.
Пунктом 33 Правил маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958, установлено, иго информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки при маркировке шин.
Исходя из п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958, с 1 ноября 2020 г. в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, организации оптовой торговли, приобретающие шины, маркированные средствами идентификации, непосредственно у производителей и импортеров, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении приобретения шин, маркированных средствами идентификации, у производителей и импортеров и вывода таких шин из оборота, а участники оборота шин, осуществляющие розничную продажу шин, маркированных средствами идентификации, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении вывода из оборота таких шин; с 1 марта 2021 г. в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, организации оптовой торговли, приобретающие шины непосредственно у производителей и импортеров, а также прочие организации оптовой торговли и участники оборота, осуществляющие розничную продажу шин, вносят в информационную систему мониторинга сведения в отношении всех действий по обороту шин.
Согласно п.п. г) п. 23 Правил маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958, при возврате шин потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, регистрация шин осуществляется в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации - организацией розничной торговли.
В соответствии с п. 41 Правил маркировки шин средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958, участники оборота шин должны обеспечить перемаркировку шин, поставляемых (реализуемых) в рамках сделок купли-продажи, в том числе предлагаемых к реализации (продаже) после их возврата потребителем, в случае утраты или повреждения средств идентификации шин, исключающего возможность их считывания (распознавания).
Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.
Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Исходя из изложенного, поступление в ГИС МТ информаций о повторной продаже одного и того же экземпляра товара, подтверждает, что ООО «Терминал» реализует шины без маркировки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ООО «Терминал» по выявленным нарушениям объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (от 15 декабря 2022 г. № 02-00-09/3004-ПО, от 15 мая 2023 г. № 02-00-09/1918-ПО).
При этом ООО «Терминал» имело все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.
Таким образом, суд считает доказанным факт реализации ответчиком товаров с повторно сформированным кодом маркировки (средства идентификации), в связи с чем, учитывая признании ответчиком иска, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к ООО "Терминал" о прекращении противоправных действий ООО "Терминал" в отношении неопределенного круга потребителей, удовлетворить.
Признать действия ООО «Терминал», выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота шин с повторно сформированными кодами маркировки противоправными.
Обязать ООО «Терминал» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, по выводу из оборота шин с повторно сформированными кодами маркировки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворения этого заявления.
Судья Д.А. Харламов
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2023 года