Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-294/2013 от 13.06.2013

дело № 2-294/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Ишеевка 02 августа 2013 г.

Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,

при секретаре Новичковой Т.Б..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каравашкина В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам», Территориальному управлению Росимущества в Ульяновской области, Федеральному государственному казенному Учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» о признании недействительными результатов межевания, о признании недействительной постановку на кадастровый учет, об обязании произвести кадастровый учет, о признании недействительной записи о регистрации.

УСТАНОВИЛ:

Каравашкин В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам», Территориальному управлению Росимущества в Ульяновской области, Федеральному государственному казенному Учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» о признании недействительными результатов межевания, о признании недействительной постановку на кадастровый учет, об обязании произвести кадастровый учет, о признании недействительной записи о регистрации.

В обоснование иска указал, что он имеет на праве собственности одноэтажное нежилое здание, расположенное на земельном участке площадью 7686,0 кв.м. с кадастровым номером *** по адресу: ***, на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка № 5 от 27.05.2005г., зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 24.06.2005г. В марте 2013г. он обратился в ООО «Спутник-Сервис» для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером *** Была проведена геодезическая съемка земельного участка по фактическому пользованию, подготовлен межевой план. 04.04.2013г. он обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ***. Решением № *** от 08.04.2013г. было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***, в связи с выявлением пересечения уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в 1,4 км на северо-восток от развилки *** с автодороги ***. Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером *** правообладателем земельного участка площадью 7265715 кв.м. является Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации». Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет на основании Описания земельного участка, подготовленного ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» в 2006 году. Описание подготовлено без учета земельного участка с кадастровым номером ***, границы земельного участка не были согласованы со всеми смежными землепользователями, межевание проведено без извещения собственника земельного участка. Согласно выписки из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.04.2013г. № ***, право собственности на земельный участок площадью 7265715 кв.м с кадастровым номером *** зарегистрировано за Российской Федерацией, запись регистрации № *** от 02.10.2007г. Просит признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации»; признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области осуществить
государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***, площадью 8454 кв.м, расположенного по адресу: ***;     признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации № *** и признать недействительной запись о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» № *** от 25.02.2013г.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны РФ.

Истец Каравашкин В.В. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель истца Жалальдинова Г.Р. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что Каравашкин В.В. имеет на праве собственности одноэтажное нежилое здание, расположенное на земельном участке площадью 7686,0 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: ***, принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка № 5 от 27.05.2005г., зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № ***, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности *** от 24.06.2005г. В марте 2013г. он обратился в ООО «Спутник-Сервис» для проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***. Была проведена геодезическая съемка земельного участка по фактическому пользованию, подготовлен межевой план. 04.04.2013г. Каравашкин В.В. обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером *** Решением № *** от 08.04.2013г. было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***, в связи с выявлением пересечения уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в 1,4 км на северо-восток от развилки *** с автодороги ***. Согласно кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером *** правообладателем земельного участка площадью 7265715 кв.м. является Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации». Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет на основании Описания земельного участка, подготовленного ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» в 2006 году. Описание подготовлено без учета земельного участка с кадастровым номером ***, границы земельного участка не были согласованы со всеми смежными землепользователями, межевание проведено без извещения собственника земельного участка. Согласно выписки из Единого Государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.04.2013г. № ***, право собственности на земельный участок площадью 7265715 кв.м с кадастровым номером *** зарегистрировано за Российской Федерацией, запись регистрации № *** от 02.10.2007г. При проведении межевания земельного участка ответчик Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» должно было согласовать границы земельного участка с Каравашкиным В.В., что сделано не было. Оснований для применения срока исковой давности не имеется, спор подсуден суду общей юрисдикции.

Представитель истца Никулина А.М. исковые требования поддержала. Суду дала в целом пояснения аналогичные изложенным в иске.

Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве указал, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи о регистрации права собственности Каравашкина В.В. на земельный участок площадью 7686 кв.м., расположенный по адресу: ***, с кадастровым номером ***. Также в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются актуальные записи о регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на земельный участок для нужд Минобороны площадью 7265715 кв.м., расположенный по адресу: ***, примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-восток, ориентир развилка *** с автодороги ***, с кадастровым номером ***. Документы, представленные на государственную регистрацию прав, соответствовали требованиям ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Оснований для приостановления либо отказа в государственной регистрации не имелось. В иске просит отказать.

Ответчик Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве указал, что сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 7686 кв.м., расположенном по адресу: ***, были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 17.05.2005г. на основании перечня ранее учтенных земельных участков, утвержденного территориальным отделом Роснедвижимости Ульяновского района Ульяновской области. Сведения о местоположении границ указанного земельного участка в ГКН отсутствуют.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером *** площадью 7265715 кв.м., расположенном по адресу: ***, Ульяновский рай    район были внесены в ГКН 11.07.2007г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 28.04.2007 № ***, Описания земельных участков. Вышеуказанный земельный участок был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером *** осуществленного в соответствии с Распоряжением Главы администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области от 26.12.2005г. № 1612-р.

При рассмотрении заявления представителя Каравашкина В.В. о государственном кадастровом учете изменений от 04.04.2013г. ***, межевого плана от 01.04.2013г. органом кадастрового учета было выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером *** Возможная причина пересечения, ошибка в представленных заявителем документах в части определения координат характерных точек границ уточняемого земельного участка, либо кадастровая ошибка в установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***

В соответствии со ст.28 Закона о кадастре, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений. В соответствии с ч.3 ст.20 Закона о кадастре, с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, вправе обратиться собственники таких объектов или в случаях, предусмотренных Федеральным законом иные лица. С заявлением об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен сроком более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

До настоящего времени ТУ Росимущества в Ульяновской области с вышеуказанным заявлением не обращалось.

Обращение истца в суд обусловлено наличием земельного спора между ним и собственником земельного участка с кадастровым номером ***. Возможная причина пересечения, ошибка в представленных заявителем документах в части определения координат характерных точек границ уточняемого земельного участка, либо кадастровая ошибка в установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***. Считают, что орган кадастрового учета своими действиями прав и законных интересов заявителя не нарушал, решения, принятые органом кадастрового учета являются законными и обоснованными и не оспаривались сторонами.

Ответчик ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве указал, что считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как ЗАО «ИКНЗР» никаких прав и законных интересов истца не нарушило и нарушить не могло. Землеустроительное дело по межеванию и выполнению плана границ земельного участка, расположенного по адресу: ***, в 7 км. Юго-восточнее от развилки на *** с автодороги ***» произведены на основании Государственного контракта № 225/431 от 18.05.2005 г., заключенного на выполнение землеустроительных работ при разграничении государственной собственности на землю между ЗАО «ИКНЗР» и Территориальным управлением Росимущества по Ульяновской области. В процессе подготовительных работ было установлено, что ранее был выдан Государственный акт *** УГВКУ имени Ленина в бессрочное пользование на площадь 2554.20 га для оборонных нужд в Ульяновском районе Ульяновской области. Таким образом, ЗАО «ИКНЗР» надлежащим образом и в срок выполнило работу, предусмотренную вышеуказанным контрактом. Претензий в адрес ЗАО не поступало. В иске просит отказать.

Ответчик Федеральное государственное казенное Учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве указал, что спорный земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 7265715 кв.м., принадлежащий на праве собственности РФ, на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, согласно кадастрового паспорта земельного участка от 06.10.2010 № 7325/221/10-1610 является частью земельного участка с кадастровым номером 73:19:0129016:5, из которого он был образован в результате разделения на основании Распоряжения Главы МО *** от *** № 1612-р.

Согласно Распоряжению Главы МО *** от *** № 1612-р земельный участок с кадастровым номером *** был уточнен в границах с 25542000 кв.м. на 25170256,41 кв.м.

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 25170174,41 кв.м. предоставлен в бессрочное пользование Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов УГВТКУ для оборонных нужд на основании государственного акта от *** № 63, является федеральной собственностью.

Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 7686 кв.м. - возникло лишь в 2005 году на основании договора купли-продажи земельного участка от *** № 5, акта приема-передачи от 27.05.2005.

Право собственности РФ при разделе земельного участка с кадастровым номером ***, сохраняется за собственником в измененных границах и возникает право государственной собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (согласно распоряжению МО *** 1612-р), в том числе, и на земельный участок с кадастровым номером ***

Таким образом, ранее возникшее право государственной собственности не может ставиться в зависимость от более позднего возникновения права собственности частных лиц.

Кроме того, Распоряжение Главы МО Ульяновского района от 26.012.2005 № 1612-р об уточнении земельного участка с кадастровым номером 73:19:01209:5 и разделении на 8 земельных участков, в установленные процессуальные сроки не оспаривалось, недействительным не признавалось.

Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером 73:19:012901:4 общей площадью 7686 кв.м. возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от 24.06.2005 № 73-АТ № 269241 выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

Однако, оспариваемый истцом факт осуществления межевания земельного участка 73619:012901:74 без участия истца не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Считают, что истцом пропущен срок исковой давности, данный спор не может быть рассмотрен судом общей юрисдикции. В иске просит отказать.

Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (ТУ Росимущества в Ульяновской области) о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представитель ответчика в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве указал, что согласно заявлению 04.04.2013 года Каравашкин В.В. обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером *** Решением № 73- С/2013-20972 от 08.04.2013 г. было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***, в связи с выявлением пересечения уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, в 1,4 км. На северо-восток от развилки *** с автодороги ***. Считают действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области являются правомерными и соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 07.06.2013) «О государственном кадастре недвижимости». Оспаривая действительность результатов межевания и постановки на кадастровый учёт земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации», заявитель не предоставил доказательств наличия оснований для оспаривания указанных действий. В иске просит отказать.

Представитель третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в иске просит отказать.

Суд, на месте, определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в п. 3.1 Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки. При этом, земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

В силу ст. 7 ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений или объекта незавершенного строительства, сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктами 110, 111 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота" перечни земельных участков, подлежащих возврату в народное хозяйство, КЭЧ Министерства обороны СССР согласовывается с главными штабами видов Вооруженных Сил СССР, начальниками управлений Генерального штаба Вооруженных Сил СССР и представляются на утверждение заместителю Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск. Приказом Министра обороны РФ от 26.06.2000 N 334 указанный Приказ от 22.02.1977 N 75 признан действующим в Вооруженных Силах РФ с изменениями и дополнениями.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, в том числе и в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 7265715 кв.м., принадлежащий на праве собственности РФ, на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации», согласно кадастрового паспорта земельного участка от 06.10.2010 № *** является частью земельного участка с кадастровым номером *** из которого он был образован в результате разделения на основании распоряжения Главы МО Ульяновский район от 26.12.2005 № 1612-р.

Согласно распоряжению Главы МО Ульяновского района от 26.12.2005 № 1612-р земельный участок с кадастровым номером *** был уточнен в границах с 25542000 кв.м. на 25170256,41 кв.м.

Таким образом, анализ представленных доказательств подтверждает, что до 2005г. право собственности на земельный участок с кадастровым номером *** не было разграничено, земельный участок находится в государственной собственности. Орган местного самоуправления в соответствии с полномочиями, действующим законодательством, произвел раздел данного участка.

В свою очередь, земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 25170174,41 кв.м. предоставлен в бессрочное пользование Исполнительным комитетом Ульяновского районного Совета народных депутатов УГВТКУ для оборонных нужд на основании государственного акта от 06.06.1992г. № 63, является федеральной собственностью.

Из землеустроительного дела (при разграничении государственной собственности на землю) по межеванию земельного участка для нужд Министерства обороны усматривается, что межевание земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 7265715 кв.м., принадлежащий на праве собственности РФ, на праве постоянного бессрочного пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации», проведено 13.01.2006г. ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам».

Согласно кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером *** данный земельный участок 11.07.2007г. был поставлен на кадастровый учет на основании описания земельного участка, подготовленного ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам» в 2006 году.

Из регистрационных дел усматривается, что право собственности на земельный участок, с кадастровым номером ***, общей площадью 7265715 кв.м. на праве собственности принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2013г. и на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному Учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.02.2013г.

Согласно ст. 88 Земельного кодекса РФ от 25.04.1991 года к землям для нужд обороны относились земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил.

В силу п. 10 ст. 1 ФЗ "Об обороне" земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, находятся в федеральной собственности.

Пункт 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" относит к объектам исключительно федеральной собственности имущество Вооруженных Сил и других учреждений, указанных в пункте 2 раздела II Приложения 1, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета РФ, а также расположенных на территориях РФ учреждений независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий.

В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах, земельный участок, предоставленный для нужд Министерства обороны РФ, является исключительной собственностью РФ, право собственности зарегистрировано.

Приказом Минобороны СССР от 22.02.1977 года N 75 введено Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Из содержания п. п. 86, 93 Положения следует, что ходатайства о согласовании мест расположения объектов Министерства обороны СССР направляются в Советы Министров автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов депутатов трудящихся или в Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления: командующими войсками военных округов - по объектам окружного подчинения; заместителем Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск - по специальным объектам центрального подчинения.

Другим должностным лицам, кроме вышеуказанных, возбуждать ходатайства о согласовании места расположения объектов запрещается.

Пунктами 101, 103 и 104 Положения предусмотрено, что воинские части - непосредственные землепользователи должны использовать земельные участки только по прямому назначению, определенному решениями о предоставлении в пользование Министерству обороны СССР этих участков.

Передача земель в постоянное пользование другим землепользователям Министерства обороны СССР производится по разрешению заместителя Министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск.

В случае изменения целевого назначения земель передача производится после их переоформления в порядке, определенном ст.ст. 90 и 91 настоящего Положения.

В силу п.90 указанного Положения ходатайства о предоставлении в пользование для нужд Министерства обороны СССР земельных участков или об изменении их целевого назначения, а также о вырубке леса возбуждаются только при наличии соответствующего решения о предварительном согласовании места расположения объекта и после утверждения в установленном порядке технической документации на строительство этого объекта и выделения необходимых средств. Эти ходатайства вносятся в порядке, определенном ст. 86 настоящего Положения.

Ходатайства о предоставлении в пользование Министерству обороны СССР земельных участков возбуждаются: по земельным участкам, расположенным вне населенных пунктов, - перед Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполкомами краевых и областных Советов депутатов трудящихся; по земельным участкам, расположенным в пределах населенных пунктов, перед соответствующими исполкомами городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся (п.91 Положения).

Из п. 106 Положения усматривается, что передача земель во временное пользование производится с согласия: главных штабов видов Вооруженных Сил СССР, командующих (начальников) родами войск, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны СССР - по землям для специальных объектов центрального подчинения; командующих войсками военных округов - по землям для объектов окружного подчинения.

Земельные участки, предоставленные в пользование Министерству обороны, запрещается занимать для строительства индивидуальных и кооперативных жилых домов, гаражей и других хозяйственных построек, а также под садовые участки (п. 108 Положения).

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка (ст. 270 ГК РФ в редакции, действовавшей в 2000 - 2001 годах).

Министерство государственного имущества РФ является федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по управлению и распоряжению федеральной собственностью (Постановление Правительства РФ от 29.12.1997 года N 1644). 18.07.2000 года на основании Постановления Правительства РФ N 536 Министерство государственного имущества РФ преобразовано в Министерство имущественных отношений РФ, которому переданы полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом и земельными ресурсами. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 определено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Из материалов дела усматривается, что перечисленные органы за все время своего существования не давали согласия на передачу Каравашкину В.В. земельного участка с кадастровым номером 73:19:012901:4 для размещения пилорамы.

Как следует из материалов дела, 10.11.1998г. между Ульяновским высшим военно - техническим училищем Богдана Хмельницкого в лице начальника училища Швецова А.В. (Арендодатель) и Каравашкиным В.В.( Арендатор) был заключен договор аренды, согласно условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор получает во временное владение и пользование нежилые помещения, общей площадью 1240 кв.м., расположенные по адресу: ***.

15.02.1999г. между УВВТУ им.Б.Хмельницкого в лице начальника училища Швецова А.В. и Каравашкиным В.В. был заключен договор № 25 купли-продажи нежилых помещений, общей площадью 1240 кв.м., расположенных по адресу: ***.

Таким образом, начальник Ульяновского высшего военно - технического училища Б.Хмельницкого, давая в 1998г. разрешение на использование нежилых помещений, общей площадью 1240 кв.м., расположенных на земельном участке по адресу: ***, вышел за пределы своих должностных полномочий, поскольку не являлся собственником земельного участка и недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения *** № 2525 от 26.09.2000г. Каравашкину В.В. разрешено проектирование реконструкции бывших подсобных хозяйственных помещений технического училища под пилораму в *** на земельном участке, площадью 7686 кв.м., согласно договора купли-продажи недвижимого имущества № 25 от 15.02.1999г.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения № 2913 от 14.12.2000г. из земель УВВТУ им.Б.Хмельницкого земельный участок площадью 7686 кв.м, занятый постройками, предоставлен ЧП Каравашкину В.В. в постоянное (бессрочное) пользование для размещения пилорамы.

В последующем Каравашкину В.В. был выделен земельный участок, площадью 7686 кв.м., расположенный по адресу: ***, на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.01.2001г.

Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.02.2002г. Каравашкину В.В. на праве собственности принадлежит одноэтажное нежилое здание, расположенное по адресу: ***.

27.05.2005г. между МУ КУМИЗО МО «Ульяновский район» Ульяновской области и Каравашкиным В.В. был заключен договор купли-продажи (купчая) земельного участка, расположенного по адресу: ***.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 24.06.2005г. Каравашкину В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 7686 кв.м., расположенный по адресу: ***.

Право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 7686 кв.м. - возникло лишь в 2005 году на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.05.2005 № 5, акта приема-передачи от 27.05.2005.

Как установлено в судебном заседании ООО «Спутник-Сервис» проводило кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером ***. Была проведена геодезическая съемка земельного участка по фактическому пользованию, подготовлен межевой план.

04.04.2013г. истец обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ***

Решением органом кадастрового учета № *** от 08.04.2013г. было приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером *** в связи с выявлением пересечения границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, в 1,4 км на северо-восток от развилки *** с автодороги ***. Указана возможная причина пересечения, ошибка в представленных заявителем документах в части определения координат характерных точек границ уточняемого земельного участка, либо кадастровая ошибка в установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени ни истец, ни Федеральное государственное казенное Учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» не обращались в орган кадастрового учета с заявлением об исправлении кадастровой ошибки.

Из заключения судебной строительно-технической экспертизы № *** от 30.07.2013г. следует, что площадь земельного участка Каравашкина В.В. в фактических границах составляет 10018 кв.м. Земельный участок Каравашкина В.В. площадью 7686 кв.м. расположен внутри земельного участка площадью 7265715 кв.м., принадлежащего Федеральному государственному казенному Учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации». Устранить имеющееся наложение земельного участка истца на часть земельного участка ответчика не представляется возможным. Для устранения выявленного несоответствия необходимо уменьшить площадь земельного участка ответчика с кадастровым номером *** на 7686 кв.м. (площадь участка истца в юридических границах, согласно материалам межевания от 2000г), при этом площадь участка ответчика составит 7258029 кв.м.

Как установлено в судебном заседании, земельный участок с кадастровым номером *** является федеральной собственностью. Суд полагает, что в случае уменьшения его площади, при отсутствии волеизъявления собственника земельного участка на изменение его границ, в данном случае будет допущено нарушение прав и интересов Министерства обороны РФ.

Согласно п.1 ст. 6 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом о регистрации.

Право собственности РФ при разделе земельного участка с кадастровым номером ***, сохраняется за собственником в измененных границах и возникает право государственной собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (согласно распоряжению МО Ульяновского района1612-р), в том числе, и на земельный участок с кадастровым номером ***

Таким образом, ранее возникшее право государственной собственности не может ставиться в зависимость от более позднего возникновения права собственности частных лиц.

Кроме того, Распоряжение Главы МО Ульяновского района от 26.012.2005 № 1612-р об уточнении земельного участка с кадастровым номером *** и разделении на 8 земельных участков, в установленные процессуальные сроки не оспаривалось, недействительным не признавалось.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Часть 2 данной статьи устанавливает, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Как видно из материалов дела, право собственности истца на земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 7686 кв.м возникло на основании свидетельства о праве собственности на землю от 24.06.2005 № ***, выданного Управлением Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.

Однако, оспариваемый истцом факт осуществления межевания земельного участка с кадастровым номером *** без участия истца не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. 4 ст. 69 Земельного кодекса РФ в редакции на дату проведения межевания земельного участка с кадастровым номером ***, следует, что отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства.

Стороны не лишены возможности в соответствии с предусмотренным в ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" способом, устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости и установить границы своего земельного участка.

В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Суд считает, что не имеется правовых оснований для признания недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку данный документ не носит властно-распорядительный характер, не является нормативно-правовым актом, а является техническим документом, составленным по результатам государственного учета земельного участка. А поскольку данный документ сам по себе не создает для истца каких-либо прав и обязанностей, то соответственно, не нарушает его права и законные интересы.

Иные исковые требования, заявленные Каравашкиным В.В., являются производными от исковых требований о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 73:19:012901:74, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации».

Поскольку суд не усматривает оснований для признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ***74, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации», соответственно, другие исковые требования, заявленные Каравашкиным В.В., а именно: признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***4, площадью 8454 кв.м, расположенного по адресу: ***; признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации № *** и признать недействительной записи о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» № *** от 25.02.2013г., удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, оценивая все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каравашкину В.В. в полном объеме по изложенным выше основаниям.

При этом суд считает заявление представителя ответчика Федерального государственного казенного Учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» о применении срока исковой давности и о неподсудности данного дела суду общей юрисдикции несостоятельным, поскольку, истец Каравашкин В.В. индивидуальным предпринимателем не является, о том, что имеется наложение земельных участков узнал только в 2013 году при проведении межевания своего земельного участка.

Дело рассмотрено в пределах заявленных исковых требований, другие требования стороны суду не заявили.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Каравашкину В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ЗАО «Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам», Территориальному управлению Росимущества в Ульяновской области, Федеральному государственному казенному Учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ***, принадлежащего Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации»; признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***; обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости (земельного участка) с кадастровым номером ***4, площадью 8454 кв.м, расположенного по адресу: ***; признании недействительной записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации № *** и признать недействительной записи о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральского территориального управления имущественных отношений «Министерства обороны Российской Федерации» № *** от 25.02.2013г., отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

Судья: И.Г.Трубачева

Решение принято в окончательной форме 05 августа 2013 года.

2-294/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каравашкин В.В.
Ответчики
УФГРС филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области
ЗАО "Инвентаризационная корпорация по недвижимости и земельным ресурсам"
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
Территориальное Управление Росимущества
Другие
Антоненко М.
Суд
Ульяновский районный суд Ульяновской области
Судья
Трубачева И.Г.
Дело на сайте суда
uljanovskiy--uln.sudrf.ru
13.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.06.2013Передача материалов судье
18.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2013Предварительное судебное заседание
12.07.2013Судебное заседание
25.07.2013Производство по делу возобновлено
31.07.2013Судебное заседание
02.08.2013Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее