Дело № 2-2647/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июля 2016 года
Московский районный суд г.Казани РТ в составе:
председательствующего судьи Н.Н. Захарова,
при секретаре Г.Р. Хайрулловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мельникова С.В. к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка и выдаче кадастрового паспорта,
У С Т А Н О В И Л:
С.В. Мельников обратился в суд с иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка и выдаче кадастрового паспорта. В обоснование иска указал, что он является <данные изъяты> по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения садоводства площадью <данные изъяты> кв.м. Он обратился к ответчику с заявлением об осуществлении государственного учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером №, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка «для ведения садоводства» на вид разрешенного использования «производственные и промышленные предприятия V класса опасности; технопарки, индустриальные парки, технополисы V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования, автозаправочные станции; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; административные офисы; объекты научных организаций; нестационарные торговые объекты. Решением ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет изменений был приостановлен со ссылкой на пункт 4 части 2 статьи 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. В данном письме указано, что значительная часть земельного участка с кадастровым номером № расположена в проектных красных линиях, в планируемых границах территории общего пользования (улично - дорожная сеть). Истец считает, что нахождение земельного участка или его части в планируемых границах территории общего пользования (улично-дорожная сеть) не может быть расценено как резервирование данного участка, а также не может являться иным предусмотренным законодательством основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка, на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории. Резервирование земельного участка является в соответствии со ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ одним из видов ограничений лрав на землю и подлежит согласно п. 6 ст. 56 ЗК РФ государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При отсутствии такой регистрации резервирование земельного участка не может считаться установленным только в силу того, что градостроительной документацией соответствующая территория включена в границы красных линий.
В связи с чем, истец просит суд признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, выданное филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан внести изменения в государственный кадастр недвижимости в характеристики земельного участка с кадастровым номером №, а именно изменение разрешенного использования «для ведения садоводства», на вид разрешенного использования «Производственные и промышленные предприятия V класса опасности; технопарки, индустриальные парки, технополисы V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования, автозаправочные станции; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; административные офисы; объекты научных организаций; нестационарные торговые объекты, размещаемые в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации» и муниципальными правовыми актами, регулирующими порядок размещения таких объектов», предусмотренный зонированием территории.
Обязать филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан выдать кадастровый паспорт с измененным видом разрешенного использования по моему заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный №.
Определением Московского районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований С.В. Мельникова о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, выданное филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Татарстан, прекращено в связи с отказом истца от части исковых требований.
В ходе судебного разбирательства истец и его представитель поддержали исковые требования.
Ответчик представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РТ с иском не согласилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ИКМО г. Казани в суд не явился, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представители третьих лиц Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани и СНТ «Сад № 4» в суд не явились, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещены.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительных регламентах, входящих в правила землепользования и застройки.
Положениями пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из материалов дела следует, что С.В. Мельников является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ Серия <данные изъяты>. Вышеуказанный земельный участок расположен по адресу: РТ, <адрес>, СНТ Сад № 4 по <адрес>, участок № с видом разрешенного использования: для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ С.В. Мельников обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Татарстан с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта с кадастровым номером 16:50:200107:341 с виде разрешенного использования «для ведения садоводства» на вид разрешенного использования «производственные и промышленные предприятия V класса опасности; технопарки, индустриальные парки, технополисы V класса опасности; склады; стоянки и гаражи для транзитного транспорта, автобусов, грузовых автомобилей и иных автотранспортных средств; объекты технического обслуживания, ремонта и мойки транспортных средств, машин и оборудования, автозаправочные станции; специализированные торговые объекты по продаже автомобилей; административные офисы; объекты научных организаций; нестационарные торговые объекты.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ от ДД.ММ.ГГГГ № была приостановлено осуществление кадастрового учета для предоставления документа для изменения сведений о разрешенном использовании земельного участка.
Из ответа Управления архитектуры и градостроительства ИКМО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в СНТ «Сад №» по <адрес>, согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) расположен в зоне предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности) (П1). Значительная часть земельного участка (86% площади участка) расположена в границах проектных красных линий улично-дорожной сети.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - это линии, которые обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно подпункту 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также согласно части 2 статьи 28 Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется.
В соответствии с частью 4 статьи 30.1 Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) не допускается изменение разрешенного вида использования земельного участка, на который Градостроительный регламент не распространяется.
В соответствии со статьей 30.1 Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) установлено, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий) имеют право самостоятельно выбирать и менять вид (виды) использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенный как основной и вспомогательный для соответствующих территориальных зон без дополнительных разрешений и согласований.
Условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются при условии получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 44.2 настоящих Правил.
Статьей 44.2 Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) установлено, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в Комиссию.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок и объект капитального строительства;
2) схема планировочной организации земельного участка, отображающая:
- места размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства (общая площадь, этажность и т.д.) с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним;
- границы зон действия публичных сервитутов (при их наличии);
- объекты строительства, подлежащие сносу (при их наличии);
- решения по планировке, благоустройству, озеленению и освещению территории;
3) краткая пояснительная записка, включающая в себя сведения:
- о характеристиках земельного участка с обоснованием его планировочной организации в соответствии с градостроительным и техническим регламентами, санитарными нормами и правилами, документами об использовании земельного участка, в том числе о предполагаемом уровне воздействия на окружающую среду (объем и характер выбросов в атмосферу, количество отходов производства и степень их вредности);
- о технико-экономических показателях земельного участка;
- о планируемых объемах ресурсов, необходимых для функционирования объекта (численность работающих, грузооборот, потребность в подъездных железнодорожных путях, энергообеспечение, водоснабжение и т.д.);
- о планируемом количестве посетителей и о требуемом количестве парковочных мест.
Указанные документы могут представляться в виде эскизного предложения.
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
Лицо, обратившееся в Комиссию по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, предоставляет демонстрационные материалы на публичные слушания и выступает на публичных слушаниях с обоснованием своего заявления.
3. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, с учетом требований технических регламентов, ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия и экологическим условиям Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их Руководителю Исполнительного комитета.
4. На основании указанных в части 3 настоящей статьи рекомендаций Руководитель Исполнительного комитета в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования г. Казани в сети Интернет.
5. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
6. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований С.В. Мельникова, поскольку им не была соблюдена процедура обращения в Комиссию по вопросу о предоставлении разрешения на изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мельникова С.В. к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани об обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка и выдаче кадастрового паспорта, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Московский районный суд г. Казани.
Судья Н.Н. Захаров