Судья: Евтюшкин И.А. Дело № 7 /21-397
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома «14» июня 2022 г.
Судья Костромского областного суда Шинкарь И.А.,
с участием защитника ОГБУ «Костромаавтодор» по доверенности Ж.,
рассмотрев жалобу директора ОГБУ «Костромаавтодор» Ш. на решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 14 апреля 2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 25.11.2021 г. ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования» (далее ОГБУ «Костромаавтодор») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено административный штраф в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 14.04.2022 г., принятым по жалобе директора ОГБУ «Костромаавтодор» Ш. постановление заместителя начальника отдела лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 25.11.2021 г. оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе директор ОГБУ «Костромаавтодор» Ш. выражает свое несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, как незаконные и необоснованные, просит применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения. Из жалобы следует, что на момент рассмотрения дела по существу, работы по очистке полосы отвода на спорном участке автомобильной дороги были выполнены в полном объеме. Полагает, что есть все основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ. Административное правонарушение совершено впервые, отсутствуют доказательства причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда и жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательства причинения имущественного вреда. Обращает внимание, что валежник в полосе отвода образован не в результате хозяйственной деятельности Учреждения, а в результате отсутствия надлежащего содержания лесного фонда в придорожной полосе.
Заслушав защитника Ж., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Из материалов дела следует, что 27.08.2021 г. в 11 час. 20 мин. в ходе осуществления федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора (патрулирования) в лесах на землях обороны и безопасности установлен факт несоблюдения требований пожарной безопасности в лесах при эксплуатации автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Сусанинском муниципальном районе Костромской области «подъезд к ПНИ» (подъезд к важному объекту регионального значения). Полоса отвода, проходящая через лесной массив, содержится не очищенной от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и других горючих материалов, тем самым ОГБУ «Костромаавтодор» нарушило требования п. 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. №1614.
Судья обоснованно, с указанием соответствующих положений Лесного кодекса РФ (ст. 53), Правил пожарной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. №1614 (п. 35), обязывающих гражданам и юридическим лицам соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, пришел к правильному выводу о нарушении ОГБУ «Костромаавтодор» указанных требований закона, послуживших причиной совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства при рассмотрении жалобы со стороны ОГБУ «Костромаавтодор» фактически не оспаривались.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОГБУ «Костромаавтодор» подтверждаются исследованными доказательствами, приведенными в решении, в частности протоколом об административном правонарушении, план-схемой, фототаблицей, заданием на проведение мероприятий по контролю (патрулирование) в лесах, акт обследования и иными материалами дела.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 г. №1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно п. 35 Правил, полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и других горючих материалов.
В ходе рассмотрения жалобы со стороны ОГБУ «Костромаавтодор» не отрицалось, что поваленные деревья находились в пределах зоны ответственности учреждения.
При указанных обстоятельствах оснований для переоценки состоявшихся решений о виновности ОГБУ «Костромаавтодор» по доводам изложенным в жалобе, не имеется, фактические обстоятельства по делу судом установлены верно.
Рассмотрение дела судьей районного суда проведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, оценка доказательств по делу на предмет их допустимости, достоверности и достаточности судьей проведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим органом, в пределах его полномочий. Решение принято правомочным на это судьей. Действия ОГБУ «Костромаавтодор» квалифицированы правильно.
Оценивая доводы жалобы о назначении наказания в виде предупреждения прихожу к следующему.
Санкция ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусматривает назначение наказания как в виде предупреждения, так и в виде административного штрафа.
Исходя из содержания указанной статьи административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения, указанному в санкции в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, в том числе и юридическому лицу.
По смыслу закона при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно материалам дела ОГБУ «Костромаавтодор» к административной ответственности привлекается впервые, вмененное нарушение было устранено в короткий срок после его выявления.
По делу постановлением заместителя начальника отдела лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 25.11.2021 г. в отношении ОГБУ «Костромаавтодор» установлено отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, а также признан ряд обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
По смыслу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание, его карательный характер, не может "обременять" правонарушителя в степени, явно противоречащей его принципам и целям. Установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Состав вмененного ОГБУ «Костромаавтодор» административного правонарушения является формальным, что не подразумевает под собой наступление общественно-опасных последствий. В свою очередь характер допущенного нарушения с его стороны применительно к конкретным обстоятельствам дела не свидетельствует о пренебрежительном отношении к требованиям соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах, учитывая при этом то, что каких либо иных нарушений, допускающих угрозу возникновения пожароопасной ситуации на территории Костромской области в деятельности ОГБУ «Костромаавтодор» согласно материалам дела не выявлено. Указанное в деле нарушение явилось следствием сильного ветра и носило локальный характер.
При всех указанных обстоятельствах, учитывая принципы пропорциональности, справедливости, соразмерности и индивидуализации административной ответственности, а также принимая во внимание доводы жалобы, полагаю возможным назначение ОГБУ «Костромаавтодор» наказания в виде предупреждения, предусмотренного санкцией статьи, что не будет противоречить целям административного наказания.
Мотивы судьи районного суда о невозможности назначения наказания в отношении ОГБУ «Костромаавтодор» в виде предупреждения по правилам ст. 4.1.1 КоАП РФ следует признать необоснованными. Согласно положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение обуславливается отсутствием этого вида наказания санкцией соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. По настоящему делу отсутствуют обстоятельства, указанные в ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ
Из описательно-мотивировочной части решения судьи подлежит исключению ссылка на п.п. 2-4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ как на отсутствие оснований к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, поскольку принятие решений районным судьей в рамках обжалования постановления по делу об административном правонарушении регламентируется ст. 30.7 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 14 апреля 2022 г. и постановление заместителя начальника отдела лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 25 ноября 2021 г. в отношении ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования» изменить.
Назначить ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения.
Из описательно-мотивировочной части решения судьи исключить ссылку на п.п. 2-4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ, в остальном решение судьи Свердловского районного суда г. Костромы от 14 апреля 2022 г. и постановление заместителя начальника отдела лесной охраны Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу от 25 ноября 2021 г. в отношении ОГБУ «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования» оставить без изменения, а жалобу директора учреждения Ш. без удовлетворения.
Судья Шинкарь И.А.