Дело № 2-2967/2022
УИД №
Решение
Именем Российской Федерации
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2022 года.
20 октября 2022 года село Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гараевой Н.В., при секретаре судебного заседания КОВ,
с участием:
представителя истца помощника прокурора Завьяловского района УР ФДС,
представителя Администрации МО «МО <адрес> Удмуртской Республики» БЖВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести снос многоквартирного дома, произвести уборку земельного участка,
установил:
Изначально Прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики», просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» по устранению нарушений законодательства о сносе аварийного жилья и непринятии мер по уборке земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская <адрес>, возложить обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести уборку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой ФИО1 <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства в деятельности Администрации муниципального образования «МО <адрес>» при реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда». В рамках указанного национального проекта реализуется федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В нарушение требований национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от ДД.ММ.ГГГГ №, Администрацией муниципального образования «МО <адрес>» в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>, должным образом полномочия собственника не осуществляются, указанный дом не снесен, несущие стены дома не обрушены, строительный мусор с территории земельного участка не вывезен.
В дальнейшем прокурор Завьяловского района Удмуртской Республики уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального образования «МО <адрес>» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести снос многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес> обязать в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести уборку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Судом осуществлен переход к рассмотрению спора по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании помощник прокурора Завьяловского района УР ФДС заявленные требования поддержал по доводам и основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика БЖВ, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Администрации осуществить снос здания, также не установлен срок для осуществления таких действий. Снос здания является одним из полномочий собственника имущества по распоряжению своим имуществом. Решение о конкретном способе реализации правомочий собственника имущества принимается собственником самостоятельно. Срок принятия такого решения и его реализация законодательством не регламентируется. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, установив обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ФИО1 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На территории Удмуртской Республики расселение аварийного и ветхого жилья осуществляется на основании Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с разделом 4.3 Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы, земельные участки, на которых располагались или располагаются многоквартирные дома, согласно Перечню многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, приведенному в приложении 1, переселение граждан из которых осуществлялось с использованием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в дальнейшем должны использоваться в целях размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятия спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, строительства многоквартирных домов, а также в населенных пунктах численность населения которых превышает 30 тысяч человек, могут использоваться в целях индивидуального жилищного строительства в случаях предоставления земельных участков гражданам в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 и подпунктами 6 и 7 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации решения о комплексном развитии территорий жилой застройки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии со статьей 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу пунктов 3, 6 и 8 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы (далее - Региональная адресная программа), исполнение которой возложено на администрации муниципальных образований, в том числе на Администрацию муниципального образования «МО <адрес>».
Согласно приложению № Региональной адресной программы, расселению и сносу на территории Администрации муниципального образования «МО <адрес>» подлежит МКД, расположенный по адресу: <адрес>
Как установлено судом и следует из материалов дела в рамках Региональной адресной программы распоряжением врио главы муниципального образования «МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, установлены сроки отселения физических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Установлен перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими взносу, в том числе по адресу: <адрес>, установлен срок для отселения физических лиц до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией муниципального образования «МО <адрес>» мероприятия по расселению указанного аварийного дома проведены, жителям предоставлены иные жилые помещения, собственником квартир в указанном МКД в настоящее время является Администрация муниципального образования «МО <адрес>». Вместе с тем, на ДД.ММ.ГГГГ указанные аварийный дом не снесен, территория вокруг указанного объекта не ограждена.
Администрацией муниципального образования «МО <адрес>» в отношении объекта, находящегося по адресу: <адрес>, расселенного и состоящего на Администрации муниципального образования «МО <адрес>» должным образом полномочия собственника не осуществляются, указанный дом не снесен, несущие стены дома не обрушены, строительный мусор с территории земельного участка не вывезен.
В нарушение требований действующего законодательства, собственником зданий Администрацией не приняты меры по сносу дома и уборке строительного мусора, в целях исключения фактов возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате дальнейшего разрушения здания.
При таких обстоятельствах, установив, что данные требования затрагивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, направлены на защиту жизни и здоровья, благополучия граждан, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести снос многоквартирного дома, произвести уборку земельного участка удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального образования «МО <адрес>» обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести снос многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>
Возложить на на Администрацию муниципального образования «МО <адрес>» обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ произвести уборку земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.В. Гараева