Дело №2-76/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12августа 2019 года с.Тиличики Олюторского района
Камчатского края
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Белоусовой Е.В.,
при секретаре Сивак А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ковалева Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Пенжинского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пенжинского района Камчатского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района Камчатского края о возложении обязанности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Пенжинского района Камчатского края проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в сельском поселении «село Каменское» Пенжинского муниципального района допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, что может способствовать причинению вреда здоровью граждан, а также повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц. Межквартальные территории, территории улиц Ленина, Беккерова, Чубарова, Пенжинская и Нагорная сельского поселения «село Каменское» от сухой травы не очищены, покос травы не осуществляется, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также увеличения негативных последствий в случае возникновения пожара.
Просил обязать администрацию сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силуорганизовать очистку территорий сельского поселения «село Каменское» от сухой травы, произвести покос и уборку травы в границах сельского поселения «село Каменское», а именно произвести покос и уборку травы между жилыми зданиями и сооружениями, а также произвести покос и уборку травы вдоль дорог по улицам Ленина, Беккерова, Чубарова, Пенжинская и Нагорная сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района.
В судебном заседании старший помощник прокурора Олюторского района Ковалев Е.Д. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация СП «село Каменское» о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направили, заявлений, ходатайств, письменных возражений не представили.
С учетом мнения представителя истца, в силу ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителя истца – старшего помощника прокурора Олюторского района Камчатского края Ковалева Е.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства часть 3 статьи 35 Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации №2202-1 от 17 января 1992 года).
В соответствии с п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания искового заявления следует, что прокурор обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно жителей и иных лиц, проживающих на территории сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района, жизнь и здоровье которых, а также имущественные права находятся под угрозой в случае негативных последствий при возникновении пожара на территории сельского поселения. При этом права и интересы при рассмотрении иска затрагивают не только жителей домов, расположенных на указанных улицах, но также и неограниченное количество лиц, которые могут приходить в гости, периодически проживать в жилых помещениях на основании договоров аренды и найма жилых помещений.
Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 26.07.2019) определено, что пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В соответствии со ст.63 вышеуказанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пунктам 17, 17(1) Правил противопожарного режима, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
На территории Пенжинского муниципального района на основании постановления администрации Пенжинского муниципального района от 06.06.2019 №99 установлен особый противопожарный режим.
Руководители организаций и предприятий всех форм собственности на основании п.6 постановления №99 обязаны: провести комплекс противопожарных мер по недопущению распространения лесных пожаров на объекты собственности и привести средства пожаротушения в надлежащее состояние; незамедлительно провести противопожарное обустройство объектов, прилегающих к лесным массивам, в том числе устройство противопожарных минерализованных полос по периметру объектов; принять меры к очистке территорий от сухой травы и мусора; создать на объектах запасы первичных средств пожаротушения; провести с персоналом инструктаж по правилам техники пожарной безопасности на объекте и в быту; запретить сжигание любого мусора, бумаг и т.д.
Особый противопожарный режим также установлен постановлением администрации сельского поселения «село Каменское» №27 от 06.06.2019.
Скашивание травы вдоль дорог на основании п.3.5 Правил благоустройства сельского поселения «село Каменское», утвержденных решением Совета депутатов сельского поселения «село Каменское» №4 от 02.05.2012, входит в обязательные работы, проводимые с апреля по октябрь.
Выполнение работ по покосу травы и очистки территории сельского поселения «село Каменское» от сухой травы относится к первичным мерам пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, предупреждением недопущений последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, таких как пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает нераспространение пожара на соседние здания, сооружения в случае возникновения пожара.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Аналогичное положение закреплено пп.4 п.1 ст.7 Устава сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района.
Материалами дела установлено, что прокуратурой Пенжинского района проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения «село Каменское» требований противопожарного законодательства, в результате которой выявлены нарушения, а именно: межквартальные территории, территории улиц Ленина, Беккерова, Чубарова, Пенжинская и Нагорная поселения от сухой травы не очищены, покос травы не осуществляется; и 27.06.2019 внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа главы администрации сельского поселения «село Каменское» Козловского Н.С. от 04.07.2019 №644 следует, что на территории села Каменское выполняются превентивные мероприятия, в том числе организованы работы по выкашиванию и сбору травы.
Вместе с тем, актом выездной проверки прокуратуры Пенжинского района от 16.07.2019 установлено, что указанные мероприятия не проводятся.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо собственников имущества, в том числе, руководители органов местного самоуправления (ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ«О пожарной безопасности»).
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц администрация сельского поселения «село Каменское» Пенжинского муниципального района создана в качестве юридического лица 01.07.2002, основным видом деятельности которого является деятельность органов местного самоуправления сельских поселений.
Судом установлено, что в настоящее время требования, указанные в представлении прокуратуры №3-07/03-2019 от 27.06.2019 и изложенные представителем истца, ответчиком не исполнены. Сведений об устранении нарушений и относимых доказательств об отсутствии нарушенийсуду не представлено.
Невыполнение требований законодательства по обеспечению пожарной безопасности нарушает права и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку жилые дома, расположенные на улицах Ленина, Беккерова, Чубарова, Пенжинская и Нагорная села Каменское, являются местом проживания и посещения людей, в том числе детей, с периодичным пребыванием в них неопределенного круга лиц.
При таких установленных выше фактических обстоятельствахсуд находит требования прокурора Пенжинского района законными и обоснованными, а значит, подлежащими удовлетворению с возложением непосредственно на ответчика соответствующих обязанностей.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности, суд находит необходимым и достаточным определить срок для исполнения решения суда – в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Статьёй 103 ГПК РФ предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу пп.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождены от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход бюджета Олюторского муниципального района государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░:░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░