Дело № 2-882/2024
УИД 86RS0007-01-2024-000554-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2024 года г. Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Черненко Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Надточий Марии Анатольевны к МРО православный Приход храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня п. Сентябрьский Нефтеюганского района ХМАО - Югры Тюменской области Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Межрайонной ИФНС России № 7 по ХМАО - Югре об исключении из состава учредителей местной религиозной организации,
установил:
Надточий М.А. обратилась в суд с иском об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц сведений о ней, как об учредителе Местной религиозной организации православный Приход храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня п. Сентябрьский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее - МРО), мотивируя тем, что на основании протокола учредительного собрания от 15.05.2017 она (истец) является одним из учредителей указанной МРО, которым также принят её Устав.
21.07.2017 Управлением Министерства юстиции РФ по ХМАО - Югре принято решение о государственной регистрации МРО, а 31.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о некоммерческой организации за основным государственным регистрационным номером № (свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учётный номер №, дата выдачи 03.08.2017).
Ссылаясь на пункт 7.3 Устава МРО, утверждённого 06.06.2017 митрополитом Ханты-Мансийским и Сургутским Павлом, согласно которому член Приходского собрания может быть исключен из состава Приходского собрания на основании решения Приходского собрания, 30.01.2019 в Приходское собрание МРО истцом подано письменное заявление об исключении из состава Приходского собрания МРО, подразумевая под этим исключение из состава учредителей МРО. В этот же день заявление рассмотрено Приходским советом МРО и принято решение об исключении ее (истца) из состава Приходского собрания.
Вместе с тем, до настоящего времени в открытых источниках сети «Интернет» истец указана как один из учредителей МРО.
22.08.2022 истец обратилась в Управление Министерства юстиции РФ по ХМАО - Югре об исключении ее из числа учредителей МРО, на что 18.01.2024 ей было отказано и разъяснено, что законом не допускается исключение из числа учредителей религиозной организации, с чем она не согласна.
Истец в судебное заседание не явилась, поддержав исковые требования, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчики МРО и Межрайонная ИФНС России № 7 по ХМАО - Югре о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений на требования истца не представили.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 28 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Согласно же статье 30 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.
Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ установлено, что религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Решение о государственной регистрации религиозной организации
принимается федеральным органом государственной регистрации в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
На основании пункта 10 указанной статьи закона, Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредители некоммерческой организации в учредительном договоре определяют условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава, а в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, что протоколом собрания жителей (адрес) по созданию православного Прихода № № от 15.07.2017, в котором участвовала также истец Надточий М.А. принято решение о создании Местной религиозной организации православный Приход храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня п. Сентябрьский Ханты- Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области Ханты-Мансийской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), в состав учредителей которого вошла и истец Надточий М.А.
31.07.2017 произведена государственная регистрация МРО, которой присвоен ОГРН № №.
Вместе с тем, согласно положениям Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение состава учредителей некоммерческой организации не предусмотрено.
Сведения об учредителях некоммерческой организации представляются в уполномоченный орган единожды для государственной регистрации при создании юридического лица и в последующем изменению не подлежат. После создания некоммерческой организации ее учредители приобретают статус участников, членов, собственников. Вопрос о приеме конкретного лица в некоммерческую организацию и исключения из нее решается в соответствии с положениями ее учредительных документов и решениями руководящих органов. Сведения о некоммерческой организации, в том числе об учредителях, содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, до прекращения (ликвидации) юридического лица.
При обращении истца в МРО, последняя протоколом заседания приходского совета от 30.01.2019 при участии члена Приходского собрания исключена из состава Приходского собрания, но не исключена из состава учредителей организации. В качестве причины выхода из религиозной организации истец указала, что является муниципальным служащим. При этом, Уставом МРО не предусмотрен порядок прекращения участия в организации.
В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
При обращении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО - Югре истцу письмом от 18.01.2024 было разъяснено, что выход из состава учредителей религиозных организаций не возможен.
Вместе с тем, суд не может не учитывать положения статьи 8 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединения», согласно которой основным признаком религиозной организации является добровольность, которая предусматривает не только возможность объединения граждан и создания юридического лица, но и возможность выхода граждан из состава его учредителей.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, исходя из положений ст. 45 Конституции РФ гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Уставом предусмотрено право выхода из органов управления Прихода (п. 7.3 Устава). Отсутствие нормы закона не может ограничивать права гражданина.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что истец обратилась в Министерство юстиции РФ по ХМАО - Югре с заявлением о выходе из состава учредителей религиозной организации, реализовав данное конституционное право, суд приходит к выводу об обоснованности требований Надточий М.А., поскольку данное требование основано на конституционном праве о свободе вероисповедания, выйти из состава учредителей местной религиозной организации. Положения Конституции РФ, имеют большую юридическую силу, являются основополагающими.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) (░░░ №, ░░░░ №).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.