УИД: 51RS0001-01-2021-001427-02
№ 5-599/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 марта 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, с использованием систем видео конференц-связи
с участием лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ИП Волошина Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении:
индивидуального предпринимателя Волошина Я.В,, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в 12:15 часов по <адрес>, ТРЦ «<данные изъяты>» 1-ый этаж, со стороны ИП Волошин Я.В. допущено нарушение подпункта 2 пункта 3.1, подпункта 15 пункта 3.2 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Правительства Мурманской области № 175-ПП от 04.04.2020 (в редакции от 18.01.2021), а именно осуществление предпринимательской деятельности в объекте розничной торговли - отдел «<данные изъяты>» по реализации мобильных аксессуаров, не имеющем торгового зала, площадь заявленного зала для облуживания посетителей составляет 1,9 кв.м, то есть менее 4 кв.м.
Действия ИП Волошина Я.В. квалифицированы должностным лицом Министерства инвестиций, развития предпринимательства и рыбного хозяйства Мурманской области по ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Волошин Я.В., в судебном заседании посредством видео-конференц-связи с вменяемым правонарушением не согласился. В обоснование возражений указал, что основным видом его деятельности является не розничная торговля, а предоставление услуг телефонной связи, следовательно вид его деятельности не регулируется Правилами поведения № 175-ПП. Деятельность организаций, осуществляющих заключение договоров на услуги мобильной связи и их оплату, была разрешена и в момент введения усиленных мер по борьбе с новой короновирусной инфекцией Ковид-19 и запрета работы всех торговых центров (с 06.04.2020 по 30.04.2020), что подтверждается Приложением №2 к Постановлению Правительства Мурманской области от 04.04.2020 № 175-ПП. Согласно договору аренды № 8-О/2021 от 01.01.2021 отдел мобильного оператора «Yota», принадлежащий ИП Волошину Я.В, размещен в торговом павильоне площадью 5 кв.м.
Подпункты 1 и 2 пункта 3.1 Правил поведения постановлением Правительства Мурманской области от 03.02.2021 № 32-ПП признаны утратившими силу.
Обращает внимание, что является добросовестным предпринимателем и осуществляет деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Ранее к административной ответственности не привлекался. Все сотрудники соблюдают необходимые меры по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции Ковид-19, что отражено в фотоматериалах, приложенных к Протоколу. Полагает состав вменяемого правонарушения отсутствует.
Представитель административного органа на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 названного кодекса.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, пп. «а», «у», «ф», ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно Указу Президента РФ от 02 февраля 2020 года № 239 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь определив в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, а также установив особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности на территории Мурманской области в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен постановлением Губернатора Мурманской области № 47-ПГ от 16.03.2020 года.
Во исполнение Указа Президента РФ от 02 февраля 2020 года № 239, а также с учетом положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, а именно: подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, подпункта «у» пункта 1 статьи 11, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9, протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Мурманской области от 02.04.2020 № 2, Правительством Мурманской области принято постановление № 175-ПП от 04.04.2020 года, которым утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – Правила поведения)
В соответствии с пунктом 1 Правил поведения, данные Правила поведения обязательны для исполнения при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и устанавливают требования к поведению, обязательные для исполнения гражданами и организациями в условиях режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19), направленные на защиту жизни и здоровья граждан, ликвидацию новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в окружающей среде, основанные на подходах разобщения граждан, минимизации контактов, не обусловленных жизненной необходимостью.
В п. 2 раздела 3.1 Правил в редакции, действовавшей на 18.01.2021 года, указано, что деятельность объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, расположенных в торговых центрах, торгово-развлекательных центрах, приостанавливается до особого указания.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 3.2. Правил, обязательных для исполнения организациями и индивидуальными предпринимателями: собственникам (владельцам) объектов торговли, в том числе торговых центров, торгово-развлекательных центров:
- обеспечить соблюдение ограничения одновременного присутствия посетителей не более 1 человека на 4 кв. м площади торгового зала.
Виновность ИП Волошина Я.В. в совершении административного правонарушения, подтверждается представленными материалами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРИП в отношении ИП Волошина Я.В., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу ил индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ; фото, видео материалом; служебной запиской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из ЕГРИП, ИП Волошин Я.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, в перечне основных видов деятельности поименованы: деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10 по ОКВЭД), внесен в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ, розничная торговля мобильными телефонами, в специализированных магазинах (47.42 по ОКВЭД) внесена в ЕГРИП ДД.ММ.ГГГГ; торговля розничная прочая в специализированных магазинах (47.78 по ОКВЭД), запись внесена ДД.ММ.ГГГГ, деятельность по предоставлению услуг телефонной связи (61.10.1 по ОКВЭД), запись внесена ДД.ММ.ГГГГ.
Защитник ИП Волошина Я.В. – ФИО5 при составлении протокола указал, что основным видом деятельности является предоставление услуг телефонной связи, требования подписывать документы внутри зала Волошин не заявлял, считает, что производство по делу подлежит прекращению в силу п.5 ст.24.5 КоАП РФ.
В данном случае со стороны ИП Волошин Я.В., допущено прямое нарушение подпункта 2 пункта 3.1 Правил обязательных для исполнения организациями, осуществляющими деятельность на территории Мурманской области.
На фото и видео материалах отчетливо просматривается, что в помещении торгового-развлекательного центра «<данные изъяты>» по <адрес>, в зоне свободного перемещения посетителей на первом этаже располагается отдел «<данные изъяты>». Отдел представляет собой закрытые прилавки, сложенные между собой в форме прямоугольника, в котором осуществляется реализация мобильных аксессуаров. Аксессуары размещены в доступном для обозрения покупателей месте с оформленными ценниками. Демонстрация реализуемых товаров осуществляется наружу, а не внутрь отдела. Внутри отдела располагается продавец. также внутри отдела размещены шкафы, в которых осуществляется хранение реализуемой продукции, имеется контрольно-кассовая техника и кассовый чек об открытии смены.
Осмотр торгового объекта ИП Волошин Я.В. зафиксирован протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.
Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» даны понятия торгового зала (позиция 112) и «Площадь торгового зала» (позиция 113).
Торговый зал предприятия розничной торговли - специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей (позиция 112).
Площадь торгового зала - часть розничного торгового объекта, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (позиция 113).
К площади торгового зала не относят площадь подсобных, административно-бытовых помещений, транспортных коридоров, а также помещений для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей (примечание).
По типу торгового предприятия согласно ГОСТ Р 51303-2013 торговый объект представляет собой киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса (позиция 63).
На момент проверки (ДД.ММ.ГГГГ) торговый объект функционировал, несмотря на то, что не имеет отдельного торгового зала.
Предоставленные доказательства соответствуют требованиям допустимости.
Доводы ИП Волошина Я.В. о том, что требования подпункта 2 пункта 3.1 Правил обязательных для исполнения организациями, осуществляющими деятельность на территории Мурманской области не подпадает под осуществляемый им вид основной деятельности (предоставление услуг телефонной связи) и не распространяет на него свое действие, отклоняются судьей, поскольку основаны на неверном толковании понятий «вид деятельности» и «деятельность объекта розничной торговли».
Объективную сторону вменяемого административного правонарушения составляет осуществление деятельности объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, расположенных в торговых центрах, торгово-развлекательных центрах, в период приостановления их деятельности.
Факт осуществления деятельности объекта розничной торговли «<данные изъяты>», не имеющего торгового зала, расположенного в торгово-развлекательном центре, в период, когда деятельность таких объектов приостановлена, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 коАП РФ.
При этом вид деятельности, осуществляемый владельцем данного торгового объекта правового значения для вменяемого состава не имеет.
Вместе с тем, из состава административного правонарушения подлежит исключению указание на нарушение ИП Волошин Я.В. подпункта 15 пункта 3.2 Правил поведения, поскольку представленными доказательствами, подтверждается, что объект розничной торговли – отдел «Yota», где осуществляет деятельность ИП Волошин Я.В., расположенный на первом этаже в помещении торгового-развлекательного центра «<данные изъяты>» по <адрес>, в зоне свободного перемещения посетителей не имеет торгового зала.
Оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях собранные по делу об административном правонарушении доказательства, судья признаёт их допустимыми и достаточно свидетельствующими о наличии в действиях ИП Волошин Я.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Мурманской области от 03.02.2021 N 32-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП» в пункте 3.1 Правил п 1 и 2 признаны утратившими силу.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Положения части 2 статьи 1.7 «Действие законодательства об административных правонарушениях во времени» и пункта 5 части 1 статьи 24.5 «Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
В ответе на вопрос 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, разъяснено, что положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 года N 2735-О).
Отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП РФ, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Волошина Я.В. подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 1.7, 24.5, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении Индивидуального предпринимателя Волошина Я.В,, прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья: И.В. Хуторцева