Судья: Кознова Н.П. адм. дело № 33а-13762/2023
УИД: 63RS0029-02-2023-002445-93
№ 2а-5251/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Горькова Д.В. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Алиеве Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УМВД России по г. Тольятти, ГУ МВД России по Самарской области, МВД России на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 сентября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя УМВД России по г. Тольятти, ГУ МВД России по Самарской области, МВД России по доверенности Олейник Б.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Никитиной Е.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к У МВД России по г. Тольятти Самарской области, ГУ МВД России по Самарской области, МВД России о возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства о государственной собственности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской области проведена проверка в камере административно-задержанных отдела полиции по Центральному району г. Тольятти Самарской области на предмет соблюдения требований о государственной собственности и федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека. В ходе проведения проверки установлено, что в помещениях для содержания административно-задержанных имеются дефекты покрытий пола, стен, потолка, что является нарушением требований пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг». 23 ноября 2022 г. в адрес начальника отдела полиции Центрального района г. Тольятти внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. До настоящего времени указанные нарушения не устранены.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения требований, административный истец просил суд обязать УМВД России по г. Тольятти, устранить нарушения требований законодательства о государственной собственности и федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: дефекты покрытий пола, стен и потолка в коридоре (№ № Плана), камерах для содержания административно-задержанных (№ № № Плана) и помещения санузла (№ № № Плана) восстановить в целостное и надлежащее состояние; с учетом незначительного объема мероприятий установить срок для устранения нарушений - 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 сентября 2023г. административные исковые требования удовлетворены (л.д. 167-171).
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по г. Тольятти, ГУ МВД России по Самарской области, МВД России Виноградова О.А. просит суд решение суда отменить, как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 173-176).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что на основании акта приема-передачи объектов недвижимости от 1 июня 2012 г. в оперативном управлении У МВД России по г. Тольятти находится здание Отдела полиции по Центральному району г. Тольятти, расположенное по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30 октября 2012 г., а также выпиской из реестра федерального имущества №№ от 21 декабря 2019 г.
В указанном здании размещены 4 камеры административно-задержанных отдела полиции по Центральному району г. Тольятти и помещение санузла, соединяющихся общим коридором в соответствии с утвержденным 12 апреля 1995 г. планом <данные изъяты> этажа литера <данные изъяты> здания (далее План). Камеры административно-задержанных соответствуют номерам № Плана общей площадью <данные изъяты> кв. м, помещение санузла имеет номер <данные изъяты> обще площадью <данные изъяты> кв. м, общий коридор имеет номер № общей площадью <данные изъяты> кв. м. Помещение создано во исполнение норм, указанных в части 1 статьи 27.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 27.6 КоАП РФ, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
9 сентября 2022 г. прокуратурой Центрального района г. Тольятти Самарской области с участием специалиста отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти проведена проверка помещений для содержания административно-задержанных ОП № 24 У МВД России по Самарской области, расположенном по адресу: <адрес>, в части соблюдения исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что помещения для содержания административно-задержанных расположены на первом этаже отдельно стоящего трех этажного здания ОП № 24 МВД России по Самарской области. Прилегающая территория огорожена по периметру, благоустроена, освещена, установлены урны. Мусороудаление осуществляется на организованную контейнерную площадку с ежедневным вывозом. Площадка в твёрдом покрытии. Водоснабжение, канализация, теплоснабжение здания - централизованные от городских сетей. На момент обследования, аварийных ситуаций на системах водоснабжения, канализации, перебоев в подаче электроэнергии не было. Освещение естественное и искусственное. Всего имеется 4 помещения для административно-задержанных, каждое площадью <данные изъяты> кв. м и рассчитанные на 2 человека. Услуги общественного питания лиц, стирка постельного белья, дезинсекция и дератизация осуществляются на основании договоров со специализированными организациями. Медицинское обслуживание контингента непосредственно в учреждении не осуществляется. В случае необходимости больные направляются в городские учреждения здравоохранения. В помещениях для содержания административно-задержанных имеются дефекты покрытий пола, стен, потолка, что является нарушением требований пункта 2.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» и может быть квалифицировано по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
23 ноября 2022 г. прокурором Центрального района г. Тольятти в адрес начальника отдела полиции по Центральному району внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ответ на данное представление и.о. начальника отдела полиции № 24 У МВД России по г. Тольятти сообщено, что представление рассмотрено на оперативном совещании при исполняющем обязанности начальника отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти подполковнике полиции С.А. Гнедко, в присутствии помощника прокурора. Факты, указанные в представлении подтвердились. В целях устранения выявленных нарушений сообщаем Вам, что в отделе полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти (<адрес>) в рамках соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения проведены следующие мероприятия:
- заключен государственный контракт от 29 августа 2022 г. № № на оказание услуг по обслуживанию и уборке помещений и прилегающей территории объектов У МВД России по г. Тольятти, согласно которому уборка и дезинфекция помещений СПЛЗ отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти проводится в ежедневном режиме с понедельника по пятницу;
- в связи с необходимостью проведения ремонтных работ в помещении СПЛЗ подготовлен локальный ресурсный сметный счет № № на общую сумму <данные изъяты> рублей. Ремонтные работы в помещении СПЛЗ учтены и включены в корректировку лимита бюджетных обязательств на 2023 год. При рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц за допущенные нарушения требований федерального законодательства начальник отделения тылового обеспечения отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти майор полиции С.А. Сухачев привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания, объявленного в устной форме (л.д. 11).
Из содержания письменных возражений административных ответчиков и представленных в материалы дела документов следует, что в целях устранения выявленных замечаний, а также создания благоприятных условий для работы сотрудников отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти, Департаментов по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России поддержано предложение ГУ МВД России по Самарской области о проведении комплексного ремонта здания отдела полиции по адресу: <адрес>
В связи с чем, в целях подготовки к проведению конкурсных процедур по определению подрядной организации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации комплексного капитального ремонта отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти, в адрес УОТО ГУ МВД России по Самарской области письмом от 10 февраля 2023 г. № № направлены копии правоустанавливающих документов на здания и земельный участок, занимаемые отделом полиции, техническое здание на проектирование капитального ремонта, схемы размещения ограждения территории, с указанием размещения ворот (калиток), наружного освещения и системы видеонаблюдения, утвержденные акты технического осмотра объектов.
Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации запланировано в 2023 году, однако ввиду сложившейся обстановки, связанной с проведением специальной военной операции, прогнозировать доведение лимитов бюджетных обязательств не представляется возможным.
6 июля 2023 г. У МВД России по г. Тольятти за исходящим № № в адрес УОТО ГУ МВД России по Самарской области направило письмо, с целью уточнения информации и сроков доведения лимитов бюджетных средств для ремонта здания ОП по Центральному району У МВД России по г. Тольятти, однако ответ У МВД России по г. Тольятти до настоящего времени не поступил.
Также в целях поддержания санитарно-эпидемиологической обстановки в помещениях для содержания административно-задержанных У МВД России по г. Тольятти заключен контракт от 29 августа 2022 г. № № на оказание услуг по обслуживанию и уборке помещений и прилегающей территории объектов У МВД России по г. Тольятти, согласно которому уборка и дезинфекция помещений СПЛЗ отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти проводится в ежедневном режиме с понедельника по пятницу.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку положения норм действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обязательны для исполнения и непосредственным образом влияют на жизнь и здоровье людей, однако до настоящего времени не исполнены, административный иск прокурора об их устранении подлежит удовлетворению в полном объеме. С учетом установленных по делу обстоятельств, мнения сторон, суд счел возможным установить срок для устранения выявленных нарушений 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 утверждено Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которое согласно пункту 1 определяет основные полномочия и организацию деятельности территориального органа МВД России на региональном уровне.
Территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации. Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел Российской Федерации (пункт 4).
Подпунктами 28, 51 и 52 пункта 13 указанного Типового положения предусмотрено, что территориальный орган осуществляет в том числе следующие полномочия:
- обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключённых под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охрану и конвоирование;
- осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчинённых органов и организаций; обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закреплённого за территориальным органом на праве оперативного управления;
- осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
При этом руководитель территориального органа осуществляет в пределах своей компетенции управление имуществом, закреплённым за территориальным органом на праве оперативного управления; обеспечивает эффективное использование транспортных, оперативно-технических средств, иных материальных ценностей, а также бюджетных ассигнований федерального бюджета (подпункт 30 пункта 19 Типового положения).
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, нe противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования определены как обязательные требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу части 3 статьи 39 указанного закона, соблюдение санитарных правил и норм является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от формы собственности.
На основании пункта 2.7 санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. № № (далее - СП 2.1.3678-20) покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
В силу статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г., № №, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному и государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
На основании пункта 100 указанного положения МВД России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федеральной бюджета.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год (пункт 1 статьи 48 Закона «О полиции»).
У МВД России по г. Тольятти входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области.
Приказом ГУ МВД России по Самарской области от 30 августа 2017 г. № № утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тольятти.
В соответствии с пунктом 20 указанного Положения УМВД России по г. Тольятти является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета, осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета, предоставление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции и иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что 9 октября 2023 г. Управлением МВД России по г. Тольятти заключен контракт № № с ООО «СтройСтиль» на выполнение работ по текущему ремонту специальных помещений содержания задержанных лиц отдела полиции по Центральному району УМВД России по г. Тольятти. В соответствии с пунктом 52 данного контракта срок выполнения работ установлен с момента подписания контракта до 15 января 2024 г. Таким образом, нет необходимости в возложении обязанности на УМВД России по г. Тольятти в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о государственной собственности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, так как в настоящее время работа по текущему ремонту специальных помещений содержания задержанных лиц отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти выполняются согласно заключенному контракту № №, в срок до 15 января 2024 г. нарушения будут устранены.
Указанные доводы не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного акта и подлежат отклонению судебной коллегией ввиду следующего.
Так, материалами дела установлено, что прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением 21 марта 2023 г.
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти по Самарской области об удовлетворении требований прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области вынесено 19 сентября 2023 г.
При этом, из представленных в материалы дела документов следует, что административный ответчик не оспаривал факт наличия выявленных нарушений и предпринял меры для их устранения.
Между тем, контракт № № с ООО «СтройСтиль» на выполнение работ по текущему ремонту специальных помещений содержания задержанных лиц отдела полиции по Центральному району У МВД России по г. Тольятти заключен административным ответчиком 9 октября 2023 г., то есть поле вынесения обжалуемого судебного акта, что фактически свидетельствует о принятии мер для исполнения решения суда.
При этом, указание в решении суда о необходимости устранить нарушения норм действующего законодательства в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, при условии срока выполнения работ по вышеуказанному контракту до 15 января 2024 г., права административных ответчиков не нарушает.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Судебное постановление содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 сентября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу УМВД России по г. Тольятти, ГУ МВД России по Самарской области, МВД России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2023 г.
Председательствующий:
Судьи: