Дело № 2-333/2022
УИД 23RS0039-01-2022-000136-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Павловская 10 марта 2022 г.
Павловский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Богданова Л.Ю.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой В.В.,
с участием:
помощника прокурора Павловского района Мищенко О.В.,
представителя ответчика ГБУЗ «Павловская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края - Кульпинова А.Л., действующего на основании доверенности № 555 от 21.02.2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в защиту интересов Ошурковой Ирины Николаевны к министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Павловская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании устранения нарушения законодательства об охране здоровья граждан,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Павловского района Краснодарского края, действующего в защиту интересов Ошурковой И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Краснодарского края, ГБУЗ «Павловская ЦРБ» министерства здравоохранения Краснодарского края об обязании устранения нарушения законодательства об охране здоровья граждан и просит суд обязать министерство здравоохранения Краснодарского края устранить нарушения законодательства об охране здоровья граждан, выразившиеся в ненадлежащем лекарственном обеспечении Ошурковой Ирины Николаевны, проживающей по адресу: <адрес> путем фактического предоставления необходимых лекарственных препаратов с наименованиями «С1-esterase Inhibitori (humani)», «Icatibant», «Danazoli»; возложить обязанность ГБУЗ «Павловская центральная районная больница» министерства здравоохранения Краснодарского края организовать лечение Ошурковой И.Н. в соответствии с медицинскими показаниями в стационаре в случае несвоевременного поступления необходимых лекарственных препаратов в уполномоченную аптечную организацию.
В обоснование исковых требований истец указывает, что проведенной проверкой доводов обращения Ошурковой И.Н. по вопросу нарушения ее права на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами, в деятельности министерства здравоохранения Краснодарского края выявлены нарушения.
В соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Ошуркова И.Н. страдает следующими заболеваниями: «Дефект в системе комплемента», «Первичный иммунодефицит», «Наследственный ангионевротический отек 1 типа», что подтверждено протоколом заседания консилиума ФБУН Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.1 1.2021, заключением иммунолога ГБУЗ «Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» министерства здравоохранения Краснодарского края от 23.12.2021, а также решением врачебной комиссии по льготному лекарственному обеспечению ГБУЗ «Павловская центральная районная больница» министерства здравоохранения края от 25.03.2020 года.
В заключении врача-иммунолога отражено, что заболевание «Дефект в системе комплемента» является редким, генетически детерминированным, потенциально жизнеугрожающим заболеванием, приводящим к сокращению жизни или инвалидности. Заболевание проявляется рецидивирующими отеками жизнеугрожающей локализации, в том числе потенциально фатальными отеками гортани.
Назначены лекарственные препараты: «Беринерт», «Ингибитор С1-эстеразы человека», «Икатибант».
Особо отмечено, что лекарственные препараты «Ингибитор С1-эстеразы человека» или «Икатибант» должны постоянно находится в наличии у Ошурковой И.Н. для возможности купирования острых состояний (приступов).
Проверкой установлено, что 27.10.2021 для Ошурковой И.Н. лечащим врачом оформлены рецепт серии №, № на получение лекарственного препарата «С 1-esterase Inhibitor! (humani)», рецепт серии №, № на получение лекарственного препарата «Icatibant», а также рецепт серии №, № на получение лекарственного препарата «Danazoli», которые в ту же дату предъявлены заявителем в уполномоченную аптечную организацию ООО МТФ «Фармация» аптека №, рецепты поставлены на отсроченное обеспечение и до настоящего времени не обеспечены.
Причиной длительной невыдачи жизненно необходимых препаратов заявителю вызваны задержкой отгрузки на уполномоченный аптечный склад.
Таким образом, невыполнение министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению Ошурковой И.Н. жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав гражданина на бесплатную медицинскую помощь, что создает угрозу его жизни и здоровью.
Помощник прокурора в судебном заседании в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ "Павловская ЦРБ" - Кульпинов А.Л. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен судом своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Павловского районного суда Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ходатайств об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Ошуркова И.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена судом своевременно и надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Павловского районного суда Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ходатайств об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представила.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав доводы участников процесса, оценив представленные доказательства и, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в защиту интересов Ошурковой И.Н. обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом в соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
На основании с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья.
Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 6.1, 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами имеют определенные категории граждан, в том числе инвалиды.
В силу п. 2.3. Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 года № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов: лечебного питания» закреплено, что рецепты на лекарственные средства для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, выписываются самостоятельно лечащим врачом или врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждениями в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно п. 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата.
В соответствии с п. 2 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.01.2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России.
В силу п. п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Положением о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012года № 742, установлено, что министерство здравоохранения Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае (п. 1.1). На министерство возложена обязанность по реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, прокуратурой Павловского района Краснодарского края проведена проверка доводов Ошурковой И.Н. указанных в ее обращении по вопросу нарушения ее права на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами, по результате которой, в деятельности министерства здравоохранения Краснодарского края выявлены нарушения.
Судом установлено, что Ошуркова И.Н. страдает следующими заболеваниями: «Дефект в системе комплемента», «Первичный иммунодефицит», «Наследственный ангионевротический отек 1 типа», что подтверждено протоколом заседания консилиума ФБУН Санкт-Петербургского Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.1 1.2021, заключением иммунолога ГБУЗ «Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница № 1 имени профессора С.В. Очаповского» министерства здравоохранения Краснодарского края от 23.12.2021, а также решением врачебной комиссии по льготному лекарственному обеспечению ГБУЗ «Павловская центральная районная больница» министерства здравоохранения края от 25.03.2020 года.
В заключении врача-иммунолога отражено, что заболевание «Дефект в системе комплемента» является редким, генетически детерминированным, потенциально жизнеугрожающим заболеванием, приводящим к сокращению жизни или инвалидности. Заболевание проявляется рецидивирующими отеками жизнеугрожающей локализации, в том числе потенциально фатальными отеками гортани. Назначены лекарственные препараты: «Беринерт», «Ингибитор С1-эстеразы человека», «Икатибант». Особо отмечено, что лекарственные препараты «Ингибитор С1-эстеразы человека» или «Икатибант» должны постоянно находится в наличии у Ошурковой И.Н. для возможности купирования острых состояний (приступов).
Проверкой установлено, что 27.10.2021 для Ошурковой И.Н. лечащим врачом оформлены рецепт серии №, № на получение лекарственного препарата «С 1-esterase Inhibitor! (humani)», рецепт серии №, № на получение лекарственного препарата «Icatibant», а также рецепт серии 03-21-35, № на получение лекарственного препарата «Danazoli», которые в ту же дату предъявлены заявителем в уполномоченную аптечную организацию ООО МТФ «Фармация» аптека №, рецепты поставлены на отсроченное обеспечение и до настоящего времени не обеспечены.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 323-Ф3, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-Ф3, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры.
Учитывая, что инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в связи с невозможностью самостоятельного приобретения дорогостоящих лекарственных препаратов, ущемление их социальных прав является недопустимым.
Суд считает, что выявленные нарушения являются недопустимыми и свидетельствуют о нарушении основных принципов законодательства об охране здоровья граждан и невыполнение министерством здравоохранения Краснодарского края, возложенных на него обязанностей по обеспечению Ошурковой И.Н. жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав гражданина на бесплатную медицинскую помощь, что создает угрозу ее жизни и здоровью.
Таким образом, исковые требования прокурора Павловского района Краснодарского края, действующего в защиту интересов Ошурковой И.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ «░1-esterase Inhibitori (humani)», «Icatibant», «Danazoli».
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 212 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.