Дело № 5-27/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
пос. Усть-Мая 28 марта 2022 г.
Судья Усть-Майского районного суда Республики Саха (Якутия) Тарабукин С.Г., единолично, с участием заместителя прокурора Усть-Майского района младшего советника юстиции Винокурова И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении должностного лица
Енторовой И.В., <данные изъяты> ранее не привлекавшейся к административной ответственности в данной области,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поступившие 02 марта 2022 г. из прокуратуры Усть-Майского района,
У С Т А Н О В И Л:
Глава Сельской администрации муниципального образования сельского поселения «Село Белькачи» Енторова И.В. совершила административное правонарушение в виде умышленного невыполнения законных требований заместителя прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, при следующих обстоятельствах.
Заместителем прокурора Усть-Майского района Винокуровым И.М. по результатам проверки обращений жителей с. Белькачи от 10 декабря 2021 г. в адрес главы Сельской администрации муниципального образования сельского поселения «Село Белькачи» Енторовой И.В. (далее по тексту – глава МО СП) внесено в порядке ст. ст. 6, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление № 72-11-2021/Прдп47-21-20980031/258 от 10 декабря 2021 г. об устранении нарушений федерального законодательства по факту не направления ответов на депутатские запросы. Прокуратурой района указанное представление направлено 17 декабря 2021 г. на официальную электронную почту Сельской администрации МО СП «Село Белькачи»: belkachi2013@yandex.ru/.
В качестве требований заместитель прокурор указал в представлении о безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры района представление, заблаговременно уведомив прокурора о времени и месте рассмотрения (п. 1 Представления), в течение одного месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих путем направления заявителям полных ответов по всем доводам, указанных в заявлениях (п. 2 Представления). О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной в прокуратуру района в месячный срок, а также были разъяснена ответственность за невыполнение требований прокурора по ст. 17.7 КоАП РФ (п. 4 Представления).
Вместе с тем, главой МО СП представление заместителя прокурора района с участием представителя прокуратуры безотлагательно не рассмотрено, в установленный законом месячный срок в прокуратуру района о результатах рассмотрения представления не сообщено в письменной форме.
17 января 2022 г. являлся последним днем направления сообщения в письменной форме о результатах рассмотрения представления, а 18 января 2022 г. – днем совершения правонарушения, а местом его совершения: здание администрации МО СП «Седо Белькачи», расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район с. Белькачи, ул. Школьная, д. 17,
Информация о рассмотрении названного представления 27 января 2022 г. и принятых мерах направлено главой МО СП в прокуратуру района только 01 февраля 2022 г., при этом нарушения федерального закона в полном объеме не были устранены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы МО СП Енторовой И.В.
Извещенная надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания на основании ст. 25.15 ч. 1 КоАП РФ телефонограммой, глава МО СП Енторова И.В. в судебное заседание не явилась, от нее не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, направив пояснение по существу дела.
При таких обстоятельствах с учетом мнения заместителя прокурора Винокурова И.М., полагавшего о возможности рассмотрения дела в отсутствии должностного лица Енторовой И.В., судья определил рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении главы МО СП в порядке ст. 25.1 ч. ч. 2 и 3 КоАП РФ, поскольку имеются данные о надлежащем извещении Енторовой И.В. о месте и времени рассмотрения дела телефонограммой, от неё не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела и обязательность её присутствия при рассмотрении дела не усматривается.
В пояснении по делу об административном правонарушении глава МО СП Енторова И.В. указала о том, что представление заместителя прокурора рассмотрено с его участием 27 января 2022 г., просит применить ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения и прекратить производство по делу об административном правонарушении или назначить наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании заместитель прокурора Винокуров И.М. дал аналогичные пояснения, указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении главы МО СП Енторовой И.В., дополнив, что представление является законным и обоснованным, внесено в переделах полномочий заместителя прокурора, оно не было обжаловано главой МО СП в установленном порядке, о результатах рассмотрения сообщено лишь 01.02.2022 г., т.е. по истечении месячного срока. Совершенное правонарушение нельзя отнести к малозначительным и положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не применимо в отношении главы МО СП. Просит признать ее виновной и назначить наказание в виде минимального административного штрафа.
Выслушав пояснение заместителя прокурора, проверив и исследовав доводы, изложенные в пояснении главы МО СП, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие собранные материалы дела, судья считает, что вина должностного лица Енторовой И.В. в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами по делу, а именно:
распоряжением № 49 от 19 сентября 2019 г. о признании Енторову И.В. вновь избранной главой Сельской администрации МО СП «Село Белькачи» и приступает к исполнению обязанности главы МО СП с 19 сентября 2019 г.;
представлением заместителя прокурора Усть-Майского района Винокурова И.М. от 10.12.2021 г. об устранении нарушений федерального законодательства, где в требовании указано о безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры района представление, заблаговременно уведомив прокурора о времени и месте рассмотрения, в течение одного месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих путем направления заявителям полных ответов по всем доводам, указанных в заявлениях, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной в прокуратуру района в месячный срок;
скриншотом с официального сайта Сельской администрации МО СП «Село Белькачи» о направлении и получении представления об устранении нарушений федерального законодательства 17 декабря 2021 г.;
письмом главы МО СП «Село Белькачи» Енторовой И.В. от 27.01.2022 г. о рассмотрении представления заместителя прокурора, которое получено прокуратурой Усть-Майского района 01 февраля 2022 г.;
повесткой о вызове в прокуратуру для объяснений по факту нарушения закона от 14.02.2022 г., которая получена главой МО СП «Село Белькачи» Енторовой И.В. 14.02.2022 г.;
выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.02.2022 г., согласно которой администрация МО СП «Село Белькачи» включена в ЕГРЮЛ, Енторова И.В. является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица;
постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 18 февраля 2022 г., вынесенным заместителем прокурора в отношении должностного лица – главы МО СП Енторовой И.В., по факту не рассмотрения представления и не направления сообщения в прокуратуру района в месячный срок о результатах его рассмотрения;
Кроме того, виновность должностного лица Енторовой И.В. в умышленном невыполнении требований заместителя прокурора, изложенных в представлении от 10.12.2021 г., подтверждена положениями п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (п. 3 ст. 6 Закона о прокуратуре).
Материалы данного дела свидетельствуют о том, что заместитель прокурора действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений федерального закона внесено главе МО СП Енторовой И.В. по факту не направления ответов на депутатские запросы.
Нарушения, на необходимость принятия мер к устранению, о которых указано заместителем прокурора, в представлении отражены, равно как и нормы законодательства, нарушение которых допущено, следовательно, представление является законным и обоснованным.
Представление заместителя прокурора содержит законные требования о безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры района представление, в течение одного месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих путем направления заявителям полных ответов по всем доводам, указанных в заявлениях, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной в прокуратуру района в месячный срок.
Распоряжением главы МО СП № 49 от 19 сентября 2019 г., где указано, что Енторова И.В. приступила к исполнению обязанности главы муниципального образования сельского поселения «Село Белькачи»» с 19 сентября 2019 г.В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что должностное лицо Енторова И.В. в силу возложенных на нее полномочий имела реальную возможность организовать рассмотрение представления заместителя прокурора, направленное 17 декабря 2021 г. и в месячный срок направить сообщения о результатах его рассмотрения и принятых мерах по устранению федерального закона, однако в прокуратуру района о результатах рассмотрения представления до 17 января 2022 г. не сообщено, следовательно, ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, она осознавала противоправный характер и предвидела вредные последствия своего деяния.
При этом заместитель прокурора в судебном заседании доказал правомерность требований, изложенных в представлении, и главой МО СП Енторовой И.В. умышленно игнорированы требования заместителя прокурора, создав препятствия к осуществлению надзорных полномочий, а также доказал обоснованность и законность вынесенного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах в деяниях должностного лица – главы МО СП Енторовой И.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, совокупность проверенных и исследованных доказательств по правилам ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ приводит к выводу, что правонарушительницей Енторовой И.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, и её деяния надлежит квалифицировать как умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 г. № 434-ФЗ), и она подлежит административному наказанию, учитывая, что объектом данного административного правонарушения является институты государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, осуществляющего надзор за исполнением Федеральных законов, действующего от имени государства и представляющего его интересы и вытекающие из норм Федерального закона о прокуратуре.
При вынесении заместителем прокурора постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении других материалов дела соблюдены требования административного законодательства, нарушения закона не допущены.
В силу ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Местом совершения данного административного правонарушения является Сельская администрация МО СП «Село Белькачи», расположенная по адресу: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский район, с. Белькачи, ул. Школьная, д. 17, а временем совершения административного правонарушения – день, следующий за последним днём, когда она должна была направить письменное сообщение о результатах рассмотрения представления и принятых конкретных мерах по устранению допущенных нарушений федерального закона, их причин и условий им способствовавших, то есть 18 января 2022 года, и годичный срок привлечения ее к административной ответственности не истек.
Доводы главы МО СП Енторовой И.В. о малозначительности совершенного правонарушения признаются необоснованными по следующим основаниям.
В абзацах 3 и 4 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
В рассматриваемом деле существенная угроза охраняемым правоотношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица – главы МО СП к исполнению своих служебных полномочий.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм Федерального закона о прокуратуре Российской Федерации.
Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - это бездействие лица, совершившего правонарушение, при этом для квалификации деяния по ст. 17.7 КоАП РФ не имеет значения, наступили или нет какие-либо последствия в связи с умышленным невыполнением законного требования прокурора, создает существенную угрозу охраняемых законом правоотношений, относится к категории нарушений, посягающих на институты государственной власти, состав данного правонарушения является формальным, в связи с чем отсутствие каких-либо последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Материалами дела не подтверждается, что глава МО СП предпринимала все зависящие от нее меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Кроме того, не доказано наличие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения и исполнения представления заместителя прокурора.
В связи с этим судья приходит к выводу о том, что оснований для признания административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по настоящему делу не имеется, а применение положений ст. 2.9 КоАП РФ не будет отвечать установленной законом цели административного наказания.
Что касается доводов о назначении административного наказания в виде предупреждения на основании ст. 4.1.1 ч. й КоАП РФ, то она применяется только к малому и среднему бизнесу, следовательно, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, также не имеется.
При определении вида и размера административного наказания обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья в отношении должностного лица Енторовой И.В. признает совершение административного правонарушения в данной области впервые (ст. 4.2 ч. 2 КоАП РФ).
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные ст. 4.3 КоАП РФ, судья не находит.
Основания освобождения от административной ответственности или прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении правонарушителя, предусмотренные КоАП РФ, в судебном заседании не выявлены. Не установлены также обстоятельства, изложенные в ст. 4.1 ч. ч. 2.2, 3.5, 4.1.1 КоАП РФ.
При таком положении и с учетом личности правонарушительницы, характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, наличия обстоятельства, смягчающего и отсутствия отягчающих административную ответственность, её имущественного, семейного положений, возраста, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самой правонарушительницей, так и другими лицами, судья считает необходимым назначить административное наказание в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2 000 руб., который сможет обеспечить достижение целей наказания без применения более строгого вида наказания и будет соответствовать целям административного наказания, и она не относится к лицам, указанным в ст. 3.5 ч. 6 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать главу Сельской администрации муниципального образования сельского поселения «Село Белькачи» Енторову И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.12.2014 г. № 434-ФЗ), и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. (две тысячи рублей).
Разъяснить должностному лицу Енторовой И.В. о том, что согласно ст. 32.2 ч. 1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу по реквизитам: наименование получателя платежа – УФК по Республике Саха (Якутия) (прокуратура Республики Саха (Якутия)), ИНН 1435058287, КПП 143501001, код ОКТМО 98654000, номер счета получателя платежа (р/с) 03100643000000011600, наименование банка ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия), БИК – 0198050011, наименование платежа – штраф за административное правонарушение, КБК (по федеральному бюджету) 41511705010016000180, УИН 00000000000000000///
и документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, представить или направить в Усть-Майский районный суд Республики Саха (Якутия).
В соответствии со ст. 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, суд может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев. Заявление об этом подается в суд в письменной форме.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке в установленный срок, она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, т.е. за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Копию настоящего постановления направить Енторовой И.В., прокурору Усть-Майского района Смирникову А.Г.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: п/п С.Г. Тарабукин
Копия ВЕРНА,
Судья Усть-Майского районного суда
Республики Саха (Якутия): С.Г. Тарабукин
Секретарь суда: Л.В. Решетникова