Судебный акт #1 (Решение) по делу № 72-212/2022 от 12.01.2022

УИД: 66RS0001-01-2021-009265-72

дело № 72-212/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Свердловского областного суда Григорьев И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2022 года жалобу должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - ( / / )5 на решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 ноября 2021 года № 12-1007/2021, вынесенное в отношении Администрации Бисертского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 27 сентября 2021 года № С01-590/2021-06 Администрации Бисертского городского округа за осуществление строительства объекта капитального строительства без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе должностное лицо ( / / )5 просит решение судьи отменить, настаивая на виновности Администрации Бисертского городского округа в совершении административного правонарушения.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Лысова И.В., просившего об оставлении решения без изменения, оснований к отмене решения судьи не нахожу в силу следующего.

Частью 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 200 000 рублей.

Как следует из материалов дела, основанием для вынесения постановления и назначения Администрации Бисертского городского округа административного наказания послужил факт нарушения ею требований ст. 3, ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пп. «б», «е», «ж», «з» п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, что выразилось в выполнении работ по строительству объекта «Сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 700 м3/сут., р.п. Бисерть Свердловская область» в период с 28 мая 2019 года до 13 августа 2021 года без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Так, у Администрации Бисертского городского округа отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, определения последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания, разработку мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, а в случае невозможности предотвращения негативного воздействия, производственного экологического контроля, выполнения условий и ограничений отведения сточных вод, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, судья районного суда указал, что объективная сторона вменяемого Администрации Бисертского городского округа административного правонарушения ни в протоколе, ни в постановлении должным образом не описана.

Данное обстоятельство в силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении и влечет необходимость признания незаконным и отмены постановления административного органа.

Выводы судьи являются правильными и сомнений в обоснованности не вызывают.

Из материалов дела следует, что разработка проектной документации на строительство объекта завершена в апреле 2018 года, а 18 апреля 2018 года получено положительное заключение государственной экспертизы (л.д. 11-36). Муниципальный контракт на строительство объекта заключен Администрацией Бисертского городского округа с ООО «ЕЭС-Гарант» 28 мая 2019 года (л.д. 128-167).

Должностным лицом в вину Администрации Бисертского городского округа вменено осуществление строительства станции биологической очистки в период с 28 мая 2019 года до 13 августа 2021 года без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Вместе с тем должностным лицом не учтено, что ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введена Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 504-ФЗ, вступившим в силу с 8 января 2020 года, то есть период осуществления вышеуказанной деятельности с 28 мая 2019 года до 8 января 2020 года не мог быть признан противоправным и, в силу этого, наказуемым.

Наряду с этим, должностным лицом не принято во внимание, что порядок проведения оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания на момент разработки проектной документации был установлен приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372.

Данным приказом, действовавшим до 1 сентября 2021 года, было утверждено Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

В силу п. 1.3 данного Положения оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации в соответствии с видами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке.

Материалы дела не содержат доказательств того, что объект «Сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 700 м3/сут., р.п. Бисерть Свердловская область» относится к объектам государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня, указанным в ст. ст. 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», следовательно, вывод должностного лица о необходимости проведения такой оценки на нормах законодательства не основан.

Следует также согласиться с выводом судьи о том, что в оспариваемом постановлении не конкретизировано, какие именно меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренные законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, не были применены Администрацией Бисертского городского округа.

При этом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении должностного лица не конкретизирован момент, с которым связано возникновение обязанности по принятию Администрацией Бисертского городского округа мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Кроме этого конкретизация применяемых мер, указанных в п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, поставлена в зависимость от вида осуществляемой деятельности (архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, внедрении новых технологических процессов и др.), о чем прямо указано в п. п. 4 и 6 названного Положения.

Должностным лицом также оставлено без внимания, что конструкция вмененного Администрации Бисертского городского округа состава административного правонарушения (строительство объекта без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания) свидетельствует о том, что данное правонарушение не является длящимся, и считается оконченным с момента окончания строительной деятельности.

Согласно материалам дела акт приемки законченного строительством объекта капитального строительства подписан сторонами 15 октября 2020 года (л.д. 78-82). Соответственно, в силу положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о привлечении Администрации Бисертского городского округа к административной ответственности не могло быть вынесено позднее 14 октября 2021 года.

Наряду с этим, должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как видно из материалов дела, данные требования закона выполнены не были, поскольку о рассмотрении дела законный представитель юридического лица не был извещен. Из протокола об административном правонарушении следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 21 апреля 2021 года (л.д. 168-171). Вместе с тем постановление о назначении Администрации Бисертского городского округа административного наказания вынесено 27 сентября 2021 года в отсутствие законного представителя юридического лица (л.д. 172-175). Документов, подтверждающих факт надлежащего извещения Главы Администрации Бисертского городского округа ( / / )4 о рассмотрении дела 27 сентября 2021 года, в представленных материалах не имеется.

Таким образом, в данном случае не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не соблюден.

Поскольку годичный срок давности привлечения Администрации Бисертского городского округа к административной ответственности по вмененному ему правонарушению истек 15 октября 2021 года, что исключает возвращение дела новое рассмотрение, оснований для отмены решения судьи не имеется.

Принятое судьей решение является законным и обоснованным. Выводы судьи являются мотивированными, оснований не согласиться с ними не имеется. Правовые основания для переоценки выводов судьи отсутствуют.

С учетом неконкретизации обвинения и допущенных должностным лицом просчетов и процессуальных нарушений, следует согласиться с решением судьи об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оспаривая обоснованность прекращения производства по делу об административном правонарушении, должностное лицо каких-либо существенных нарушений процессуальных норм не привело, доводы направлены лишь на переоценку выводов судьи.

Вместе с тем несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.

Иных предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в рамках разрешения настоящей жалобы не установлено.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене состоявшегося решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 22 ноября 2021 года № 12-1007/2021, вынесенное в отношении Администрации Бисертского городского округа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда И.О. Григорьев

72-212/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Администрация Бисертского городского округа
Другие
Лысов Игорь Валерьевич
Суровцева Валентина Сергеевна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Григорьев Илья Олегович
Статьи

ст. 8.48 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--svd.sudrf.ru
17.01.2022Материалы переданы в производство судье
17.02.2022Судебное заседание
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2022Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее