Дело № 2-284/2024
УИД 24RS0038-01-2024-000343-76
Решение
Именем Российской Федерации
19 августа 2024 г. п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Мирюк Н.В., представителя ответчика – администрации Нижнеингашского района Красноярского края Аверьянова К.М. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края к Соколову И.Г., администрации Нижнеингашского района Красноярского края о признании действий незаконными, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
прокурор Нижнеингашского района Красноярского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту публичных интересов муниципального образования Нижнеингашский район и в интересах неопределенного круга лиц хозяйствующих субъектов – потенциальных участников торгов, имеющих право на приобретение земельных участков на конкурентных началах, обратился в суд с иском к ответчикам в котором просит:
признать незаконными действия администрации Нижнеингашского района Красноярского края, связанные с предоставлением Соколову И.Г. земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., из категории земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – сенокошение;
признать недействительным в силу ничтожности договор аренды между Отделом по имущественным и земельным отношениям администрации Нижнеингашского района от имени муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края, в лице начальника отдела Ратьковой О.А. и Соколовым И.Г. от "дата" № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., из категории земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – сенокошение;
применить последствия недействительности сделки путем прекращения права аренды Соколова И.Г. на вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Нижнеингашского района проведена проверка соблюдения администрацией Нижнеингашского района Красноярского края требований земельного законодательства при предоставлении земельных участков в аренду. Проверкой установлено, что на основании заявления Соколова И.Г. от 10.04.2024 вход. № 01-16-2283 между ним и отделом по имущественным и земельным отношениям администрации Нижнеингашского района от имени муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края, без проведения торгов на основании подпункта 19 п. 2 ст. 396 Земельного кодекса Российской Федерации, заключен договор аренды № 18 от 15.04.2024, с целью предоставления: для сенокошения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края земельного участка из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: сенокошение, с кадастровым номером №, по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., срок договора аренды три года. Предоставление вышеуказанного земельного участка Соколову И.Г. является незаконным, приведенный договоры аренды от 15.04.2024 № 18 заключен с нарушением требований земельного законодательства и недействителен в силу ничтожности. В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Также обязательное проведение конкурсных процедур при предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в публичной собственности, предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации. По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, установленных п. 2 настоящей статьи. В качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства (подп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ). В пункте 1.1 договора аренды от 15.04.2024 № 18 указано, что участок предоставлен арендатору для использования с целевым назначением и разрешенным использованием. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее – Закон № 112-ФЗ) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Вместе с тем, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Закона № 112-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га. В рассматриваемом случае площадь спорного земельного участка составляет 40 000 кв.м., то есть 4.00 га., что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для обеспечения личного хозяйства, в 1.6 раза. Следовательно, оспариваемый договор аренды земельного участка № 18 от 15.04.2024 заключен с нарушением требований ст.ст. 39.6 и 39.18 ЗК РФ и посягают на публичные интересы, в связи с чем, является ничтожным (п. 2 ст. 168 ГК РФ). Установленные Земельным кодексом Российской Федерации принципы предоставления земельных участков направлены на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Невыполнение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет нарушение публичных интересов, ущемляет интересы неопределенного круга лиц, лишая их возможности приобрести право на земельный участок на равных условиях, необоснованно создает приоритеты (преимущества) для Соколова И.Г. на получение прав в отношении данного земельного участка.
Ответчиком – администрацией Нижнеингашского района Красноярского края представлены письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просят в удовлетворении исковых требований полностью отказать. Указывают, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации; площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается (п.5 ст. 10, под. 6 ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Пп. 19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Данный подпункт содержит разные цели предоставления земельных участков. В соответствии с п.8 ст.39.8 ЗК РФ договоры аренды земельных участков для целей, установленных пп. 19 п. 2 ст.39.6 ЗК РФ, имеют разные сроки предоставления земельных участков. Предоставление земельных участков для сенокошения осуществляется в соответствии с нормами ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а для ведения личного подсобного хозяйства регламентируется нормами ЗК РФ и Федеральным законом от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Законом Красноярского края от 04.12.2008 №7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно в соответствии с п. 2, 3 ст. 14 настоящего Закона. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа края и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается равным 25 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления или приобретения таких сельскохозяйственных угодий. На практике исходя из показателей средней урожайности естественных трав на территории Нижнеингашского района, заготовить запас кормов необходимых даже для содержания одной головы крупного рогатого скота необходим земельный участок для сенокошения площадью не менее 4,6 га.. Так как Законом субъекта РФ не установлены предельные размеры предоставления в аренду земельных участков для сенокошения, то целесообразно при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения применять норму равную 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления или приобретения таких сельскохозяйственных угодий (п.2 ст.4 ФЗ от 24.07.2002 № 101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). По состоянию на 01.01.2022 общая площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Нижнеингашского района составляет 91303 га, а норма равная 10 процентам - 9130 га, что значительно превышает размер земельных участков предоставленных Муниципальным образованием Нижнеингашский район Красноярского края в лице отдела по имущественным и земельным отношениям администрации Нижнеингашского района при заключении договоров аренды без проведения торгов с Соколовым И.Г. земельного участка с кадастровым номером № для сельскохозяйственного использования в целях сенокошения.
В судебном заседании помощник прокурора Мирюк Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Нижнеингашского района Красноярского края - Аверьянов К.М. (по доверенности) с иском не согласен по доводам, изложенным в письменном возражении на иск.
Ответчик Соколов И.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V.1 ЗК РФ, в соответствии с положениями которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах компетенции (ст. 39.2 ЗК РФ), в том числе на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (пункт 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
В силу п.1 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп.19).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статьях 39.14 - 39.18 ЗК РФ.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предназначенные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства), в том числе, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 191-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Положениями ст.39.16 ЗК РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Одним из таких оснований является несоразмерность испрашиваемого земельного участка (п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ).
Под термином «несоразмерность» земельного участка следует понимать превышение площади испрашиваемого земельного участка по сравнению с размером земельного участка, который необходим для осуществления определенного вида хозяйственной деятельности. Соразмерным считается земельный участок, площадь которого соответствует установленным предельным размерам применительно к определенным видам деятельности или, в случае отсутствия таких размеров, исходя из необходимой площади для осуществления данной деятельности.
Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее Закон № 112-ФЗ) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Личное подсобное хозяйство – это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, согласно ст. 2 Закона № 112-ФЗ.
Вместе с тем, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (п. 5 ст. 4 Закона № 112-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона Красноярского края от 04.12.2008г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га.
Судом установлено, что в соответствии с поручением прокуратуры края от 03.04.2024 № 8-31-2024 «О проведении проверки законности распоряжения публичной собственностью» в целях исполнения требований гражданского и земельного законодательства прокуратурой Нижнеингашского района Красноярского края на основании решения от 27.04.2024 № 25 (л.д.12) была проведена проверка соблюдения администрацией Нижнеингашского района Красноярского края требований законодательства при распоряжении земельными участками.
Согласно акту проверки от 06.05.2024, администрацией Нижнеингашского района в нарушение процедуры предоставления земельных участков, установленной ст. 39.14, 39.18 ЗК РФ, заключены договоры аренды земельных участков, в том числе с Соколовым И.Г. (л.д.13-14).
06.05.2024 главе Нижнеингашского района Малышкину П.А. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при распоряжении земельными участками (л.д.15-16).
10.06.2024г. за исх. № 1430 главой района Малышкиным П.А. дан ответ на представление, согласно которому нарушений принципа соразмерности предоставления земельных участков для сельскохозяйственного использования в целях сенокошения, в том числе Соколову И.Г., не допущено, нарушений требований пп.19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ не имеется (л.д. 17-19).
Из договора аренды № 18 от 15.04.2024 следует, что между Отделом по имущественным и земельным отношениям администрации Нижнеингашского района от имени муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края (арендодателем) и Соколовым И.Г. (арендатором) заключен договор на предоставление в аренду с целью сенокошения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края, земельного участка из категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: сенокошение, площадью 40000 кв.м., с кадастровым №, расположенного по адресу (местоположение): Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное». Срок действия договора – с 15.04.2024 по 14.04.2027 (три года) (л.д. 20-25,26).
Из текста указанного договора следует, что он заключен в соответствии с положениями п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 125, 209, 215, 264, 607, 608 ГК РФ, на основании заявления Соколова И.Г. от 10.04.2024 б/н (входящий № 01-16-2283 от 10.04.2024) о предоставлении земельного участка для сенокошения.
Заявление от 10.04.2024 б/н (входящий № 01-16-2283 от 10.04.2024) о предоставлении земельного участка для сенокошения Соколов И.Г. подавал как гражданин, что предусматривает ведение личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым №, площадью 40000 кв.м. +/- 70, местоположение: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище Церковное», находится в собственности Муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края. Договор аренды земельного участка зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (л.д. 29-44).
Площадь спорного земельного участка составляет 40000 кв.м., то есть 4,00 га., что превышает максимальную площадь участков, предоставляемых гражданам для обеспечения личного хозяйства, в 1,6 раза.
Доводы ответчика о том, что в рассматриваемом случае площадь земельного участка не ограничивается, являются несостоятельными, свидетельствуют о неверном толковании норм права.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что площадь предоставленного Соколову И.Г. спорного земельного участка превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе для сенокошения, при этом торги при его предоставлении проведены не были, и как следствие спорный земельный участок был предоставлен Соколову И.Г. с нарушением действующего законодательства, определяющего необходимый, соразмерный размер общей площади земельных участков, предоставляемых гражданам для сенокошения, не соответствует установленной ст. 10 ГК РФ требованиям добросовестности, разумности и справедливости ввиду явной несоразмерности предоставленной площади заявленным требованиям.
Если земельный участок предоставлялся не для ведения личного подсобного хозяйства, то порядок предоставления Соколову И.Г. земельного участка противоречит норме права, направленной на предоставление земельного участка для целей, не связанных с ведением коммерческой деятельности. В том случае, если участок необходим для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе для сенокошения, земельный участок должен предоставляться в аренду на основании пп.15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ с соблюдением требований, установленных ст. 39.18 ЗК РФ.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2).
Установленный законом порядок заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности нарушен. Таким образом, договор аренды № 18 от 15.04.2024 является ничтожным, а спорный земельный участок подлежит возврату органу местного самоуправления – муниципальному образованию Нижнеингашский район Красноярского края.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Определением Нижнеингашского районного суда от 25.06.2024 на спорное имущество в качестве обеспечительной меры наложен запрет на совершение регистрационных действий.
При удовлетворении иска принятые обеспечительные меры сохраняют свое действие до исполнения решения суда (часть 3 статьи 144 ГПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Нижнеингашского района Красноярского края к Соколову И.Г., администрации Нижнеингашского района Красноярского края о признании действий незаконными, признании договора аренды земельного участка недействительным, применении последствий недействительности ничтожной сделки - удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации Нижнеингашского района Красноярского края (ИНН 2466029055, ОГРН 1032402940734), связанные с предоставлением Соколову И.Г., "дата" года рождения, уроженцу <адрес> (паспорт <данные изъяты> №, выдан "дата" <данные изъяты>, код подразделения, №) земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., из категории земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – сенокошение.
Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды, заключенный между Отделом по имущественным и земельным отношениям администрации Нижнеингашского района от имени муниципального образования Нижнеингашский район Красноярского края, в лице начальника отдела Ратьковой О.А. и Соколовым И.Г. ("дата" года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт <данные изъяты> №, выдан "дата" <адрес>, код подразделения №) от 15.04.2024 № 18 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., из категории земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – сенокошение.
Применить последствия недействительности сделки путем прекращения права аренды Соколова И.Г. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, Нижнеингашский район, урочище «Церковное», площадью 40000 кв. м., из категории земель – Земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – сенокошение.
Сохранить обеспечительные меры, наложенные определением Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 25 июня 2024 г., до исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Председательствующий
Мотивированное решение суда изготовлено 26 августа 2024 г.