Дело № 2-105/2021 (№13-247/2024)
УИД 29RS0005-01-2020-001578-65
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2024 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Олупкиной Д.В.,
при секретаре Баскаковой Н.М.,
с участием представителя заявителя Авдеенко Е.Е.,
старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рипачева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №1 УФСИН России по Архангельской области» об освобождении от уплаты исполнительного сбора,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 УФСИН Росси по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области) обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований указано, что решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 27.05.2021 удовлетворены исковые требования Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области обязали в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в камерах ШИЗО и ПКТ нарушения требований уголовно – исполнительного законодательства. В рамках возбужденного в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области исполнительного производства, судебным приставом – исполнителем взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Указывает, что решение уда исполнено частично, выделение финансирования на осуществление ремонтных работ недостаточно. Учреждением предпринимаются все зависящие от него меры для исполнения решения суда в полном объеме. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России Авдеенко Е.Е. требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Старший помощник Архангельского прокурора по надзору за соблюдением в исправительных учрежденьях Рипачев А.Н. с требованиями не согласился.
Судебный пристав – исполнитель СОСП по Архангельской области и НАО ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
По определению суда заявление рассмотрено при указанной явке лиц.
Изучив заявление, выслушав представителя заявителя, старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Часть 6 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 этой же статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, которая указывает, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 27.02.2021 иск Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства удовлетворен, на ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить в камерах ШИЗО и ПКТ нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно:
- устранить повреждения напольного покрытия, покрытия стен и потолка;
- у чаш Генуя и унитазов устранить повреждения, привести в рабочее состояние системы смыва; провести санитарную обработку санитарных узлов; устранить деформацию (острые края, сколы лакокрасочного покрытия, следы коррозии) умывальных раковин; провести санитарную обработку умывальных раковин;
- предусмотреть систему отопления и вентиляции камеры № 8 ПКТ, исключающую образование на стенах, потолке и оконных рамах конденсата при сохранении нормативной температуры воздуха в помещении; - укомплектовать камеры ПКТ баками для питьевой воды с кружками и тазами, подставками под баки для воды;
- оборудовать камеры ШИЗО, ПКТ (над дверями) светильниками дежурного освещения с управлением ими из помещения младшего инспектора (оператора СОТ) здания;
- демонтировать установленные в углах стен камер №№ 8, 9 ПКТ светильники рабочего освещения, установить светильники рабочего освещения в камерах №№ 8, 9 ПКТ на потолке;
- оснастить светильники рабочего освещения в камерах №№ 3, 4, 9 ШИЗО, №№4, 7, 12 ПКТ плафонами, предусмотренными конструкцией светильников; привести в рабочее состояние светильники рабочего освещения в камерах №№ 3, 4, 9 ШИЗО, №№ 4, 7, 12 ПКТ путем оснащения их рабочими лампами накаливания по количеству патронов в светильниках;
- оборудовать форточки камер № 4 ШИЗО, №№ 4, 5, 7, 8, 9, 12 ПКТ механизмами открывания, соответствующими требованиям Приказа Министерства юстиции РФ от 27.07.2007 № 407 "Об утверждении Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специальных учреждений ФСИН России";
- оборудовать радиоточками камеры ШИЗО, ПКТ из расчета одна радиоточка на одну камеру;
- установить на стенах у дверей в камерах ШИЗО, ПКТ переговорные устройства для осуществления двусторонней связи младший инспектор–камера;
- переоборудовать конструктивное исполнение механизма закрывания/открывания откидных коек в камерах ПКТ № 1-8 согласно указанному в приложении № 4 Приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы";
- оборудовать сифонами трубопроводы водоотведения (сливы от раковин) в камерах №№ 1-3, 5–14 ШИЗО, №№ 1–4, 6, 8–12 ПКТ; проложить скрытно трубопроводы водоотведения (сливы от раковин).
Решение вступило в законную силу 27.02.2021.
17.10.2023 судебным приставом исполнителем СОСП по Архангельской области и НАО в отношении должника возбуждено исполнительное производство ******, установлен срок для добровольного исполнения требований.
В связи с неисполнением указанного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.09.2023 в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 12, 14, 112 Федерального закона № 229-ФЗ с должника – ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области», взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 15.12.2023.
В соответствии с п. 1.1 Устава учредителем ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области является РФ. Функции и полномочия учредителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области осуществляет Федеральная службы исполнения наказаний. Собственником имущества ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в лице ФСИН. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 1.6. Устава по своей организационно – правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области является некоммерческой организацией.
В соответствии с п. 1.7 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств. ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области по своей организационно – правовой форме является казенным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 1 ст. 221 Бюджетного кодекса РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа или иным лицом, уполномоченным действовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от имени этого органа.
Приведенные заявителем доводы о невозможности исполнения решения суда в полном объеме в срок, суд находит обоснованным. Указанное свидетельствует о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения суду.
При недостаточности в бюджете денежных средств ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области не имеет возможности произвольно расходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, принцип справедливости, соразмерности, социальную направленность деятельности должника, дефицит федерального бюджета, принятие должником всех возможных мер для исполнения решения суда, основания для взыскания с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области» исполнительского сбора отсутствуют.
На основании изложенного заявление должника об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 224, 225 ГПК РФ, суд
определил:
заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 1 УФСИН России по Архангельской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора удовлетворить.
Освободить Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Архангельской области и НАО от 14.09.2023, вынесенного в рамках исполнительного производства ******.
На определение может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд города Архангельска в течение пятнадцати дней со дня его вынесения
Председательствующий Д.В. Олупкина