дело № 11-9/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кухтенко Е.С.,
при секретаре Бейл А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Общества с ограниченней ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» к Попову ФИО6 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, расходов по уплате государственной пошлины, с апелляционной жалобой ответчика Попова ФИО7 на решение мирового судьи судебного участка №21 в Емельяновском районе Красноярского края от 18.10.2023 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» (далее – ООО «КРК») обратилось в суд с иском к Попову Г.В., в котором просит взыскать с ответчика задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Требования мотивированы тем, что ООО «КРК» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе по адресу: <адрес> где проживают ответчик и члены его семьи. Услуги по вывозу ТКО оплачиваются в соответствии с установленными тарифами. В адрес ответчика ежемесячно направлялись платежные документы с указанием размера платы за услуги по обращению с ТКО, которые ответчиком не оплачены, в связи с чем образовалась задолженность по оплате за вывоз ТКО, которою истец просит на основании ст.ст.153-154 ЖК РФ взыскать с ответчика, а именно взыскать задолженность по оплате за вывоз ТКО за период с 01.04.2020 по 31.05.2023 в сумме 9264,99 рублей, пеня в размере 2646,93 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 477 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 21 в Емельяновском районе Красноярского края от 18.10.2023 годаисковые требования ООО «КРК» удовлетворены, данным судебным актом постановлено: «Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» к Попову ФИО8 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с Твёрдыми коммунальными отходами, пеня, расходов по уплате государственной пошлины удовлетворить.
Взыскать в Попова ФИО9 (<данные изъяты>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Красноярская Рециклинговая Компания» (ИНН 24612230108) задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.04.2020 г. по 31.05.2023 г. в сумме 9264 рублей 99 копеек, пеня в размере 2646 рублей 93 копейки, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 476 рублей 48 копеек, всего взыскать 12388 рублей 40 копеек».
Не согласившись с решением мирового судьи, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение от 18.10.2023 года отменить, принять по делу новое решение. Из доводов апелляционной жалобы следует, что судом первой инстанции необоснованно удовлетворены требования ООО «КРК» о взыскании с Попова Г.В. задолженности по оплате за вывоз ТКО за период с 01.04.2020 по 31.05.2023 в сумме 9264,99 рублей, пени в размере 2646,93 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 477 рублей. Свои доводы мотивирует тем, что между ООО «КРК» и Поповым Г.В. договор на оказание услуг не заключался, кроме того ООО «КРК» услуг по обращению с ТКО не предоставляет, в связи с чем не в праве в судебном порядке требовать взыскивания с него каких-либо сумм. Просит отказать ООО «КРК» в принятии искового заявления ввиду отсутствия надлежащих для права обращения в суд документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В дополнениях к апелляционной жалобе указал, что ООО «КРК» незаконно получила его персональные данные без его согласия, без заключения договора подряда.
Представитель истца ООО «КРК» в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом.
Ответчик Попов Г.В. в судебное заседание не явился, уведомлялся надлежащим образом, ходатайств не представил.
При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в отсутствие не явившихся участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения первой инстанции в полном объеме, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи, по следующим основаниям.
На основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда эта обязанность предусмотрена настоящим кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч.ч. 1-2 п.5 ст.153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Такая же обязанность собственника жилого помещения по оплате коммунальных услуг с момента возникновения права собственности на жилое помещение предусмотрена и пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».Статьями 30, 39 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями (согласно пункту 19 которых оплата коммунальных услуг является одним из составляющих бремени содержания помещений, принадлежащих гражданину).
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее1 января 2019 года.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
Согласно ст.1 Федерального закона от24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, депортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места, накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10 августа 2018 г. N 1/1635-од статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края присвоен ООО «КРК».
10.08.2018 года между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «КРК» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела Попов Г.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> где прописаны по месту жительства он (зарегистрирован с 26.06.2019 г. по настоящее время) и двое членов его семьи, всего зарегистрировано трое человек. За период с 01.04.2020 года по 31.05.2023 года у ответчика сформировалась задолженность по оплате по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 9264,99 руб. Платежные документы с указанием размера платы за услуги по обращению с ТКО за указанный период, ежемесячно направлялись в адрес ответчика.
Размер платы и сумма задолженности, указанные в платежных документах, оформлены ПАО «Красноярскэнергосбыт» на основании заключенного с истцом агентского договора <данные изъяты> года на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «КРК», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской Левобережной технологической зоны Красноярского края.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил (Постановление Правительства РФ от12.11.2016г. №1156«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от25.08.2008г. №641»).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с регоператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от12.11.2016г. №1156предусмотрена обязанность регионального оператора в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещать потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
В течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения региональный оператор обязан разместить одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Во исполнение п. 6 Постановления Правительства РФ от12.11.2016 №1156«Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от25.08.2008 №641», региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты, размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «КРК» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Согласно публичной оферте, дата начала оказания ООО «КРК» услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019 года, который в соответствии с положениями закона считается заключенным на 16-ый рабочий день после размещения предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как следует из доводов жалобы ответчика Попова Г.В. о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между Поповым Г.В. и ООО «КРК» не заключался, следовательно, у ООО «КРК» отсутствует право на взыскание задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, пени, расходов по уплате государственной пошлины.
В материал делаПоповым Г.В. не предоставлены доказательства, подтверждающие его доводы.
Из приведенных выше норм следует, что собственник ТКО обязан заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора, который может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма такого типового договора утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641». Пункт 8 (18) Правил № 1156 определяет порядок взаимодействия регионального оператора и собственников ТКО до дня заключения договора на индивидуальных условиях.
Исходя из содержания данного пункта в указанный период услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором и подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
Таким образом, указанный пункт Правил № 1156 конкретизирует порядок взаимодействия регионального оператора и собственника ТКО до дня подписания договора с конкретным потребителем и направлен на обеспечение принципа стабильности гражданского оборота.
Иной подход в нарушение статьи 10 ГК РФ допускал бы возможность избежать заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и их оплаты в обход требований закона об обязательности заключения такого договора с региональным оператором.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что междуПоповым Г.В.и ООО «КРК» заключен публичный договор на оказание услуги по обращению с ТКО, оплата ответчиком услуг по обращению с ТКО является обязательной в силу закона, на основании ст. 210 ГК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 30, ст. 153, ч. 4 ст. 154, ст. 157 ЖК РФ.
ООО «КРК» добросовестно выполняет свои обязательства по оказанию услуги по обращению с ТКО.
ОднакоПоповым Г.В.платежи производятся не полностью и несвоевременно. Согласно расчету исковых требований, уПопова Г.В.за период с 01.04.2020 года по 31.05.2023 года (исходя из трех зарегистрированных лиц в данном жилом помещении), образовалась задолженность по оплате услуги по обращению с ТКО в размере9264,99 руб.
Проведённый истцом расчет начислений платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами основан на нормативах накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, не оспорен ответчиком, и, таким образом, представляется правомерным и обоснованным.
Вместе с тем, доказательств надлежащего исполнения ответчиком возложенной на него обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в материалы дела не представлено.
В случае нарушения срока оплаты лицо, на которое возложена обязанность по оплате жилья и коммунальных услуг, несет ответственность в виде неустойки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).
Общая сумма пени, начисленныхПопову Г.В. за период с 11.05.2020 года по 22.06.2023 года составляет 2646,93 руб. Проведённый истцом расчет начислений пени признан судом первой инстанции правомерным и обоснованным.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени за просрочку оплаты, расходов по уплате государственной пошлины.
Доводы Попова Г.В. о том, что ООО «КРК» незаконно получила его персональные данные, без его согласия, без заключения договора подряда, суд находит несостоятельными поскольку в соответствии с пунктом 148 Правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ о 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов», договор может быть заключен в письменной форме, или путем совершения конклюдентных действий, то есть действий свидетельствующих о намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг, и считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.
Таким образом, в соответствии с пунктами 2,5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152 – ФЗ «О персональных данных» оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право обрабатывать персональные данные граждан для исполнения договора.
Пунктами 2,7 части 1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» определены условия обработки персональных данных без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также, если обработка необходима осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, следовательно, получение согласия на обработку персональных данных не требуется.
Довод ответчика о том, что суд первой инстанции должен был отказать истцу в принятии искового заявления в виду отсутствия у истца надлежащих для права обращения в суд документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, заявлен и основан на неверном применении норм процессуального права. Согласно требованиям, предусмотренным ст.134 ГПК РФ, оснований для отказа в принятии искового заявления к производству у суда первой инстанции не имелось.
Выводы мирового судьи подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в принятом судебном постановлении, основаны на установленных фактических обстоятельствах дела и подтверждаются совокупностью исследованных доказательств.
При данных обстоятельствах постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, мировым судьей не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 21 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18.10.2023 ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░10 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.05.2024 ░░░░.