Дело № 5-8/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 марта 2016 года
Судья Юрлинского районного суда Пермского края Дереглазова Н.Н., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении:
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Елогская основная общеобразовательная школа», юридический и фактический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л а:
4 февраля 2016 года консультантом отдела федерального государственного надзора в области образования Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Кочергиной Н.А. в отношении МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа» составлен протокол № 5-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из протокола следует, что на основании приказа Гособрнадзора Пермского края от 24 декабря 2015 года в период с 25 по 29 января 2016 года была проведена плановая документарная проверка МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа», в результате которой установлено следующее.
Образовательное учреждение имеет лицензию № от 12 ноября 2013 года, которая даёт право на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного, начального общего и основного общего образования по адресам: <адрес>.
В соответствии с п. 1.3 Устава учреждение имеет два филиала – Чусовской детский сад и Чусовскую начальную школу.
На официальном сайте учреждения в сети «Интернет» размещена информация о наличии в учреждении филиалов с указанием ФИО руководителя, педагогического коллектива, обозначено количество обучающихся в детском саду и школе, размещён локальный нормативный акт о филиале.
Наличие филиалов подтверждено листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, выданного 23 ноября 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю.
В соответствии с ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием наименования и места нахождения такого филиала.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 18 указанного закона до переоформления лицензии лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, и оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии.
На момент проверки образовательное учреждение не обращалось в Государственную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования Пермского края с заявлением о переоформлении лицензии.
Согласно справке от 2 февраля 2016 года Чусовская начальная школа и Чусовской детский сад, расположенные по адресу: <адрес>, реализуют образовательные программы дошкольного образования и начального общего образования. Общее количество обучающихся по указанным программам в филиалах составляет 13 человек.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Кочергина Н.А. не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом.
Представитель МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа» Никитина И.Н., указав на достоверность фактов, приведённых в протоколе, пояснила, что присоединение филиала «Чусовская начальная школа-сад» к Елогской школе осуществлено в марте 2013 года. К осени 2013 года закончилось действие лицензии образовательного учреждения. При подаче в Гособрнадзор заявления на лицензирование был указан и вновь присоединённый филиал. По результатам проверки Роспотребнадзором по филиалу было дано отрицательное заключение в связи с большим количеством нарушений, включая отсутствие канализации, водопровода. Хотя до присоединения лицензия выдавалась при тех же условиях. Сразу же в Управлении образования района были запрошены денежные средства на проведение ремонта.
12 ноября 2013 года школе была выдана лицензия на школу, детский сад и интернат, расположенные в д.Елога.
Деньги на ремонт филиала были выделены к лету 2014 года. Работы проводились до осени. В целом было затрачено около 1 200 000 рублей. Препятствием к подаче заявления после ремонта явилось отсутствие пожарной сигнализации РСПИ «Стрелец-мониторинг». Средств на её установку не было. В 2015 году, после их поступления, был заключён договор на установку сигнализации, произведена предоплата, которая являлась обязательной. В течение года, до ноября 2015 года, компания, являющаяся единственной в Коми-Пермяцком округе, не проводила работы, ссылаясь на отсутствие антенн. В ноябре директором школы в адрес подрядчика была направлена письменная претензия. В конце ноября установлено оборудование «Стрелец-мониторинг» и тогда же в Роспотребнадзор подано заявление об обследовании филиала. В результате его рассмотрения было получено отрицательное заключение из-за несоответствия действующим требованиям воды. Нарушения были устранены в конце года, вода была хлорирована, дезодорирована.
После проведения работ на скважине директором образовательного учреждения были поданы заявления в Госпожнадзор и Роспотребнадзор. Пожарные провели обследование. Роспотребнадзор проводит проверку в течение месяца. Положительный результат позволит обратиться в лицензирующий орган.
Частью 2 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся её неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности №, выданную 12 ноября 2013 года Государственной инспекцией по надзору в сфере образования Пермского края с неограниченным сроком действия. В приложении к лицензии указаны адреса, по которым может осуществляться образовательная деятельность: <адрес>.
Следует из Устава образовательного учреждения, информации, размещённой в сети «Интернет», сведений о юридическом лице, полученных из ЕГРЮЛ, что образовательное учреждение помимо адресов, обозначенных в приложении к лицензии, осуществляло образовательную деятельность в филиалах «Чусовская начальная школа» и «Чусовской детский сад», расположенных по адресу: <адрес>.
Таким образом, учреждением не были соблюдены лицензионные требования, предусмотренные законодательством.
Факт совершения правонарушения подтверждается приказом о проведении плановой выездной проверки, протоколом об административном правонарушении, актом проверки деятельности юридического лица, учредительными документами юридического лица, лицензией и приложением к ней и не оспаривается юридическим лицом.
Проанализировав доказательства, и дав им надлежащую оценку, прихожу к выводу о виновности МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В нарушении вышеуказанных норм образовательное учреждение не приняло всех возможных мер по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
Отсутствие вредных последствий, ссылка на которое сделана представителем поселения, не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
Вместе с тем при назначении наказания следует учесть правовую позицию, содержащуюся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации N 4-П от 25 февраля 2014 года, согласно которой установленные КоАП РФ размеры штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов.
Применительно к данному делу, с учётом его конкретных обстоятельств, полагаю, что наложение на образовательное учреждение административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией состава, является чрезмерным, так как не соотносится с характером совершённого административного правонарушения, степенью вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественным и финансовым положением, и, соответственно, не обеспечивает назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Представленные представителем МБОУ «Елогская основная общеобразовательная школа» доказательства, включая сведения о размере финансирования по состоянию на 25 марта 2016 года в сумме 264 000 рублей при задолженности перед поставщиками на эту же дату в сумме 314 760, 65 рублей, объёме налогов за первый квартал в размере 42 000 рублей.
Представителем юридического лица отмечено, что в среднем в течение месяца на счёт образовательного учреждения поступает 70 000 – 80 000 рублей при только обязательных ежемесячных расходах, включающих 35 000 рублей по основным договорам, оплату за электроэнергию, 20 000 рублей за использование сети «Интернет», около 1 000 рублей за телефон, 5 000 рублей за сигнализацию «Стрелец-мониторинг», 3 000 рублей за воду, а также средства на хозяйственные расходы на 5 зданий и пр.).
В совокупности приведённые данные подтверждают тот факт, что принудительное взыскание с юридического лица штрафа даже в минимальном размере негативно повлияет на осуществление им образовательной деятельности.
Учитывая приведённые положения и установленные обстоятельства, полагаю возможным наложить на учреждение наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, предусмотренного ст. 19.20 ч. 2 КоАП РФ, принимая во внимание то, что в соответствии с ч. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 30.3 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л а:
признать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Елогская основная общеобразовательная школа» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Сумма административного штрафа перечисляется по следующим реквизитам: администратор платежей: УФК по Пермскому краю (межмуниципальный отдел МВД России «Кочевский»). Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю, БИК 045773001, КБК 18811690050056000140, ИНН 5981005888, КПП 59801001, ОКТМО 57825426, назначение платежа: административный штраф.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в 60 -дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Штраф платится через банк. Постановление вступает в силу по истечении срока его обжалования – через 10 суток со дня получения, вручения копии постановления. В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в указанный срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1 000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Юрлинский районный суд.
Судья Юрлинского районного суда
Пермского края Н.Н.Дереглазова