Гражданское дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Игумновой Е.В., при секретаре Пинтаевой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Хоринского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования «Хоринский район» о возложении обязанности провести работы по подготовке тепловых сетей к предстоящему отопительному периоду, произвести замену труб теплоснабжения, к ООО «Хоринское ТКХ» о возложении обязанности поддерживать участок тепловой сети в исправном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Бурятия обратился в суд с иском о возложении на администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанности провести работы по подготовке к предстоящему отопительному периоду тепловых сетей, а именно на участке тепловой сети <данные изъяты> произвести замену труб теплоснабжения, возложить на ООО «Хоринское ТКХ» обязанность поддерживать участок тепловой сети <данные изъяты>, в исправном состоянии.
В судебном заседании помощник прокурора Хоринского района Республики Бурятия Дугаржапов Б.Г. поддержал заявленные требования, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Хоринский район» по доверенности Галсанов Е.Д. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования прокурора признает.
Представитель ответчика генеральный директор ООО «Хоринское ТКХ» Разгуляев А.С. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав прокурора, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Федеральный закон № 190-ФЗ), полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее- Федеральный закон № 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, муниципальных округов, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, муниципальных округов, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона № 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона ( в том числе по тепло, водоснабжению и водоотведению).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 115 (далее - Правила № 115), устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей, тепловых пунктов.
На основании пункта 6.2.1. Правил № 115 при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.
Пунктом 6.2.63 Правил № 115 предусмотрено, что ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) население городских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ органы местного самоуправления, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия за счет собственных средств.
Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № 168 (далее - Правила), регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам, а также предусматривают обязательное проведение капитального ремонта коммунальных сетей в целях обеспечения их эффективной работы.
Пунктом 2.10.1 Правил предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно пункту 7.1 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 13 декабря 2000 г. № 285, в каждой организации должен быть организован плановый ремонт оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68- ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовности.
Из материалов дела следует, что администрация муниципального образования «Хоринский район», расположенная по адресу: Республика Бурятия, Хоринский район, с.Хоринск, ул.Первомайская, д. 41, 8 ноября 2002 г. зарегистрирована в качестве юридического лица (ОГРН 1020300874659), основным видом деятельности является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.1 Устава муниципального образования «Хоринский район», к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Хоринское тепло-коммунальное хозяйство» (ООО «Хоринское ТКХ»), расположенное по адресу: Республика Бурятия, Хоринский район, с.Хоринск, ул. Театральная, д. 8, 16 апреля 2019 г. зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1190327005362), основным видом деятельности является производство, передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей.
ДД.ММ.ГГГГ между МО «Хоринский район» и ООО «Хоринское ТКХ» заключено концессионное соглашение, объектом соглашения являются объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты системы теплоснабжения и централизованного холодного водоснабжения (Приложение № к концессионному соглашению). Соглашение вступило в силу со дня его подписания сторонами и действует в течении 6 (шести) лет.
Согласно указанному концессионному соглашению администрацией МО «Хоринский район» передана ООО «Хоринское ТКХ» для осуществления деятельности по предоставлению услуг теплоснабжения населению и иным потребителям объекты, тепловая сеть <адрес>.
Согласно пунктам 1, 32 вышеуказанного договора концессии, концессионер (ресурсоснабжающая организация) обязан исполнять функции по оказанию услуг теплоснабжения, поддерживать объекты концессионного соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.
Таким образом, обязанности по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону на территории <адрес> возложены на ресурсоснабжающую организацию ООО «Хоринское ТКХ», как на организацию, эксплуатирующую источники тепловой энергии, тепловые сети и на администрацию МО «Хоринский район», как на орган местного самоуправления района, в рамках исполнения полномочий по контролю за обеспечением надежного тепло- и водоснабжения, в том числе на администрацию МО «Хоринский район» в силу положений выше исследованного законодательства также возложены обязанности по обеспечению нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Хоринского района.
В соответствии с подпунктами «а,в» пункта 2.10.2. Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30 декабря 1999 г. № 168, в задачи технической эксплуатации сети входят надзор за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.
Из материалов дела следует, что согласно акту осмотра теплосети <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на участке теплосети длиной 244 метра (<данные изъяты>), износ трубы теплосети составляет более 70%, трубы изъедены ржавчиной, подвержены коррозии.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ г. заменено в <адрес> коммунальных сетей только 1,2 км., что свидетельствует о непринятии администрацией МО «Хоринский район», ООО «Хоринское ТКХ» мер в полном объеме, направленных на ликвидацию ветхих и аварийных сетей. В ходе осмотра состояния некоторых участков тепловых сетей выявлено их аварийное состояние. Ненадлежащее состояние тепловых сетей привело к возникновению в текущем отопительном сезоне аварийных ситуаций. Так, в ДД.ММ.ГГГГ г. произошел прорыв на участке магистрали тепловой сети <адрес>.
По выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ главе МО «Хоринский район» внесено представление, нарушения не устранены.
Поскольку фактическое наличие выявленного нарушения подтверждено материалами дела, признано ответчиками, учитывая законодательно закрепленную обязанность ответчиков соблюдать требования по обеспечению надежного тепло- и водоснабжения населения, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ответчиков обязанности устранить выявленные нарушения.
При таких обстоятельствах, суд считает заявленный прокурором района иск в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом срока начала отопительного сезона, считает необходимым предоставить ответчику администрации МО «Хоринский район» срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается орган местного самоуправления, выступающий по делам в качестве ответчика.
Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░42 - ░░49, ░░23 - ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░42 - ░░37, ░░43 - ░░ 44 ░░░░░░ 244 ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░