Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 апреля 2023 г.
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А., при секретаре Гагиевой Х.И, с участием представителей истца Даскиевой А.М. и Мержоева Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мержоевой Д. Х. к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Федерального дорожного агентства» и Федеральному дорожному агентству об обязании произвести выкуп части земельного участка и обеспечить доступ с автомобильной дороги к оставшейся после изъятия части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» обратилось в суд с исковым заявлением к Мержоевой Д. Х. об изъятии для государственных нужд путем прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0200001:1950 площадью 42 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 общей площадью 6181 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, и возмещением в размере 174 062 рубля.
В ходе рассмотрения дела от ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» поступило заявление об отказе от иска.
Мержоева Д.Х. обратилась в суд со встречным иском, в котором просит обязать произвести выкуп части земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, необходимой к изъятию в связи с утратой потребительской ценности после строительства и реконструкции автомобильной дороги М-29; взыскать в ее пользу рыночную стоимость части земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786, утратившей потребительскую ценность в связи со строительством и реконструкцией автомобильной дороги М-29; обязать обеспечить доступ с автомобильной дороги М-29 к части земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786 оставшейся после изъятия. В обоснование заявленных требований указано, что в результате действий ответчика по строительству и реконструкции автомобильной дорогиМ-29, земельный участок утратил потребительскую ценность, поскольку непригоден для использования по целевому назначению – для ведения личного подсобного хозяйства. Так, вдоль всего принадлежащего ей земельного участка установлен непрерывный криволинейный брус, препятствующий возможности доступа к участку; земляное полотно автомобильной дороги и водоотводные лотки расположены значительно выше существовавших ранее отметок, ввиду чего часть принадлежащего ей земельного участка постоянно подвергается затоплению.
Представитель ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Даурбеков отказ от иска к Мержоевой Д.Х. поддержал, против удовлетворения встречного иска последней возражал. При этом пояснил, что участок Мержоевой Д.Х. не попадает в придорожную зону строящейся автомобильной дороги, а также огласил поступившее ему посредством связи WHATS UP заявление Оздоева Ш. о незаконности действий Мержоевой Д.Х. в связи с нахождением на принадлежащем ей участке захоронений Оздоевых. При этом представитель ФКУ не смог суду пояснить, какое отношение Оздоев Ш. имеет к существу спора, откуда у него номер телефона Даурбекова, почему Оздоев Ш. обратился к нему, а не в суд или к руководству ФКУ).
Мержоева Д.Х., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив в суд своих представителей Даскиеву А.М. и Мержоева Ю.Л., которые поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить в полном объеме. Представитель Мержоевой Д.Х. – ее сын Мержоев Ю.Л. по поводу оглашенного представителем ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Даурбековым заявления Оздоева Ш. пояснил, что в границах земельного участка, принадлежащего его матери не находится никаких захоронений.
Третьи лица Управление Росреестра по РИ и ООО «Межевой земельный центр», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования Мержоевой Д.Х. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
К оглашенному представителем ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» заявлению Оздоева Ш. суд относится критически ввиду следующего. Из имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРН следует, что принадлежащий Мержоевой Д.Х. земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2001 году, правопритязания третьих лиц на него отсутствуют. В деле имеются полученные в ходе проведения судебной экспертизы многочисленные фотографии земельного участка с разного ракурса, а также материалы спутниковой аэрофотосъемки, из которых усматривается отсутствие на земельном участке, принадлежащем Мержоевой Д.Х., каких-либо признаков, свидетельствующих о наличии захоронений. Право собственности Мержоевой Д.Х. оппонирующей стороной по делу под сомнение не ставится. Оздоев Ш. не является участником настоящего дела, направленное им заявление представителю ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» Даурбекову на телефонный номер последнего посредством WHATS UP, значения для разрешения спора не имеет.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи решение об изъятии земельного участка принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Такое решение подлежит регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Из материалов дела следует, что государственная компания (ФКУ Упрдор «Кавказ») осуществляет деятельность по организации строительства, переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) и реконструкцией переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный- Махачкала- граница с Азербайджаном на участке км 563+100 – км 589+000, <адрес> на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №145-ФЗ»).
Мержоева Д.Х., предъявляя исковые требования, указывает, что без изъятии принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, попадающего в зону строительства объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги федерального значения М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской республикой (на Баку) и реконструкция переданной в оперативное управление автомобильной дороги федерального значения Р-217 «Кавказ» автомобильная дорога М-4 «Дон» - Владикавказ – Грозный- Махачкала- граница с Азербайджаном на участке км 563+100 – км 589+000, <адрес> (корректировка)», невозможно завершение названного объекта.
Статьей 37 Закона №145-ФЗ установлены полномочия государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог. Государственной компанией по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по осуществлению государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в том числе: обращение в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог; подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных объектов недвижимого имущества для государственных нужд Российской Федерации в целях размещения автомобильных дорог; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных изъятием; подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашения в связи с изъятием земельных участком и размещенных на них объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и размещенных на них объектов недвижимого имущества; обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых участком и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких объектов недвижимого имущества; обращение от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии с частью 2 ст. 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно частям 1, 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ») с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.
С учетом характера заявленных требований, в целях разрешения вопроса о наличии или отсутствии необходимости изъятия всего земельного участка или его части для государственных нужд, судом по настоящему делу назначена строительно-оценочная экспертиза.
Так, согласно заключению экспертизы, проведенной НОЦ «Центр судебной экспертологии им. Е.Ф Буринского ЮФУ» от ДД.ММ.ГГГГ №/Э выявлена необходимость изъятия для государственных нужд при проведении работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» с учетом требований Свода правил 34.13330.2012, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ № и Свода правил 42.13330.2011, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, и другими нормативными правовыми актами, части земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 общей площадью 6181 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Назрановский суниципальный район, с.<адрес>, принадлежащего на праве собственности Мержоевой ДХ. В частности необходимость изъятия названного земельного участка обусловлена требованиями статей 16, 24, 25, 26 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 56.3. Земельного кодекса Российской Федерации, п.4 СП 34.13330.2012 и п.11 СП 42.13330.2011.
Экспертами рассчитана площадь участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786, подлежащая изъятию как расположенная в границах придорожной полосы автомобильной дороги, равная 4860, 55 кв.м. Использование части земельного участка 4860,55 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства не представляется возможным, так как согласно положениями ФЗ № «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода запрещается распашка земельных участков, покос травы, выпас животных.
Рыночная стоимость подлежащей изъятию части площадью 4860,55 кв.м земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 с учетом округления составляет 17 728 000 руб. (семнадцать миллионов семьсот двадцать восемь тысяч рублей); при стоимости 3647,37 руб. за 1 кв.м.
Убытки, причиненные изъятием части земельного участка и других объектов недвижимости, и упущенная выгода, которая определяется в соответствии с федеральным законом составляет 350 рублей. Эксплуатация оставшейся после изъятия 4860, 55 кв.м, части земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 общей площадью 6181 кв.м с учетом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, и обеспечения беспрепятственного доступа на его территорию – возможна. Эксплуатация оставшейся после изъятия 4860,55 кв.м, части земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 общей площадью 6181 кв.м с учетом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, после строительства и реконструкции автомобильной дороги М-29 «Кавказ» с учетом рельефа территории - возможна.
Разрешая спор и удовлетворяя иск Мержоевой Д.Х., суд исходит из установленной необходимости изъятия у Мержоевой Д.Х. части земельного участка для нужд Российской Федерации площадью 4860,55 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200002:1786. Определяя стоимость изымаемого земельного участка суд исходит из достоверности заключения, полученного по результатам проведения судебной экспертизы о необходимости изъятия части земельного участка и определения ее стоимости, в связи с чем считает возможным определить подлежащее взысканию возмещение в приведенном размере – 17 728 350 рублей.
Заключение экспертизы, проведенной НОЦ «Цетр судебной экспертологии им. Е.Ф Буринского ЮФУ» от ДД.ММ.ГГГГ №/Э отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим необходимость изъятия части земельного участка и ее рыночную стоимость.
Между тем, к заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ООО «Бизнес Технологии Инновации – инжгео» суд относится критически, поскольку оно содержит ряд нарушений норм и правил проведения экспертизы, определенных требованиями Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Так, в нарушение ст. 25 названного закона при проведении экспертизы допущены следующие нарушения: экспертиза, порученная директором организации троим экспертам, проводилась одним, у которого отсутствует образование в области землеустроительной и оценочной деятельности; отсутствуют постраничные подписи эксперта и печати учреждения; во вводной части заключения отсутствуют сведения об объектах исследования, а именно о земельном участке 06:05:0200001:1786;
отсутствуют фотоматериалы, иллюстрирующие заключение эксперта, а именно – натурное обследование, поскольку оно не проводилось; отсутствуют сведения об участниках процесса.
Вывод эксперта об отсутствии необходимости изъятия части земельного участка Мержоевой Д.Х. (по первому вопросу, поставленному перед экспертизой) сформулирован без учета требований п.12.14 СП 34.13330.2012 и п.12.11 СП 34.13330.2021; без проведения натурного обследования земельного участка и прилегающей территории; без обследования фактического влияния конструктивных элементов автомобильной дороги на исследуемый земельный участок, в том числе на предмет размыва его территории вследствие устройства водопропускной трубы в непосредственной близости к границам участка; без анализа наличия конструктивных решений по защите угодий от размыва и заиления; без объективного анализа фактической возможности беспрепятственного доступа к объекту.
Уклонение эксперта от проведения натурного обследования объекта исследования – земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 и прилегающей территории, в том числе соответствующего участка автомобильной дороги М-29, повлекшее необоснованный вывод об отсутствии необходимости изъятия части земельного участка Мержоевой Д.Х., повлияло на формирование необоснованных выводов по остальным вопросам, поставленным перед экспертом.
Установленные судом и подтвержденные рецензией №/Р от ДД.ММ.ГГГГ СЧУ «Центр судебных экспертиз» нарушения, допущенные экспертом ООО «Бизнес Технологии Инновации – инжгео», влекут недопустимость доказательства – заключения экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, заявленные Мержоевой Д.Х. требования подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом заключения экспертизы, проведенной НОЦ «Цетр судебной экспертологии им. Е.Ф Буринского ЮФУ» от ДД.ММ.ГГГГ №/Э.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» от исковых требований к Мержоевой Дугурхан Х. Х. об изъятии для государственных нужд путем прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 06:05:0200001:1950 площадью 42 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 06:05:0200001:1786 общей площадью 6181 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, с.<адрес>, и возмещением в размере 174 062 рубля.
В связи с отказом от иска в указанной части производство по делу прекратить.
Встречное исковое заявление Мержоевой Д. Х. к ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» об обязании произвести выкуп части земельного участка и обеспечить доступ с автомобильной дороги М-29 к оставшейся после изъятия части земельного участка удовлетворить.
Обязать ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» выкупить часть земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, необходимой к изъятию в связи с утратой потребительской ценности после строительства и реконструкции автомобильной дороги М-29, площадью 4860,55 кв.м.
Взыскать с ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» в пользу Мержоевой Д. Х. рыночную стоимость части земельного участка с кадастровым номером 06:05:02:00001:1786, площадью 4860,55 кв.м, утратившей потребительскую ценность в связи со строительством и реконструкцией автомобильной дороги М-29, в размере 17 728 000 рублей (семнадцать миллионов семьсот двадцать восемь тысяч рублей), а также убытки, причиненные изъятием части земельного участка и упущенную выгоду – 350 (триста пятьдесят) рублей.
Обязать ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ» обеспечить доступ с автомобильной дороги М-29 к части земельного участка с кадастровой стоимостью 06:05:02:00001:1786 площадью 1320,45 кв.м, оставшейся после изъятия части площадью 4860,55 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде.
Решение суда в окончательном виде изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда РИ Г.А.Мурзабеков