Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2036/2021 ~ М-2008/2021 от 10.09.2021

Дело № 2- 2036/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года г. Новотроицк

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кирилловой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Астафьевой Е.В.,

с участием представителя истца Вавиловой С.Ю.,

представителя ответчика ОПФР по Оренбургской области Алексеевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2036/2021 по иску Малышевой И.С. к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании права на досрочную страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Малышева И.С. обратилась в суд с иском о признании права на досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование своих требований указала, что 13.07.2020 она обратилась в пенсионный фонд с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013. Решением начальника УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) от 29.07.2021 ей было отказано в признании права на досрочную страховую пенсию по старости и в зачете в специальный стаж в льготном исчислении 1 год как за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 25.12.1990 по 31.12.1990 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан, периодов донорских дней: 22.12.1995, с 16.01.1997 по 17.01.1997, с 20.01.1997 по 21.01.1997, а также в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении 1 год как за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 01.01.1991 по 23.11.1992 в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан. Указанное решение считает незаконным и нарушающим её конституционные и пенсионные права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Истец просит суд признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»; признать незаконным и отменить решение начальника УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) от 29.07.2021 в части отказа в признании права на досрочную страховую пенсию по старости и в зачете в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периода работы с 25.12.1990 по 31.12.1990 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан, периодов донорских дней: 22.12.1995, с 16.01.1997 по 17.01.1997, с 20.01.1997 по 21.01.1997, а также в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периодов работы с 01.01.1991 по 23.11.1992 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан; обязать УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) включить в специальный стаж и в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении 1 год как за 1 год и 6 месяцев вышеназванные периоды работы; взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг и государственной пошлины.

Протокольным определением от 11.10.2021 судом произведена замена ответчика на ОПФР по Оренбургской области.

Истец Малышева И.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя Вавиловой С.Ю.

Представитель истца Вавилова С.Ю., действующая на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика Алексеева С.Г. возражала против исковых требований по основаниям указанным в возражениях.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Исходя из смысла ст. 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно положениям ст.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действовавшего до 01.01.2015, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с указанным Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Указанное положение закреплено и в ч. 3 ст.2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.

В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29.12.2013 №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665).

Подпунктом "н" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 1 раздела 2 (Врачи и другие медицинские работники) Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397) предусмотрены акушерки родильных домов.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464 были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Учитывая то, что в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, суд считает, что следует руководствоваться Номенклатурой медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1183н), а также Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», действовавшим до 01.12.2008, в соответствии с которым должность акушерки отнесена к среднему медицинскому персоналу.

Судом установлено, что истец 13.07.2020 обратилась в УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Решением Начальника УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) от 29.07.2021 в стаж Малышевой И.С. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включены периоды в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периода работы с 25.12.1990 по 31.12.1990 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан; периодов донорских дней 22.12.1995, с 16.01.1997 по 17.01.1997, с 20.01.1997 по 21.01.1997, в страховой стаж и в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не включен период работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев с 01.01.1991 по 23.11.1992 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан. Из указанного решения следует, что продолжительность стажа истца дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в рамках ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ на дату вынесения решения составил 29 лет 07 месяцев 18 дней, в связи с чем в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ истцу было отказано.

Из трудовой книжки Малышевой (Комиссаровой) И.С. следует, что:

- 05.08.1986 принята на завод «Стройматериалы» подсобно-транспортной рабочей 1 разряда в цех по производству известковой муки и извести;

- 06.09.1986 уволена по окончанию периода временных работ, п.2 ст29 КЗОТ РСФСР;

- 20.08.1986 зачислена на 2 курс акушерского отделения САММУ им.В.И.Иванова;

- 27.03.1989 отчислена в связи с окончанием училища;

- 01.05.1989 зачислена в Самаркандскую инфекционную больницу №1 на должность медсестры;

- 01.06.1989 переведена на должность акушерки;

- 24.12.1990 уволена с занимаемой должности в связи с выездом, сменой рег.;

- 24.12.1990 зачислена в Самаркандский роддом акушерской в акушерское отделение;

- 23.11.1992 уволена с занимаемой должности в связи с выездом с г. Самарканда;

- 08.02.1993 принята в больницу пос. Энергетик медицинской сестрой акушерского отделения;

- 10.02.1997 освобождена от работы в порядке перевода в Будамшинскую больницу;

- 10.02.1997 принята переводом акушеркой Будамшинской участковой больницы;

- 25.06.2001 государственное учреждение здравоохранения Новоорская центральная районная больница переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения Новоорская центральная районная больница;

- 16.07.2007 переведена медицинской сестрой аптеки;

- 25.10.2010 переведена медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета районной больницы пос. Энергетик;

- 05.09.2011 муниципальное учреждение здравоохранения «Новоорская центральная районная больница» переименовано в муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Новоорская ЦРБ»;

- 01.01.2014 муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Новоорская центральная районная больница переименовано в государственное автономное учреждение здравоохранения «Новоорская районная больница»;

- 01.06.2020 подано письменное заявление о предоставлении работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст.66.1 ТК РФ.

Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона №400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона №400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (включающего Российскую Федерацию и Республику Узбекистан) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст.1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 ст.6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Согласно письму Минтруда России от 29.01.2003 №203-16 трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В силу положений ст.11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Рассматривая требования истца о включении в стаж истца дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев период работы с 25.12.1990 по 31.12.1990 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан, включенных Пенсионным органом добровольно в календарном порядке и требования о включении в страховой стаж и в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периодов работы истца в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан с 01.01.1991 по 23.11.1992 суд приходит к следующему.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п.4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Пунктом 5 Рекомендаций установлено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Абзацем 2 п.1 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 №1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР» установлено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.

Порядок пенсионного обеспечения, изложенный в настоящем письме, распространяется на граждан, постоянно проживающих (зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке) на территории России или признанных в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами (п.5 письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 №1-369-18).

Работа истца в спорные период проходила на территории Узбекистана. Порядок реализации конституционного права граждан Республики Узбекистан на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, устанавливает единую систему государственных пенсий, порядок их назначения, исчисления, перерасчета и выплаты определяется Законом Республики Узбекистан от 03.09.1993 №938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» нормами которого не предусмотрена возможность назначения досрочной страховой пенсии акушеркам акушерских отделений роддомов. Вышеназванным Законом Республики Узбекистан предусмотрен институт досрочной пенсии в соответствии с которым право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста, в том числе имеют врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список №3, часть VIII).

Согласно приказу Минздрава России от 29.01.1999 №28, утвердившему перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (в том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям.

Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 предусмотрены отделения хирургического профиля стационара. Поскольку представленными документами факт работы в стационаре не подтвержден истцом, требования о применении льготного исчисления как 1 год за 1 год и 6 месяцев к периодам работы истца с 25.12.1990 по 31.12.1990 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан не подлежат удовлетворению.

При рассмотрении требования о включении в страховой стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев периодов донорских дней: 22.12.1995, с 16.01.1997 по 17.01.1997, с 20.01.1997 по 21.01.1997 суд приходит к следующему.

Из оспариваемого решения начальника УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) следует, что периоды работы Малышевой И.С., в которые имели место спорные донорские дни (22.12.1995, с 16.01.1997 по 17.01.1997, с 20.01.1997 по 21.01.1997), с февраля 1993 года по февраль 1997 года в должностях акушерки и медицинской сестры акушерско-гинекологического отделения ГАУЗ Новоорская районная больница включены в её специальный стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев.

Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе при исполнении государственных или общественных обязанностей

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу п. 4 названных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Факт предоставления истцу донорских дней приказами работодателя подтверждается уточняющей справкой ГАУЗ «Новоорская районная больница» от 22.07.2020, не оспаривается ответчиком и включен им в стаж истца дающий право на досрочное назначение пенсии в календарном исчислении.

В силу ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы. В случае, если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха. После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов. При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

Аналогичные положения содержались в ранее действующем до 1 февраля 2002 года законе - ст. 114 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов» №125-ФЗ от 20.07.2012, государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в письме Пенсионного фонда РФ от 07.12.1998 №06-28/10740 О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней, работникам, являющимся донорами (ст. 114 КЗоТ РФ), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении №59-О-О от 26.01.2010, в соответствии с Законом Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» донорство крови и ее компонентов, которые используются для медицинской помощи и могут быть получены только от человека, является свободно выраженным добровольным актом гражданина. Гражданин совершает этот акт с риском для собственного здоровья в интересах охраны жизни и здоровья других людей, а значит в интересах государства и общества в целом. Поэтому государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

Действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо исключений об исчислении в календарном порядке для специального стажа указанных дней отдыха (донорских дней).

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что поскольку периоды работы в течение которых были предоставлены донорские дни включены в специальный стаж истца дающий право на досрочное пенсионное обеспечение были зачтены в льготном исчислении, то указанные донорские дни также подлежат включению в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев в связи с чем требования истца в части признания незаконным и отмене решение начальника УПФР в г.Новотроицке (межрайонного) в части отказа в зачете в её специальный стаж в льготном исчислении указанных донорских дней и обязании ответчика включить указанные периоды в специальный стаж подлежат удовлетворению.

При рассмотрении требований о включении в страховой стаж и в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периода работы в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев с 01.01.1991 по 23.11.1992 - в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан, суд приходит к следующему.

В период с 01.01.1991 по 23.11.1992 Малышева И.С. работала в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан.

Согласно абзацу 3 пункта 3.5 «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, периоды работы за границей после 01.01.1991 засчитываются в трудовой стаж при условии уплаты установленных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 года.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 №2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств- участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Спорные периоды работы, которые просит истец включить в страховой стаж, приходятся на время до 13.03.1992 и после 13.03.1992, при этом работа истца протекала в Республике Узбекистан.

При таких обстоятельствах периоды работы Малышевой И.С. подлежат включению в страховой стаж только при соблюдении условий, предусмотренных ч.2 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно в случае, если законодательством Российской Федерации или международным договором предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации либо в случае, если за такие периоды уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Доказательств уплаты страховых взносов за истца в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в период с 13.03.1992 по 23.11.1992 суду не представлено.

Таким образом, требования истца подлежат удовлетворению о включении в страховой стаж периодов работы с 01.01.1991 по 12.03.1992 в должности акушерки акушерского отделения Самаркандского роддома Республики Узбекистан в календарном порядке.

Разрешая требования истца о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд приходит к следующему.

Согласно ч.1.1. ст.30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

С учетом периодов работы, ранее зачтенных ответчиком Малышевой И.С. и периодов зачтенных в судебном порядке на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (13.07.2020) стаж истца дающий право на досрочную страховую пенсию по старости составил свыше 30 лет.

Частью 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Требования Малышевой И.С. о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат удовлетворению.

Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст.88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам относятся расходы на оплату услуг представителей, другие расходы, признанные судом необходимыми.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ).

В подтверждении расходов по оплате юридических услуг суду представлен чек от 09.08.2021 на сумму 15 000 руб. С учетом требований разумности и справедливости, сложности дела, объема оказанной юридической помощи, собранных представителем по делу документов и участия представителя в одном непродолжительном по времени судебном заседании суд приходит к выводу о возможности взыскания с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 7 000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 20 ░. 1 ░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 ░. № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 29.07.2021 ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░ ░░ 1 ░░░ ░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ 22.12.1995, ░ 16.01.1997 ░░ 17.01.1997, ░ 20.01.1997 ░░ 21.01.1997.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.01.1991 ░░ 12.03.1992 - ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7 000 ░░░. ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░., ░ ░░░░░ 7 300 (░░░░ ░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░.    

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.11.2021░.

░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

2-2036/2021 ~ М-2008/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Малышева Ирина Сергеевна
Ответчики
УПФР в г. Новотроицке Оренбургская область
Государственное учреждение –Отделение Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области
Суд
Новотроицкий городской суд Оренбургской области
Судья
Кириллова Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
novotroitsky--orb.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2021Передача материалов судье
15.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021Дело оформлено
01.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее