УИД: 66RS0009-01-2022-001556-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2022 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Зевайкиной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Павленко Д.А.,
с участием: истца Сазонтова А.Н.,
представителя ответчика Лисициной Н.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 № Д/126,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1450/2022 по иску Сазонтова А.Н. к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов трудовой деятельности в пенсионный стаж, перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
05.05.2022 года Сазонтов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов трудовой деятельности в пенсионный стаж, перерасчете пенсии.
В обоснование заявления указано, что истец достиг возраста 61 года и явлется получателем пенсии по старости. Пенсия начислена и выплачивается через ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховая пенсия назначена истцу на основании ст.8 вышеуказанного Закона с 17.02.2022. Для назначения пенсии истец своевременно обратился в Пенсионный фонд, предоставив трудовую книжку № выданную 19.06.1981 и другие необходимые документы. Однако при назначении пенсии в трудовой стаж не был включен период работы с 18.05.1995 по 17.08.1998 в должности директора АОЗТ «Уралтехпромпроект», длительностью 39 месяцев, что подтверждается записями - пунктами 18-19 в трудовой книжке. Таким образом, из трудового стажа, дающего право на назначение пенсии по старости, необоснованно был исключен период трудовой деятельности общей длительностью 39 месяцев. С данным решением пенсионного фонда не согласен, так как оно вынесено вопреки требованиям закона, поскольку основания для невключения указанного периода в трудовой стаж в действительности отсутствуют. Истец обратился в пенсионный фонд с заявлением о пересчете размера пенсии. В ответ получил решение об отказе в пересчете пенсии №326026/22 от 13.04.2022, который был произведен па основании п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Причиной для отказа в пересчете пенсии послужило следующее: запись в трудовой книжке об увольнении из АОЗТ «Уралтехпромпроект» не заверена печатью предприятия.
В судебном заседании истец поддержал основание и предмет исковых требований по доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Суду пояснил, что в спорный период работал директором АОЗТ «Уралтехпромпроект», сведения о работе были внесены в трудовую книжку, при увольнении печать учреждения не была поставлена в трудовую книжку. Просил произвести перерасчет пенсии с даты ее назначения.
Представитель ответчика Лисицина Н.В., действующая на основании доверенности от 01.10.2021 № Д/126, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца свидетель М.С.Ю. суду пояснил, что работал с 1994 по 1996 года в АОЗТ «Уралтехпромпроект» в должности заместителя директора, истец в данный период работал директором.
Свидетель Г.О.П. суду указала, что работала в АОЗТ «Уралтехпромпроект» с 1994 по 1996 года в должности бухгалтера, истец работал в спорный период времени директором.
Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.7; ст.37, ч.3; ст. 39, ч.1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Сазонтов А.Н. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 17.02.2022 года.
Согласно установленным правилам право оценивать документы, представленные для назначения и выплаты пенсии, принадлежит территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации (п.22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному обеспечению, их назначения, установления и перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии», утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 года № 884н).
Решение о назначении и выплате пенсии принимается территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения представленных документов, которые в полном объеме должны отражать сведения о фактах и обстоятельствах, которые они подтверждают.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа установлены ст. 14 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, предусматривающие два порядка подсчета страхового стажа:
отношении периодов работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Закон № 27-ФЗ). Данные периоды подтверждаются документально, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными или муниципальными органами;
в отношении периодов работы и иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которые подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичный порядок подтверждения страхового стажа застрахованного лица рекомендовано применять судам при рассмотрении исковых требований о включении периодов работы в страховой стаж (п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30).
В соответствии с Правилами № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
года ФИО1 обратился в ОПФР с электронным заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При назначении пенсии в страховой стаж истца Отделением ПФР по Свердловской области не был включен период работы в АОЗТ «Уралтехпромпроект» с 18.05.1995 года по 17.08.1998 года в должности директора, так как записи в трудовой книжке на № 18-19 оформлены с нарушениями трудового законодательства.
Согласно статье 13 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы в данном предприятии, в учреждении, организации, заверяются подписью руководителя предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченного им лица и печатью организации.
В представленной истцом трудовой книжке запись об увольнении № 19 не заверена печатью.
В связи с этим, указанный период работы, отраженный в трудовой книжке, требует подтверждения дополнительными документами.
Для подтверждения спорного периода специалистами Отделения ПФР по Свердловской области был направлен запрос в МКУ «Муниципальный архив социальноправовых документов города Нижний Тагил».
Согласно ответа, полученного на запрос Отделения ПФР по Свердловской области, подтвердить трудовой стаж истца не представляется возможным, так как документы по личному составу АОЗТ «Уралтехпромпроект» на муниципальное хранение не поступали.
Оценивая трудовую книжку истца, суд приходит к выводу о признании данной трудовой книжки в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку записи в трудовой книжке истца имеют последовательный характер, не содержат исправлений либо неполных сведений, записи работодателя о приеме внесены на основании соответствующих приказов.
Данные сведения ответчиком в нарушение положений ст. ст.56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты.
Факт работы Сазонтова А.Н. в спорный период директором АОЗТ «Уралтехпромпроект», помимо записей в трудовой книжке также подтвержден и показаниями свидетелей М.С.Ю. и Г.О.П., допрошенных в судебном заседании, факт работы которых в одно и то же время с истцом подтвержден трудовыми книжками, копии которых приобщены к материалам дела.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей полностью согласуются со сведениями, указанными в трудовой книжке истца, у суда сомнения не вызывают, какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела, судом не установлено.
Период трудовой деятельности свидетелей представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Суд полагает, что в данном случае допустимыми будут являться свидетельские показания, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе и показания свидетелей.
Оценивая показания допрошенных свидетелей на предмет их достоверности с позиции ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание то обстоятельство, что данные показания являются последовательными и непротиворечивыми, соответствуют доводам истца. Допрошенные свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, у свидетелей нет заинтересованности в исходе дела. Со стороны ответчика не представлено доказательств, опровергающих данные свидетельские показания.
При указанных обстоятельствах, суд находит установленным факт осуществления Сазонтовым А.Н. трудовой деятельности в период 18.05.1995 по 17.08.1998 в должности директора в АОЗТ «Уралтехпромпроект».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца зачесть данный период в стаж при назначении пенсии, являются законными и обоснованными, спорный период подлежит включению в стаж истца в календарном исчислении.
Включение спорного периода трудовой деятельности в страховой стаж истца, является основанием для перерасчета пенсии.
В абзаце 2 п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30, содержатся разъяснения о том, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня его обращения с заявлением в указанный орган, либо с более раннего срока.
Истцом заявлены требования о перерасчете пенсии с даты ее назначения.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что истцу во включении спорного периода трудовой деятельности в страховой стаж, при назначении пенсии, было отказано необоснованно. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании за ним права на перерасчет пенсии, начиная с даты ее назначения. Датой назначения пенсии истцу согласно материалам выплатного дела является 17.02.2022.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сазонтова А.Н. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении спорного периода в страховой стаж, перерасчете пенсии удовлетворить.
Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области включить в страховой стаж Сазонтова А.Н. период работы с 18.05.1995 по 17.08.1998 в должности директора в АОЗТ «Уралтехпромпроект», и произвести перерасчет пенсии, назначенной Сазонтову А.Н., с учетом периода, подлежащего включению в страховой стаж, с 17.02.2022.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда.
Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2022.
Председательствующий