Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 20 декабря 2023 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Лязиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2130/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Раздольное» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков, с учетом уточнений:
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 006 054 рубля;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 11 173 179 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 999 068 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 8 100 840 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 592 646 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 388 351 рубль;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 10 253 958 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 582 975 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 256 647 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 139 586 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 20 225 373 рубля;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 263 007 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 042 829 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 336 234 рубля;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 842 326 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 4 156 253 рубля;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 519 448 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 525 461 рубль;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 6 081 059 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 7 979 327 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 5 699 430 рублей;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 11 145 322 рубля.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником и сособственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, а также арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, в отношении которых установлена кадастровая стоимость, не соответствующая рыночной стоимости объектов, определенной в отчете об оценке. Данное обстоятельство нарушает права и обязанности административного истца, поскольку влечет завышенный размер налоговых платежей в отношении принадлежащих и арендуемых земельных участков. Договорами аренды предусмотрено возмещение арендодателю суммы уплаченного земельного налога.
В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица ППК Роскадастр в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, администрация муниципального района Камышлинский Самарской области, администрация сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области, администрация сельского поселения Балыкла муниципального района Камышлинский Самарской области, администрация сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области, Билалов М.Р., Просекова Г.Р., Вафин М.Р., Амиров Х.Ю., Хайруллина М.М., Усманова Ф.С., Хасанова Р.Н., Гиматдинова Ф.Н., Сагирова Н.Х., Юсупов Р.Р., Фардеев Р.В., Каримов И.М., Акмаев С.С., Каняев И.М., Абсаттаров Р.А., Амирова И.А., Сафина Г.М., Аглиуллина М.М., Аглиуллин Ф.Н., Шакуров М.З., Фархутдинов Г.К., Губайдуллина А.З., Фардеева И.А., Аглиуллин Р.Г., Аглиуллина А.Н., Акмаев С.С., Галимова Ф.И., Аглиуллина Н.Г. извещены о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не поступило.
В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость земельных участков, определенная в отчетах об оценке, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты недвижимого имущества.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость служит налоговой базой для налога на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества и налога на имущество физических лиц (статьи 375 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации). Кроме того, она устанавливается для целей выкупа или аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 39.20 и пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 и 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ – 1 марта 2018 года.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником и сособственником совместно с заинтересованными лицами земельных участков:
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 4199861 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 7215000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 2150000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 5106000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства,
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 17199909 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>; площадью 2494001 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, площадью 7842191 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3955983 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3233334 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 2484000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3026000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 5162000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3915668 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 3649000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования;
с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, площадью 5614500 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Административным истец является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на основании договора аренды земельного участка № 2 от 28.04.2016. Договором аренды предусмотрена арендная плата из расчета на 1/324 долю в праве общей долевой собственности в виде продукции и услуг. При этом арендатор компенсирует арендодателю сумму земельного налога на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, фонд перераспределения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на основании договор аренды земельного участка № 4/03-16-ПА-АД от 25.07.2016, заключенного с м.р. Камышлинский Самарской области;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, на основании договора аренды земельного участка № 3 от 11.10.2017, заключенного с с.п. Балыкла м.р. Камышлинский самарской области;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства на основании договора аренды земельного участка № 4 от 11.08.2016. Договором аренды предусмотрена арендная плата из расчета на 19/288 доли в праве общей долевой собственности в виде продукции и услуг. При этом арендатор компенсирует арендодателю сумму земельного налога на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на основании договор аренды земельного участка № 5 от 22.09.2016. Договором аренды предусмотрена арендная плата из расчета на 1/73 доли в праве общей долевой собственности в виде продукции и услуг. При этом арендатор компенсирует арендодателю сумму земельного налога на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>; площадью 3312000 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, на основании договора аренды земельного участка № 1 от 11.10.2017, заключенного с с.п. Балыкла м.р. Камышлинский Самарской области;
- с кадастровым номером №, по почтовому адресу ориентира: <адрес>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, на основании договора аренды земельного участка № 1 от 11.09.2018, заключенного с с.п. Новое Усманово м.р. Камышлинский Самарской области.
Актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2022:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 20 831 079 рублей 54 коп., АОКС -63/2023/000087 от 28.03.2023, о чем сведения в ЕГРН внесены 31.03.2023,
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 87 891 534 рубля 99 коп., АОКС-63/2023/000075 от 21.03.2023, о чем сведения в ЕГРН внесены 25.03.2023,
- в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 1 437 003 рубля 20 коп., АОКС-63/2023/000075 от 21.03.2023, о чем сведения в ЕГРН внесены 25.03.2023.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 определена кадастровая стоимость спорных земельных участков:
с кадастровым номером № в размере 43 161 238 рублей 08 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 08.02.2023
с кадастровым номером № в размере 12 893 573 рублей 27 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 14.01.2023
с кадастровым номером № в размере 15 846 000 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 14.01.2023
с кадастровым номером № в размере 22 984 261 рубль 23 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 03.01.2023
с кадастровым номером № в размере 11 284 335 рублей 66 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 28.01.2023
с кадастровым номером № в размере 37 950 900 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 08.02.2023
с кадастровым номером № в размере 11 588 500 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 28.01.2023
с кадастровым номером № в размере 27 419 220 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 28.01.2022
с кадастровым номером № в размере 15 028 200 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 14.01.2023
с кадастровым номером № в размере 7 381 660 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 09.03.2023,
с кадастровым номером № в размере 18 277 040 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 09.03.2023,
с кадастровым номером № в размере 17 912 140 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 08.02.2023,
с кадастровым номером № в размере 11 297 824 рубля 53 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 09.03.2023,
с кадастровым номером № в размере 20 998 080 рублей, о чем сведения в ЕРН внесены 28.01.2023,
с кадастровым номером № в размере 22 006 054 рубля 16 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 08.02.2023,
с кадастровым номером № в размере 16 019 110 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 27.01.2023,
с кадастровым номером № в размере 23 524 755 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 03.01.2023,
с кадастровым номером № в размере 20 178 000 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 27.01.2022,
с кадастровым номером № в размере 38 662 001 рублей 63 коп., о чем сведения в ЕГРН внесены 09.03.2023.
Административный истец, будучи собственником и собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, сособственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, является плательщиком земельного налога. В отношении земельного участка с кадастровым номером № пунктом 3.1 договора аренды земельного участка № 2 от 28.04.2016 предусмотрена обязанность административного истца по компенсации арендатором – ООО СХП «Раздольное» арендодателю суммы уплаченного земельного налога; аналогичная обязанность административного истца предусмотрена в отношении земельного участка с кадастровым номером № пунктом 3.1 договора аренды земельного участка № 5 от 22.09.2016 и в отношении земельного участка с кадастровым номером № пунктом 3.1 договора аренды земельного участка № 4 от 11.08.2016. Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № № находятся в неразграниченной собственности, административный истец, будучи арендатором указанных земельных участков, обладает преимущественным правом их выкупа без проведения торгов, цена которых определяется в размере не более их кадастровой стоимости (ст. 39.4 Земельного кодекса РФ).
Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога, а также выкупной цены земельных участков.
Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 21.09.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.
Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № 20/03-23/1 от 08.06.2023 оценщика Рыбаковой Н.В. оценочной организации ООО «Независимый кадастровый центр» об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 земельных участков
с кадастровым номером № в размере 6 006 054 рубля;
с кадастровым номером № в размере 11 173 179 рублей;
с кадастровым номером № в размере 6 999 068 рублей;
с кадастровым номером № в размере 3 263 007 рублей;
с кадастровым номером № в размере 5 042 829 рублей;
с кадастровым номером № в размере 7 336 234 рубля;
с кадастровым номером № в размере 842 326 рублей;
с кадастровым номером № в размере 4 156 253 рубля;
с кадастровым номером № в размере 5 519 448 рублей;
с кадастровым номером № в размере 8 100 840 рублей;
с кадастровым номером № в размере 6 592 646 рублей;
с кадастровым номером № в размере 5 388 351 рубль;
с кадастровым номером № в размере 6 525 461 рубль;
с кадастровым номером № в размере 6 081 059 рублей;
с кадастровым номером № в размере 7 979 327 рублей;
с кадастровым номером № в размере 10 253 958 рублей;
с кадастровым номером № в размере 3 582 975 рублей;
с кадастровым номером № в размере 5 699 430 рублей;
с кадастровым номером № в размере 7 256 647 рублей;
с кадастровым номером № в размере 4 139 586 рублей;
с кадастровым номером № в размере 20 225 373 рубля;
с кадастровым номером № в размере 11 145 322 рубля.
Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.
Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости каждого земельного участка основано на полном и объективном анализе индивидуальных ценностных характеристик объектов и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке не выявлено.
С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке выводам о величине рыночной стоимости каждого земельного участка на дату кадастровой оценки, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объектов, и внесение их в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанных объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, подлежат удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 21.09.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск общества с ограниченной ответственностью сельскохозяйственное предприятие «Раздольное» удовлетворить.
Установить по состоянию на 01.01.2022 кадастровую стоимость земельных участков:
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 6 006 054 (шесть миллионов шесть тысяч пятьдесят четыре) рубля,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 11 173 179 (одиннадцать миллионов сто семьдесят три тысячи сто семьдесят девять) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 6 999 068 (шесть миллионов девятьсот девяносто девять тысяч шестьдесят восемь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 8 100 840 (восемь миллионов сто тысяч восемьсот сорок) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 6 592 646 (шесть миллионов пятьсот девяносто две тысячи шестьсот сорок шесть) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 5 388 351 (пять миллионов триста восемьдесят восемь тысяч триста пятьдесят один) рубль,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 10 253 958 (десять миллионов двести пятьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят восемь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 582 975 (три миллиона пятьсот восемьдесят две тысячи девятьсот семьдесят пять) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 7 256 647 (семь миллионов двести пятьдесят шесть тысяч шестьсот сорок семь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 4 139 586 (четыре миллиона сто тридцать девять тысяч пятьсот восемьдесят шесть) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 20 225 373 (двадцать миллионов двести двадцать пять тысяч триста семьдесят три) рубля,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 263 007 (три миллиона двести шестьдесят три тысячи семь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 5 042 829 (пять миллионов сорок две тысячи восемьсот двадцать девять) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 7 336 234 (семь миллионов триста тридцать шесть тысяч двести тридцать четыре) рубля,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 842 326 (восемьсот сорок две тысячи триста двадцать шесть) рублей;
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 4 156 253 (четыре миллиона сто пятьдесят шесть тысяч двести пятьдесят три) рубля,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 5 519 448 (пять миллионов пятьсот девятнадцать тысяч четыреста сорок восемь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 6 525 461 (шесть миллионов пятьсот двадцать пять тысяч четыреста шестьдесят один) рубль,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 6 081 059 (шесть миллионов восемьдесят одна тысяча пятьдесят девять) рублей;
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 7 979 327 (семь миллионов девятьсот семьдесят девять тысяч триста двадцать семь) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 5 699 430 (пять миллионов шестьсот девяносто девять тысяч четыреста тридцать) рублей,
с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 11 145 322 (одиннадцать миллионов сто сорок пять тысяч триста двадцать два) рубля.
Датой подачи заявления в суд считать 21.09.2023.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 29.12.2023.
Судья И.А. Щетинкина