Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-26/2020 от 05.02.2020

№12-26/2020

Р Е Ш Е Н И Е

16 марта 2020 года с. Шаркан

Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Макарова Т.П., при секретаре Апкаликовой В.А.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Ложкина Е.Е.,

его защитника – Поликарповой Ф.Е.,

представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике – Барановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Кубашевой С.В. от 14 января 2020 года по делу об административном правонарушении, которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Кубашевой С.В. от 14 января 2020 года Ложкин Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Ложкин Е.Е. в установленный законом срок обратился в суд с жалобой, в которой указал, что обжалуемое постановление является незаконным, поскольку его вина в совершении административного правонарушения не доказана, обследование земельного участка проведено в его отсутствие, не доказан факт причинения ущерба, размер ущерба, не установлена причинно-следственная связь; заявитель является владельцем доли в праве собственности на землю, земельный участок не сформирован, границы его не определены; доказательств того, что земельный участок испорчен заявителем, не имеется, заявитель является пенсионером, <***> с 2018 года, по состоянию здоровья на земельном участке бывает редко, домашних животных не держит, лесопилки не имеет, следовательно залить землю навозом и засыпать опилками не мог.

В судебном заседании Ложкин Е.Е. и его защитник Поликарпова Ф.Е. жалобу и изложенные в ней доводы поддержали, дополнительно указали на то, что приведенные в обжалуемом постановлении кадастровые номера земельных участков не соответствуют кадастровому номеру земельного участка, принадлежащего Ложкину Е.Е., указанному в свидетельстве о государственной регистрации права.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Баранова Е.Ю. полагала, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.

Выслушав указанных выше лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Исходя из положений ст.ст.1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения. Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.30.6, ст.30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в перечень которых входит и категория «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с п.1 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) (п.1 ст.78 ЗК РФ).

В силу ст.1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

В соответствии со ст.58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу положений ст.12 ЗК РФ, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со ст.13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, проводить мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв возложена на собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов сельскохозяйственных земель.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2019 года в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут в ходе проведения плановой выездной проверки на основании приказа Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 26 августа 2019 №01-03/18-745 при обследовании земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования «Бородулинское» на предмет соблюдения требований действующего земельного законодательства РФ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 18:22:009001:368, расположенном в 300 метрах южнее д.Бородули Шарканского района УР, входящим в единое землепользование с кадастровым номером 18:22:000000:447, выявлено загрязнение в виде перекрытия плодородного слоя почвы жидким навозом КРС и древесными опилками на площади в 1,0 га.

GPS-навигатором GARMIN DAKOTA 10 определены географические координаты места загрязнения: N 57°25"53,1" Е 054°10"28,6"; N 57°25"52,5", Е 054°10"28,8".

При помощи программы для просмотра спутниковых карт высокого разрешения SAS.Планета проведено определение точек координат, путем совмещения с публичной кадастровой картой, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в результате чего установлен кадастровый номер земельного участка – 18:22:009001:368, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 18:22:000000:447.

Согласно выписке из ЕГРН от 27 сентября 2019 года, земельный участок с кадастровым номером 18:22:009001:368 входит в состав земельного участка 18:22:000000:447, площадью 8 030 000 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Шарканский район, СХПК «Победа», относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», принадлежит на праве общей долевой собственности Ложкину Евгению Елисеевичу (регистрационная запись №№*** от 12 февраля 2004 года), доля в праве 7 га.

Данный земельный участок Ложкиным Е.Е., как следует из материалов дела, и подтверждено Ложкиным Е.Е. и его защитником Поликарповой Ф.Е. при рассмотрении жалобы, Ложкиным Е.Е. не используется в сельскохозяйственном производстве.

Указанные выше обстоятельства подтверждены объективно материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении №341 от 13 декабря 2019 года о совершении Ложкиным Е.Е. правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, где зафиксированы изложенные выше обстоятельства;

- приказом Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике №01-03/18-745 от 26 августа 2019 года о проведении плановой выездной проверки Администрации муниципального образования «Бородулинское» в период со 02 по 27 сентября 2019 года, с целью контроля за соблюдением требований законодательства в области государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения;

- актом проверки Управлением Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике о проведении плановой выездной проверки Администрации муниципального образования «Бородулинское» №42 от 27 сентября 2019 года, согласно которому, 23 сентября 2019 года в период с 13 часов 00 минут до 14 часов 00 минут при обследовании земель сельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования «Бородулинское» на предмет соблюдения требований действующего земельного законодательства РФ на земельном участке в 300 м южнее от д.Бородули Шарканского района УР выявлено загрязнение в виде перекрытия плодородного слоя почвы жидким навозом КРС и древесными опилками на площади 1 га. GPS-навигатором GARMIN DAKOTA 10 определены точки координат растекания навозной жижи и навалов древесных опилок: N 57°25"53,1" Е 054°10"28,6"; N 57°25"52,5", Е 054°10"28,8". При помощи программы для просмотра спутниковых карт высокого разрешения SAS.Планета проведено определение точек координат, путем совмещения с публичной кадастровой картой, размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, в результате чего установлен кадастровый номер земельного участка – 18:22:009001:368, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 18:22:000000:447, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Шарканский район, СХПК «Победа»;

- фототаблицей к акту проверки №42 от 27 сентября 2019 года, из которой усматривается наличие загрязнения в виде растекания навозной жижи и навалов древесных опилок на земельном участке, расположенном в 300 м южнее д.Бородули Шарканского района УР;

- протоколом отбора проб почвы от 23 сентября 2019 года, в соответствии с которым отобраны пробы почвы с мест обнаружения загрязнения;

- протоколами испытаний отобранных проб почвы на химико-токсилогические показатели от 29 октября 2019 года и данным, в том числе, на их основе, ФГБУ «Татарская МВЛ» заключением инспекции от 29 октября 2019 года №218, согласно которому, в результате оценки качественного состояния почвы, отобранной с земельного участка с кадастровым номером: 18:22:009001:368, расположенном южнее д.Бородули Шарканского района УР, обнаружено точечное загрязнение почвы никелем;

- выпиской из ЕГРН от 27 сентября 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:22:000000:447 (единое землепользование) по адресу: Удмуртская Республика, Шарканский район, СХПК «Победа»; площадью 8 030 000 кв.м; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства; особые отметки: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; состав земельного участка: указаны кадастровые номера, в том числе, номер 18:22:009001:368; правообладатель: Ложкин Евгений Елисеевич, 04 ноября 1947 года рождения; вид, номер и дата государственной регистрации права: общая долевая собственность, №№*** от 12 февраля 2004, доля в праве 7 га.

Изложенные выше доказательства должностным лицом административного органа оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки не усматривается.

Совокупность приведенных доказательств является достаточной для вывода о виновности Ложкина Е.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из диспозиции части 2 ст. 8.7 КоАП РФ, субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть, когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Вина Ложкина Е.Е. выразилась в том, что в результате противоправного бездействия он, как собственник земельного участка, не выполнил установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, не используя землю по ее целевому назначению, допустил загрязнение земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления. Загрязнение земель в виде перекрытия плодородного слоя почвы отходами приводит к его уплотнению, в результате уплотнения происходит нарушение воздушной и водной проницаемости земель, что отрицательно влияет на растения, приводит к истощению почв и снижению почвенного плодородия.

Из исследованных доказательств следует, что Ложкин Е.Е., являясь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, не проводя мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осознавал противоправный характер своего бездействия, предвидел наступление вредных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель, но относился к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

Таким образом, умысел (вина) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является доказанным.

Правонарушение выявлено должностным лицом Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике при непосредственном обнаружении в рамках проводимой в отношении Администрации муниципального образования «Бородулинское» выездной плановой проверки на основании приказа №01-03/18-745 от 26 августа 2019 года.

Непосредственное выявление должностным лицом органа, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении, признаков административного правонарушения, в силу положений п.1 ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Каких-либо нарушений порядка возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Ложкина Е.Е., в ходе рассмотрения жалобы не установлено.

Доводы жалобы о том, что Ложкин Е.Е. не является единственным собственником земельного участка, его доля в натуре не выделена, не являются основанием для освобождения его от административной ответственности.

Так, в силу п.1 ст.14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Как уже было указано выше, в силу прямого указания закона обязанность по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, а также по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, возложена на собственников земельных участков, землепользователей, владельцев и арендаторов земельных участков, то есть лиц, владеющих и пользующихся земельным участком на законном праве.

Таким образом, Ложкин Е.Е., как участник общей долевой собственности на вышеуказанном земельном участке обязан выполнять мероприятия, предотвращающие загрязнение земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изложенное, для решения вопроса о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности не имеет значения то обстоятельство, что Ложкин Е.Е. не является единственным собственником земельного участка, нахождение в числе собственников земельного участка иных физических лиц, а также не установление фактических границ земельного участка.

Доводы Ложкина Е.Е. и его защитника Поликарповой Ф.Е. о том, что земельный участок с кадастровым номером, указанным в обжалуемом постановлении, Ложкину Е.Е. не принадлежит, поскольку в правоудостоверяющем документе, выданном Ложкину Е.Е. – свидетельстве о государственной регистрации права, указан иной кадастровый номер земельного участка, подлежит отклонению. Факт принадлежности Ложкину Е.Е. на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 18:22:000000:447 (единое землепользование) объективно подтвержден выпиской из ЕГРН от 27 сентября 2019 года в отношении данного земельного участка, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 18:22:000000:447 (единое землепользование), расположенный по адресу: Удмуртская Республика, Шарканский район, СХПК «Победа»; площадью 8 030 000 кв.м; в состав которого входит, в том числе, земельный участок с кадастровым номером 18:22:009001:368; принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве 7 га) ФИО2, <дата> года рождения, номер и дата государственной регистрации права: №*** от 12 февраля 2004 года, что соответствует номеру и дате записи регистрации, указанной в представленном заявителем свидетельстве о государственной регистрации права серии <*****>, выданном Ложкину Е.Е. в подтверждение его права собственности на указанную земельную долю 12 февраля 2004 года. Как усматривается из данного свидетельства, в нем был указан условный номер объекта, а не кадастровый, который был присвоен позже в связи с изменениями в законодательстве, и который, кроме того, может изменяться каждый раз при выделении кем-либо из участников общей долевой собственности земельного участка в натуре, чем и объясняется расхождение номеров объекта в данном свидетельстве и в обжалуемом постановлении.

Доводы жалобы Ложкина Е.Е. о том, что не доказан факт ущерба и не установлен его размер, внимания не заслуживают, поскольку на квалификацию действий Ложкина Е.Е. не влияет, учитывая, что правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, имеет формальный состав, в связи с чем наступление каких-либо последствий не является обязательным условием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Доводы жалобы Ложкина Е.Е. о том, что загрязнения вызвано не его действиями и обнаруженные на земельном участке отходы ему не принадлежат, какого-либо значения для дела не имеют.

Ложкин Е.Е. в результате бездействия допустил нарушение в виде невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, не предпринял все зависящие от него меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, что привело к загрязнению земель сельскохозяйственного назначения отходами производства и потребления.

На момент вынесения обжалуемого постановления срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом.

Административное наказание обоснованно назначено Ложкину Е.Е., являющемуся пенсионером, <***> ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, исходя из положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от 14 января 2020 года о привлечении к административной ответственности Ложкина Е.Е. за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба Ложкина Е.Е. - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление от 14 января 2020 года заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике Кубашевой С.В., которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб., оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения копии, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики, либо непосредственно в Верховный суд Удмуртской Республики.

Судья: Т.П.Макарова

12-26/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Ложкин Евгений Елисеевич
Суд
Воткинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Макарова Тамара Петровна
Статьи

ст. 8.7 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
votkinskiygor--udm.sudrf.ru
05.02.2020Материалы переданы в производство судье
16.03.2020Судебное заседание
16.03.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
24.03.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2020Вступило в законную силу
06.04.2020Дело оформлено
20.04.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее