Дело № 2-4204/2024 УИД 53RS0022-01-2024-005151-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием истца Михайлова С.Г., представителя ответчиков Забирова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайлова С.Г. к ФССП России, УФССП России по Новгородской области об обязании зачесть в выслугу лет период участия в боевых действиях в льготном исчислении, признании права на пенсию по выслуге лет,
установил:
Михайлов С.Г. обратился в суд с иском к ФССП России, УФССП России по Новгородской области об обязании зачесть в выслугу лет период участия в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (218 дней) в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в льготном исчислении (1 день службы за 3 дня) и признании права на пенсию по выслуге лет.
В обоснование заявленных требований Михайлов С.Г. указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона и имеет удостоверение ветерана боевых действий. С ДД.ММ.ГГГГ Михайлов С.Г. проходил службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава по ОУПДС в группе быстрого реагирования - 13 лет 7 мес. 22 дня, в должности судебного пристава по ОУПДС специального назначения - 3 года 7 мес. 24 дня. В январе ДД.ММ.ГГГГ Михайлов М.Г. подал рапорт на увольнение со службы в УФССП России по Новгородской области связи с выходом на пенсию по выслуге лет. В назначении пенсии ответчиками отказано по причине отсутствия у него необходимой выслуги - 20 лет. В выслугу лет ответчики зачли 19 лет 3 мес. С отказом Михайлов С.Г. не согласен, полагает, что период его участия в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (218 дней) в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении (из расчета 1 день службы за 3 дня), в связи с чем его выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 20 лет и он имеет право на пенсию.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФКУ «Военный комиссариат Новгородской области».
Представитель третьего лица в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании истец Михайлов С.Г. требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Забиров Д.А. иск не признал, поддержал письменные возражения на заявленные требования.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Михайлов С.Г. проходил срочную военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Михайлов С.Г. проходил службу на территории Северо-Кавказского региона и принимал участие в боевых действиях в течении 218 дней при войсковой части №, что подтверждается записью в военном билете и справкой Военного комиссариата.
С ДД.ММ.ГГГГ Михайлов С.Г. проходил службу в УФССП России по Новгородской области на различных должностях: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специализированный пристав по ОУПДС по обеспечению установленного порядка деятельности судов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - специализированный пристав отдела оперативного дежурства ОУПДС (группа быстрого реагирования), с ДД.ММ.ГГГГ - младший судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №-лс Михайлов С.Г. уволен со службы в УФССП России по Новгородской области с ДД.ММ.ГГГГ по инициативе сотрудника в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 01.10.2019 №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет Михайлова С.Г. на должностях начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации составляет: в календарном исчислении - 03 года 07 мес. 24 дня, в льготном исчислении - 03 года 07 мес. 24 дня. Стаж службы для выплаты единовременного пособия при увольнении - 19 лет 03 мес.
Рапорт Михайлова С.Г. об увольнении со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, оставлен ответчиками без удовлетворения в связи с недостаточностью выслуги лет.
Согласно подпункту «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники, выслуга лет на день увольнения со службы которых составляет 20 лет и более.
В расчет выслуги лет период прохождения Михайловым С.Г. военной службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен ответчиками в календарном исчислении.
Выражая несогласие отказом в назначении пенсии, Михайлов С.Г. просит зачесть в выслугу лет период его участия в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (218 дней) в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике в льготном исчислении (из расчета 1 день службы за 3 дня), при этом выслуга лет составит 20 лет, что дает ему право на пенсию.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими норами права.
Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-I) и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ) установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21.07.1993 № 5481/1-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом приведенного правового регулирования, суд приходит к выводу о том, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
При таком положении оснований для включения Михайлову С.Г. в выслугу лет в льготном исчислении периода участия в боевых действиях не имеется, поскольку он проходил военную службу по призыву.
С учетом обстоятельств дела, выслуга лет Михайлова С.Г. для назначения пенсии на день увольнения составляет 19 лет 3 мес. и права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I он не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Михайлова С.Г. оставить без удовлетворения.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 26 августа 2024 года.