Судья Дворянчиков Е.Н. № 21-70/2023
№ 12-25/2023
67RS0001-01-2022-005765-87
РЕШЕНИЕ
17 мая 2023 г. г. Смоленск
Судья Смоленского областного суда Иванова О.А., при помощнике Жигаевой И.В., рассмотрев жалобу защитника ООО «Стройподряд» Нестеровой Ольги Михайловны на постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Салахова А.М. от 30 ноября 2022 г. № и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 марта 2023 г., которым постановлено:
«Постановление от 30 ноября 2022 г. №, вынесенное заместителем начальника Отдела по вопросам миграции УВД по Центральному Административному округу ГУ МВД РФ по г. Москве Салаховым А.М., которым Общество с ограниченной ответственностью «Стройподряд» (ИНН 6732060062) было признано виновным в правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, изменить, в силу норм частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизив наложенный штраф ниже низшего предела санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, до 200 000 руб.
В иных частях обжалуемое постановление оставить без изменений, а жалобу Нестеровой О.М., - без удовлетворения»,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Салахова А.М. от 30.11.2022 № ООО «Стройподряд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 руб.
Судьей Заднепровского районного суда г. Смоленска 10.03.2023 постановлено названное выше решение, которое защитник ООО «Стройподряд» Нестерова О.М. просит отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что ООО «СтройПодряд» не является субъектом вменяемого административного правонарушения. Кроме того указывает, что должностным лицом административного органа нарушены требования действующего законодательства, предъявляемые к доказательствам, в части получения объяснений от ФИО5
Проверив материалы дела в полном объеме, заслушав защитника ООО«СтройПодряд» Нестерову О.М., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Примечанием к статье 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом данного пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя от 07.12.2021 № сотрудниками ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве 07.12.2021 в 12 час. 00 мин. была проведена внеплановая выездная проверка в месте осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по адресу: ... (территория проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома), в ходе которой установлено, что 14 иностранных граждан, в том числе гражданин Республики Кыргызстан ФИО6, (дата) года рождения, осуществляют трудовую деятельность в качестве грузчиков. При этом сведений о заключении данными гражданами трудового либо гражданско-правового договора, а также уведомлений о приеме их на работу в организацию, осуществляющую хозяйственную деятельность по указанному адресу (ООО «СтройПодряд»), в информационном банке данных ППО «Территория» не имеется.
В ходе административного расследования должностным лицом ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве было установлено, что ООО «СтройПодряд», в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не уведомило в срок 3-х рабочих дней по 10.12.2021. включительно, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении трудового договора (привлечении к трудовой деятельности путем фактического допуска к труду) с гражданином Республики Кыргызстан ФИО6, который на момент проверки 07.12.2021 в 12 час. 00 мин в качестве маляра-штукатура осуществлял шпаклевку стены лестничного марша ремонтируемого здания по адресу: ...
10.08.2022 инспектором ГИАЗ ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении ООО «СтройПодряд» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
30.11.2022 ООО «СтройПодряд» привлечено заместителем начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Салаховым А.М к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 400000 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в числе которых рапорт инспектора ОМК ОВМ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве, распоряжение о проведении выездной внеплановой проверки иностранных граждан № от 07.12.2021, акт проверки № от 07.12.2021, протокол осмотра территории от 07.12.2021 с приложением фототаблицы, письменные объяснения гражданина Республики Кыргызстан ФИО6, договор № от 24.08.2020, договор № от 30.09.2021, письменные объяснения ФИО5, протокол об административном правонарушении № от 10.08.2022.
Оценив полученные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа, а затем судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Стройподряд» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ООО «СтройПодряд» не является субъектом вмененного административного правонарушения были предметом проверки районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении.
К представленному в материалы дела договору № № от 01.02.2021 с приложением акта о выполненных работах от 10.01.2021, справки о стоимости работ от 10.01.2021 и платежных поручений об оплате работ суд относится критически, поскольку о наличии данных документов общество не заявляло ни в рамках проверки, ни в ходе административного расследования, ни при рассмотрении протокола должностным лицом административного органа. Помимо этого, из представленных документов не следует, что ФИО6 был привлечен к трудовой деятельности именно ООО «Лакму».
Факт допуска ФИО6 к трудовой деятельности с ведома и в интересах ООО «СтройПодряд, выполнявшего по договору подряда № от 24.08.2020 комплекс работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, принявшего на себя обязательства по обеспечению получения разрешений и согласований, связанных с использованием иностранной рабочей силы (п. 6.1.4 Договора), был установлен в ходе административного расследования и подтверждается вышеприведенными доказательствами. Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания заключенных договоров с третьими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Как верно отмечено судьей районного суда, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «СтройПодряд» приняло все зависящие меры по соблюдению положений действующего законодательства, в том числе требований ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ООО «СтройПодряд» обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Назначенное ООО «СтройПодряд» административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ для юридических лиц, правомерно изменено судом с применением положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, финансового положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует целям административной ответственности.
Принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи не усматривается.
Руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление заместителя начальника отдела по вопросам миграции УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Салахова А.М. от 30 ноября 2022 г. № и решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 марта 2023 г. оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Стройподряд» Нестеровой Ольги Михайловны – без удовлетворения.
Судья О.А. Иванова