Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-107/2022 ~ М-64/2022 от 22.02.2022

дело № 2-107/2022                                КОПИЯ

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Александровск 17 марта 2022 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пановой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Семеновой О.В.,

с участием истца Филипьевой Г.А.,

прокурора Косяновской О.Г.,

представителя ответчика Шибановой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска, действующего в интересах Филипьевой Гольнисы Абдулгаязовны, к администрации Александровского муниципального округа о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Александровска обратился в суд с иском в интересах Филипьевой Г.А. к администрации Александровского муниципального округа о возложении обязанности по предоставлению Филипьевой Г.А. на состав семьи из <данные изъяты> человека на условиях договора социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, равнозначного ранее занимаемому, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, расположенного в границах <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что Филипьева Г.А. является нанимателем жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Александровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, распоряжением администрации Александровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок переселения граждан – до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение норм Жилищного Кодекса администрацией Александровского муниципального района Филипьевой Г.А. равнозначное жилое помещение, соответствующее требованиям закона, не предоставлено.

В судебном заседании истец Филипьева Г.А. на исковых требованиях настаивала, пояснила, что вынуждена проживать в указанном аварийном жилье, поскольку иного жилья не имеет, материальной возможности снимать квартиру не имеется.

Прокурор Косяновская О.Г., действующая в интересах истца, исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика администрации Александровского муниципального округа Шибанова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что на основании ст. 57 ЖК для предоставления по договору социального найма внеочередного жилого помещения граждане должны быть признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения. Принятие граждан на учет является обязательным условием, на сегодняшний день истец не состоит на учете и не признана малоимущей. У администрации АМО нет возможности обеспечить сейчас жильем граждан, в ближайшее время этот дом будет расселяться благодаря программе и субсидиям, подписано Соглашение с краем о выделении денежных средств, в настоящее врем формируется техническое задание на приобретение <данные изъяты> квартир, весь муниципальный фонд будет расселен.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Право на жилище относится к основным Конституционным правам и свободам человека и гражданина (статьей 40 Конституции РФ). Право на жилище гарантировано и в части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ. При этом, никто не может быть произвольно лишен жилища или ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

Согласно ст.1 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.

Согласно п.2 и п.3 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

Частью 1 ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В случае признания жилого дома непригодным для проживания по причине аварийного состояния гражданам, проживающим в данном доме, предоставляются жилые помещения в соответствии со ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, помимо прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден в соответствующем Положении Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.

В соответствии с п. 7 названного Положения, признание жилого помещения непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией.

Согласно п. 49 этого же Положения, на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Решением Думы Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ учреждена администрация Александровского муниципального округа, которая является правопреемником, в том числе администрации Александровского городского поселения, администрации Александровского муниципального района.

В судебном заседании установлено, что Филипьева Г.А. является нанимателем жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается типовым договором социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ней и администрацией Александровского городского поселения, совместно с ней в указанное жилое помещение никто не вселен (л.д. 11-15).

Согласно акта обследования межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы администрации Александровского городского поселения, процент износа <адрес> на <данные изъяты> год составил <данные изъяты>%, установлено местами обрушение отдельных кирпичных элементов стен, значительные прогибы перекрытий, участки гниения и обрушения, прогибы напольного покрытия, зыбкость при ходьбе, участки гниения, отсутствие отдельных досок, гниение окон, значительный износ кровельного покрытия, трещины в листах железа, частичное отсутствие (л.д.16).

Постановлением администрации Александровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 16-20), распоряжением администрации Александровского городского поселения Пермского края -р от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок для отселения граждан, в том числе из жилого <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).

Непригодность дома для проживания, помимо вышеуказанного, подтверждена информационной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, составленной с участием специалиста Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО8, согласно которой на обследуемом жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, установлены, в том числе нарушение монолитности кладки цокольной части здания, множественные трещины, наличие трещин в стенах с шириной раскрытия <данные изъяты> мм до <данные изъяты> и более мм, разрушение штукатурного отделочного слоя стен с оголением кирпичной кладки, повсеместное разрушение конструкции кровельных карнизов, трещины в местах сопряжения перекрытия и внутренних стен коридора, значительный износ конструкций помещений лестничных клеток, частичное провисание чердачного и междуэтажного перекрытия в помещениях коридорного типа 1 и 2 этажа, на кровле обнаружены следы гнили и грибка на части прогонов, прогиб прогона, разрушение торца стропильных ног, просветы со стороны чердака, нарушение целостности покрытия кровли, разрушение конструкций деревянного пола, разрушение конструкций лестничного марша, нарушение связи лестничного марша со стеной, значительный износ систем центрального отопления, ХВС.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала факт нахождения указанного жилого дома в аварийном состоянии.

Как видно из материалов дела, установленный органом местного самоуправления срок для переселения граждан, занимающих жилые помещение по договорам социального найма, по адресу: <адрес>, истек (срок был установлен до ДД.ММ.ГГГГ), однако до настоящего времени другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, истцу не представлено.

При рассмотрении настоящего иска суд исходит из того, что указанная квартира истца является непригодной для постоянного проживания, выявленные факторы не могут обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан по причине аварийного состояния всего дома, следовательно, вопрос предоставления иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания в данном случае не может быть поставлен в зависимость от наличия адресной программы либо ее отсутствия (п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»), и от иных обстоятельств, в том числе, связанных с вопросами о постановке лиц на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и признании (непризнании) малоимущими, поскольку жилой дом, где расположено помещение, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, срок для переселения граждан из указанного жилого дома истек, признание дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в силу пунктов 33, 38, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции свидетельствует о том, что занимаемое истцом жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит, представляет опасность для жизни и здоровья граждан.

Доказательств того, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по переселению истца из указанного жилого помещения в другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, суду не представлено. Заключение соглашения между Министерством строительства Пермского края и ответчиком о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края бюджету Александровского муниципального округа на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда при наличии сведений о техническом состоянии указанного дома и истечения сроков переселения не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Неисполнение органом местного самоуправления в добровольном порядке обязанности по предоставлению истцам жилого помещения является основанием для их обращения в суд за защитой нарушенного права в соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ.

Доводы ответчика о том, что необходимым условием предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке является признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, не основано на действующем законодательстве, поскольку вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма в данном случае разрешается не в целях улучшения жилищных условий, а в силу обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности проживания в конкретном жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, проживание в котором представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с чем, при рассмотрении настоящего дела также подлежат применению положения ст.86 ЖК РФ и ч.2 ст. 57 ЖК РФ, в силу которых вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статья ст.86 ЖК РФ обязывает органы местного самоуправления предоставить жильцам, дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежащему сносу другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Как видно из материалов дела, органом местного самоуправления установлены сроки отселения граждан, занимающих жилые помещение по договорам социального найма, по <адрес>, которые на момент рассмотрения настоящего иска истекли (срок до ДД.ММ.ГГГГ), благоустроенное жилое помещение по договору социального найма истцу ответчиком не представлено, доказательств того, что ответчик предпринял все зависящие от него меры по переселению истца в другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее техническим и санитарным требованиям, не предоставлено.

Отсутствие в муниципальной собственности свободных жилых помещений не освобождают администрацию Александровского муниципального округа от исполнения обязанности по предоставлению истцу вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Таким образом, приведенные выше нормы материального права в их взаимосвязи прямо предусматривают обязанность наймодателя предоставить нанимателю благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в случае признания занимаемого нанимателем жилого помещения непригодным для проживания.

При таких обстоятельствах, истцом правомерно заявлены требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем, суд полагает, что на ответчика следует возложить обязанность по внеочередному предоставлению Филипьевой Г.А. на состав семьи из <данные изъяты> человека на условиях договора социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, равнозначного ранее занимаемому, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м.

Учитывая положения ч.1 ст.89 ЖК РФ, согласно которым предоставляемое жилое помещение должно находиться именно в границах населенного пункта, а не в границах городского округа, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по предоставлению указанного жилья в границах населенного пункта - г.Александровска Пермского края.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить.

Возложить на администрацию Александровского муниципального округа обязанность по внеочередному предоставлению Филипьевй Гольнисе Абдулгаязовне на состав семьи из <данные изъяты> человека на условиях договора социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, равнозначного ранее занимаемому, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м, расположенного в границах <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022.

Судья        (подпись)                        Н.А.Панова

Копия верна. Судья

                    

2-107/2022 ~ М-64/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филипьева Гольниса Абдулгаязовна
Прокурор г. Александровска
Ответчики
Администрация Александровского муниципального округа
Суд
Александровский городской суд Пермского края
Судья
Панова Н.А.
Дело на странице суда
aleks--perm.sudrf.ru
22.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
19.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее