Дело № 2–А-13/2016 ...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ25 апреля 2016 года город Петрозаводск
Петрозаводский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Долженкова А.В., при секретаре Кваша О.А., с участием административного истца Попова С.В., его представителя – адвоката Перова И.Л., представителя административного ответчика - федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжилье») Амировой Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ... Попова С.В., об оспаривании действий ФГКУ «Западрегионжилье», связанных с отказом восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, -
установил:
Попов С.В. в своем заявлении и объяснениях в суде, с учетом уточнений, просит признать решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанное с отказом восстановить его в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма незаконным и обязать ФГКУ включить его в единый реестр военнослужащих? нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по последнему месту военной службы в ХХХ в установленном законом порядке.
При этом в обоснование своего заявления Попов С.В. указал, что с 00.00.0000 года он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением, жильем ранее не обеспечивался, субсидию не получал, с учета нуждающихся не снимался.
Представитель административного истца - Перов И.Л. в судебном заседании требования Попова С.В. поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель ФГКУ «ЗРУЖО МО РФ» Амирова Э.С. в судебном заседании требования административного истца не признала, просила суд отказать в их удовлетворении в полном объеме в связи с тем, что Попов С.В. ранее не признавался нуждающимся в жилых помещениях и на соответствующем учете не состоял. Также она указала, что Попов С.В. в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях включен не был, по настоящее время им не представлены документы, подтверждающие его право быть включенным в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее – ФКУ «УФО МО РФ»), извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, в суд своего представителя не направило, при этом представитель ФКУ «УФО МО РФ» Суворова А.С. ходатайствовала о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие представителя учреждения.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, опросив свидетеля, военный суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из личного дела № от 00.00.0000 №оф/143 ФКУ «Военный комиссариат ....» отдел ХХХ, .... Попов С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с .... года по 00.00.0000.
Из расчета выслуги лет, находящегося в материалах личного (пенсионного) дела Попова С.В., усматривается, что его календарная выслуга лет на военной службе составила .... года.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии войсковой части № от 00.00.0000, .... Попов В.С. числится вторым в очереди на предоставление жилого помещения.
Как видно из списка .... КЭЧ района на 00.00.0000, Попов В.С. со 00.00.0000 состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи .... человека (он и .... – Попов С.В.).
При этом, как пояснил Попов В.С. в судебном заседании, он был признан нуждающимся в жилых помещениях практически сразу, после выпуска из военного училища и прибытия к новому месту службы в .... в .... года, после этого его никто не снимал с учета нуждающихся в жилых помещениях, какого-либо жилья для постоянного проживания ему не предоставлялось.
Данный факт должностным лицом, чьи действия оспариваются, в судебном заседании не опровергнут.
Из объяснений свидетеля Д. усматривается, что он вместе с Поповым С.В. проходил службу в войсковой части № и состоял в списках очередников на получение жилья. При этом, указанные списки вывешивались в штабе войсковой части и в данных списках был также и офицер Попов С.В. Кроме того, он пояснил, что в .... году сам был вынужден восстанавливаться в списках нуждающихся, поскольку сведения о том, что он состоит в указанных списках, в КЭЧ были утеряны.
Согласно справке СПВУРЭ ПВО, Попов С.В. жилым помещением в период обучения в военном училище не обеспечивался.
Как видно из рапорта Попова С.В. на досрочное увольнение с военной службы от 00.00.0000, он ходатайствовал после увольнения с военной службы оставить его в списках очередников на получение жилой площади в ХХХ. При этом, от получения государственного жилищного сертификата отказался.
Как пояснил в судебном заседании административный истец, он согласился с увольнением с военной службы только при условии оставления его в списках очередников на получение жилого помещения.
Согласно листу беседы от 00.00.0000, проведенной командованием с Поповым С.В. перед его досрочным увольнением с военной службы, он согласен с увольнением с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади в ХХХ.
Из представления к досрочному увольнению административного истца с военной службы от ноября 2010 года видно, что на момент досрочного увольнения с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями) .... Попов С.В. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен, проживает в закрытом военном городке, изъявил желание уволиться с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилья в ХХХ.
Приказом командира ..... № от 00.00.0000, ..... Попов С.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от 00.00.0000 № (....), .... Попов С.В. с 00.00.0000 исключен из списка личного состава части.
Из материалов личного (пенсионного дела МБ-№ .... Попова С.В., состоящего на воинском учете по последнему месту прохождения военной службы в отделе военного комиссариата ХХХ Республики Карелия видно, что сведения о выдаче заявителю беспроцентной ссуды на постройку и приобретение жилья, а также государственного жилищного сертификата в его личном деле отсутствуют, а также, что с 00.00.0000 зарегистрированный им брак с П. был расторгнут.
Из объяснительной от 00.00.0000, находящейся в личном деле Попова С.В. видно, что он дает пояснение о том, что зарегистрирован при войсковой части № в связи с тем, что на момент увольнения с военной службы жилым помещением не обеспечен и состоит в очереди на получение жилья в ХХХ.
Как пояснил в судебном заседании Попов С.В., 00.00.0000 он был признан нуждающимся в получении жилых помещений и включен в списки военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, жильем от министерства обороны не обеспечивался. В 2015 году узнав о том, что бывшим сослуживцам, которые также как и Попов С.В. состояли в списках нуждающихся в жилых помещениях, начали предоставлять жилье, он в августе 2015 года обратился в отделение в Республике Карелия – г.Петрозаводск ФГКУ «Западрегионжилье» с просьбой принять меры к обеспечению жилым помещением по договору социального найма в установленном порядке, что свою очередь подтверждается заявлением от 27.08.2015.
В ответе от 02 октября 2015 года ФГКУ «Западрегионжилье» разъяснило Попову С.В., что он в базе данных «Учет» .... КЭЧ района не состоял, в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит.
Из заявления от 22.01.2016 видно, что Попов С.В. обратился с заявлением в ФГКУ «Западрегионжилье» о включении его в единый реестр военнослужащих, состоящих на учете в качестве лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Как видно из ответа ФГКУ «Западрегионжилье» № 10-15/0046/2016 от 19.02.2016, Попову С.В. в удовлетворении заявления отказано, поскольку он не числится в базе данных «Учет», которая была передана КЭЧ в адрес ФГКУ «Западрегионжилье», а так же поскольку он утратил статус военнослужащего и не состоит в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. При этом, Конституция РФ предписывает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Случаи снятия граждан и военнослужащих с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 56 Жилищного кодекса РФ и пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее – Инструкция) (утверждена приказом МО РФ № 1280 от 30 сентября 2010 г.)
Из анализа положений ст. 56 Жилищного кодекса РФ и п. 10 указанной Инструкции следует, что изменение статуса лица при увольнении его с военной законом не отнесено к правовым основаниям, по которым бывший военнослужащий, имеющий право на обеспечение жилым помещением, и принятый уполномоченным органом (жилищной комиссией) на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, подлежит снятию с данного учета. Иное противоречило бы требованиям Конституции Российской Федерации и ст. 15 указанного Федерального закона.
Более того, пункт 10 указанной Инструкции содержит положение, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Из представленных документов, а так же с учетом положений приказа Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года усматривается, что Попов С.В. в период прохождения военной службы до 00.00.0000 – даты исключения его из списков личного состава войсковой части № состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений в ФГУ «..... КЭЧ района», что влечет распространение на него действия названной Инструкции, утвержденной данным приказом, как на военнослужащего, имеющего право на обеспечение жилым помещением.
Должностным лицом, принявшим оспариваемое решение, не представлено суду каких-либо доказательств, что Попов С.В. после увольнения его с военной службы был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях каким-либо уполномоченным органом МО РФ по основаниям, предусмотренным п. 10 указанной Инструкции, ч.1 ст. 56 ЖК РФ и в порядке установленном ч. 2 ст. 56 ЖК РФ.
Таким образом, поскольку Попов С.В., имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет и состоявший на учете в качестве нуждающегося в получении жилья со 02 августа 1993 года, после увольнения с военной службы не обеспечивался жилыми помещениями, и с учета нуждающихся в их получении уполномоченными органами до настоящего времени в установленном порядке снят не был, следовательно, он должен состоять на указанном учете до обеспечения его жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, в связи с чем должен быть восстановлен в соответствующем реестре.
А поэтому решение ФГКУ «Западрегионжилье» (ответ № 10-15/0046/2016 от 19.02.2016) суд признает незаконным и необоснованным, в связи с чем для устранения в полном объеме допущенного нарушения прав Попова С.В. возлагает на ФГКУ «Западрегионжилье» обязанность принять решение о восстановлении его в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма со 02 августа 1993 года.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Попов С.В. обратился в отделение в Республике Карелия – г.Петрозаводск ФГКУ «Западрегионжилье» с заявлением о восстановлении его в реестре нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, а не с просьбой принятия его вновь на данный учет.
А поэтому доводы должностного лица о том, что заявитель не вправе состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ, поскольку уволен с военной службы, являются необоснованными.
Более того, ссылка должностного лица на отсутствие порядка восстановления военнослужащих в реестре нуждающихся в жилых помещениях признается судом несостоятельной, поскольку отсутствие такого порядка не может служить основанием для нарушения прав Попова С.В. на жилье.
Кроме того, Инструкция и приказ Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года № 1455, в соответствии с которым Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ является уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, не возлагают на военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях решениями жилищных комиссий, в соответствии с ранее действовавшей Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утв. приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80), до утверждения приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 новой выше названной Инструкции, обязанности по выполнению каких-либо действий, направленных на подтверждение или доказывание фактов своего принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях до 30 сентября 2010 года для внесения в соответствующий реестр.
По смыслу ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче административного искового заявления о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для физических лиц уплачивается в размере 300 рублей.
В соответствии с п. 18 Положения, утвержденного Министром обороны Российской Федерации от 12 сентября 2011 г. (далее – Положение), ФКУ «УФО МО РФ» создано в целях реализации государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными актами, для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов Российской Федерации), а также за границей.
Как видно из типового договора на обслуживание № № заключенного
00.00.0000 (далее – Договор), ФГКУ «Западрегионжилье» находится на финансово-экономическом обеспечении ФКУ «Управление финансового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее –ФКУ УФО МО).
Таким образом, поскольку указанное учреждение осуществляет финансовое обеспечение ФГКУ «Западрегионжилье», решение которого признано незаконным, то в силу Положения и Договора ФКУ «УФО МО РФ» несет обязанность по исполнению данного судебного акта в части оплаты судебных расходов, в связи с чем суд возлагает на данный финансовый орган обязанность возместить Попову С.В. судебные расходы в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:Административное исковое заявление ..... Попова С.В. удовлетворить полностью.
Признать решение федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ответ № 10-15/0046/2016 от 19 февраля 2016 года), связанное с отказом восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным.
Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о восстановлении Попова С.В. в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма с 02 августа 1993 года.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу Попова С.В. 300 (триста) рублей в счет оплаты государственной пошлины.
Возложить обязанность на начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в месячный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда исполнить его и сообщить об этом в Петрозаводский гарнизонный военный суд, а так же административному истцу Попову С.В.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в соответствии правилами, установленными главой 34 КАС РФ, в Ленинградский окружной военный суд через Петрозаводский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
.....
Судья А.В. Долженков
......
......
......
......
......
......
......
......
......
......
......
......