Дело № 21-199/2023
Судья: Ермолаева Т.П.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
22 июня 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу (с учетом дополнений) Касухина Юрия Александровича на постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 20 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Касухина Юрия Александровича,
установил:
постановлением городской административной комиссии г. Чебоксары № от 20 февраля 2023 года Касухин Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 апреля 2023 года постановление городской административной комиссии г. Чебоксары № от 20 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Касухин Ю.А. выражает несогласие с постановлением административной комиссии и решением судьи районного суда, просит производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что является инвалидом 3 группы, его транспортное средство внесено в Федеральный реестр инвалидов; на момент осуществления заявителем парковки специальные знаки, обозначающие места для парковки инвалидов возле д. 20 по ул. К. Воробьевых г. Чебоксары отсутствовали, также отсутствовала дорожная разметка, обозначающая парковочные места; из фотоматериала не следует, что его автомашина расположена на платной парковке в зоне специально обозначенных мест дорожным знаком 6.4 «Парковка» и информационной таблички 8.8 «Платные услуги».
В судебном заседании Касухин Ю.А., защитник Харитонов В.И. жалобу и дополнения к жалобе поддержали. Касухин Ю.А. пояснил, что является инвалидом, получает пенсию в размере 11600 рублей, не работает, на иждивении находится несовершеннолетний ребенок, штраф в размере 1000 рублей для него является значительным, ранее к административной ответственности не привлекался.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно п. 1.3.2 Постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары.
Пунктом 1.3.6. указанного Положения установлено, что зоны организации платных парковок (перечень размещения парковок (парковочных мест) это места, определенные администрацией города Чебоксары, предназначенные для размещения парковки.
Согласно пункту 3.3 Положения парковки (парковочные места) обозначаются путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки.
Пунктом 4.6 Положения установлено, что Пользователь непосредственно сразу после занятия парковочного места заключает с оператором публичный (фискальный) договор путем оплаты пользователем стоянки транспортного средства на парковке (парковочном месте).
В соответствии с приложением к постановлению администрации г.Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» (в редакции постановления администрации г. Чебоксары № 2085 от 24 ноября 2021 года) парковка, расположенная по ул. К. Воробьева, д. 20, является зоной платной парковки круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут).
Из материалов дела следует, что 2 января 2023 года с 18 час. 40 мин. до 19 час. 02 мин. по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Воробьевых, д. 20, транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, собственником (владельцем) которого является Касухин Ю.А., в нарушение пункта 4.6 «Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» размещено на платной городской парковке без осуществления оплаты.
Данное обстоятельство зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством «Страж», свидетельство о поверке № действительно до 1 августа 2023 года.
Фактические обстоятельства произошедшего события правонарушения подтверждаются постановлением городской административной комиссии, оформленным в соответствии с частью 6 статьи 29.10 и частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде электронного документа и включающим в себя фотоматериал о фиксации данного административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что Касухин Ю.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, сведения о принадлежащем ему транспортном средстве с государственным регистрационным знаком № имеются в Федеральном реестре инвалидов.
Учитывая, что транспортное средство было размещено на платной парковке на месте, не предназначенном для инвалидов, административная комиссия и судья районного суда правомерно пришли к выводу о наличии в действиях Касухина Ю.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Доводы жалобы Касухина Ю.А. об отсутствии на парковке дорожных знаков, обозначающих места для парковки инвалидов, что на парковке отсутствовали свободные места для инвалидов, в связи с чем он вправе занимать парковочные места вне места знаков парковки для инвалидов, являлись предметом проверки суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы жалобы о том, что транспортное средство являлось транспортным средством, используемым инвалидом, имелся знак «Инвалид», не свидетельствуют ни об отсутствии события административного правонарушения, ни об отсутствии в действиях Касухина Ю.А. состава административного правонарушения.
Согласно пунктам 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 вышеуказанного Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, пользователи парковок (парковочных мест) при размещение транспортных средств, управляемых инвалидами или перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов, обязаны соблюдать требования настоящего Положения, оплатить установленную стоимость пользования данным объектом с учетом фактического времени пребывания на нем и размещать транспортные средства на парковочных местах в соответствии с линиями разметки и указаниями представителя оператора.
Изложенные нормы, как и положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не освобождают от внесения платы при размещении транспортного средства, управляемого инвалидом, в любом свободном парковочном месте платной парковки.
Вышеуказанные нормы Положения определяют порядок размещения транспортных средств на парковочных местах, в том числе предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами, и ограничивает право других лиц на размещение транспортных средств на парковочных местах, конкретно предназначенных в соответствии с Правилами дорожного движения для размещения транспортных средств инвалидов.
На указанной парковке в зоне 206 выделено 1 парковочное место с установкой дорожного знака 6.4 17 «Парковка для инвалидов» по ГОСТ Р 52290-2004.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление судом первой инстанции установлено, что транспортное средство, принадлежащее Касухину Ю.А., размещено на парковочном месте платной парковки, плата не внесена. Также установлен имеющий значение для правильного разрешения дела факт того, что транспортное средство размещено на парковочном месте платной парковки не в месте, предназначенном для инвалидов (отсутствие соответствующего знака), в связи с чем довод о том, что транспортное средство, используется инвалидом, не освобождало Касухина Ю.А. от обязанности внесения платы за парковку.
При этом из имеющихся в деле доказательств достоверно следует, что на платной парковке, расположенной по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Воробьевых, д. 20, имеются дорожные знаки «Парковка» с табличкой «Инвалид».
Отсутствие дорожной разметки, разделяющие парковочные места, из-за заснеженности территории парковки, не свидетельствует об отсутствии необходимости оплачивать парковку. При отсутствии разметки и информационной таблички с точным числом радиуса действия, зона действия знака «Парковка для инвалидов» составляет 1,75 м. по обе стороны, т.е. 3,5 м в общем.
Доводы о рассмотрении жалобы Касухина Ю.А. с нарушением подсудности отклоняются.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 КоАП РФ. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 указанного Кодекса).
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Аналогичный порядок применяется при определении территориальной подсудности рассмотрения жалоб на решения вышестоящих должностных лиц, принятые по результатам рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 вышеназванного Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что жалоба на постановление городской административной комиссии от 20 февраля 2023 года изначально подана в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (л.д. 6).
Определением судьи Московского районного суда г. Чебоксары от 3 марта 2023 года жалоба Касухина Ю.А. направлена в Ленинский районный суд г. Чебоксары (л.д. 15).
Данная жалоба обоснованно рассмотрена 17 апреля 2023 года судьей указанного суда с вынесением соответствующего решения.
Согласно постановлению местом совершения административного правонарушения по настоящему делу является адрес: г. Чебоксары, ул. К. Воробьевых, д. 20.
Указанный адрес относится к подсудности Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики.
Постановление по делу об административном правонарушении от 17 октября 2022 года вынесено в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения материалов фотосъемки, изготовленных при помощи работающего в автоматическом режиме специального технического средства.
В таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, что следует из разъяснений, содержащихся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права влекущих отмену обжалуемых актов административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Оснований признать совершенное административное правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается.
Между тем имеются основания для изменения вынесенных по делу актов, поскольку с учетом обстоятельств настоящего дела доводы жалобы заявителя в части назначенного административного наказания заслуживают внимания.
Санкцией части 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, в числе прочего, подлежат выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из материалов дела следует, что Касухин Ю.А. совершил правонарушение впервые, является инвалидом <данные изъяты> группы (л.д. 17).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно материалам дела сведений об обращении к исполнению назначенного административного наказания в виде штрафа материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая совершение правонарушения впервые (отсутствие в материалах дела данных, свидетельствующих о привлечении к административной ответственности ранее), принцип соразмерности и справедливости наказания, считаю возможным заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение, что соответствует тяжести совершенного заявителем административного правонарушения, отвечает целям административного наказания.
Из постановления о привлечении Касухина Ю.А. к административной ответственности от 20 февраля 2023 года следует, что правонарушение зафиксировано специальным техническим средством «Страж», идентификатор С20-059, свидетельство о поверке №, поверка действительна до 17 марта 2023 года. Эти же данные указаны в решении судьи районного суда.
Между тем, по запросу судьи районного суда от 15 марта 2023 года административным органом представлены материалы административного дела в отношении Касухина Ю.А., в том числе копия свидетельства о поверке средства измерения № (л.д. 25), согласно которому техническое средство «Страж», идентификатор С20-059, прошел поверку 02 августа 2021 года, о чем выдано свидетельство со сроком действия до 1 августа 2023 года.
В связи с изложенным, постановление городской административной комиссии и решение судьи подлежат изменению в части указания даты действия поверки, номера свидетельства о поверке средства измерения.
При таких обстоятельствах постановление городской административной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от 20 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении,предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушения в Чувашской Республике», в отношении Касухина Ю.А. подлежат изменению путем замены административного штрафа на предупреждение, указания даты действия поверки специального технического средства «Страж», идентификатор С20-059 до 1 августа 2023 года, свидетельство о поверке №.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление городской административной комиссии г. Чебоксары от 20 февраля 2023 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Касухина Юрия Александровича изменить путем указания даты действия поверки специального технического средства «Страж», идентификатор С20-059 до 1 августа 2023 года, свидетельство о поверке №,
- заменить административный штраф в размере 1000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу Касухина Ю.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова