Дело №2-762/2024
03RS0044-01-2024-000592-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2024 года село Иглино
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Л.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая в обоснование, что на основании постановления главы администрации <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 разрешен обмен квартирами между ней и ФИО3 и предписано соответствующему органу произвести оформление ордеров в установленном законом порядке. Ордер на руки она не получала. Жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру площадью 51 кв.м., что подтверждается техническим паспортом, выданным ДД.ММ.ГГГГ, инв. №. Вместе с истцом в квартире зарегистрирован ее сын – ФИО5, который отказался от своей доли в приватизации жилого помещения. Считает, что она имеет право оформить указанное жилое помещение в порядке приватизации. Просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: РБ, <адрес> порядке приватизации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по РБ.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела без её участия, что согласно ст. 167 ГПК РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчика Администрации СП Иглинский сельсовет МР <адрес> РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Третье лицо ФИО5, представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом. От третьего лица ФИО5 поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и отказе от приватизации на долю жилого помещения. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РФ граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно – строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно- строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавлиющее значение.
Так, в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года «О практике применения судами жилищного законодательства» «разъяснялось, что «под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке».
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяла, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма являются ордер и договор найма жилого помещения.
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет собой квартиру, общей площадью помещений 51 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, составленным Иглинским участком ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из ЕГРН.
На основании постановления главы администрации <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ произведен обмен квартирами в <адрес> ФИО1, проживающей по пер. Почтовый, <адрес>, жилая площадь 42,2 кв.м., состав семьи три человека и жилой площади ФИО3, проживающему в <адрес>, жилая площадь 30,8 кв.м., состав семьи четыре человека.
Из справки администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанной квартире зарегистрированы: ФИО1 и ФИО5
Как следует из представленных материалов истец ФИО1 зарегистрирована в спорном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из реестровой книге о праве собственности на объект капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ РБ «ГКО и ТИ» ФИО1 по данным учетно-технической документации учреждения собственником жилого помещения, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, не является.
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сведений о наличии имевшихся (имеющихся) прав ФИО1 на объекты недвижимости не имеется.
Таким образом, истец участие в приватизации жилищного фонда не принимала.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: РБ, <адрес>.
Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный объект недвижимости, истец не имеет возможности воспользоваться правом приватизации занимаемого им жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда.
Данных о том, что ответчиком предприняты меры по оформлению спорного жилого помещения в муниципальную собственность с целью дальнейшей передачи его в собственность граждан, занимающего его по договору социального найма, не имеется.
Статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» определено, что граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные им органы, а также предприятия за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 Закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Таким образом, руководствуясь положениями ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» статьями 2, 4, 30 ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178 – ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 27 февраля 2003 года № 29- ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 года № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», разъяснениями данными судам в пункте 5 постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и у неё возникло самостоятельное право пользования им до вступления в силу Жилищного кодекса РФ ввиду предоставления спорного помещения.
Учитывая, что ФИО1 как лицо, имеющее право пользования спорным жилым помещением, приобрела право пользования им на условиях договора социального найма, и соответственно имеет право на приватизацию, предусмотренное статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», ФИО5 также имеющий право на приватизацию данного жилого помещения, согласен признать право собственности за истцом, то требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: РБ, <адрес> Управление Росреестра по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 (ИНН №) к Администрации сельского поселения Иглинский сельский совет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан (ИНН №) о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, удовлетворить.
Признать за ФИО1 (ИНН №) право собственности в порядке приватизации на жилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 51 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий подпись Л.И. Галикеева