РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-152/23 по иску Зыкиной Ольги Валерьевны к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» о признании условия договора недействительным и встречному иску Министерства здравоохранения Самарской области к Зыкиной Ольге Валерьевне о взыскании части компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зыкина О.В. обратилась в суд с иском с учетом уточнения к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» о признании условия п. 2.3.1 Договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта от 24.11.2017 № 90 в части невключения в период работы, установленный п. 1.3 Договора, нахождения Специалиста в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, недействительными; возложении обязанности произвести расчёт возврата в областной бюджет части компенсационной выплаты Зыкиной О.В. с учетом включения в период работы последней в ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» периодов её нахождения в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребёнком.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В., принята на должность врача-эпидемиолога кабинета врача-эпидемиолога поликлиники №, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №. Между Министерством здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» и мной, Зыкиной О.В., ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта. Нахождение Специалиста в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением случаев, перечисленных в абз. 2 ст. 128 ТК РФ, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком не засчитывается в период работы, установленный п. 1.3 Договора. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ я находилась в отпуске по беременности и родам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребёнком. В соответствии с приказом ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС с ДД.ММ.ГГГГ я уволена по собственному желанию (по инициативе работника). Министерством здравоохранения Самарской области направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ № № об обязании в течение 10 рабочих дней со дня её получения возвратить в бюджет Самарской области 624 863 09 рублей, а также штраф в размере 3 124,32 рублей. Расчет суммы возврата произведен Министерством с учетом фактически отработанного мною времени (685 дней при норме 1826 дней) без учета нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в суд со встречным исковым заявлением с учетом уточнения к Зыкиной О.В. о взыскании части компенсационной выплаты в размере 624 863 рубля, процентов за пользование чужими средствами в размере 17 461 рубля 93 копейки. В обоснование заявленных требований указал, что Зыкина О.В., заключив Договор на выплату, приняла на себя обязательство, предусмотренное пунктами 1.3 отработать в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Кинель- Черкасская центральная районная больница») не менее пяти лет (1826 диен) с даты заключения Договора на выплату на условиях нормальной продолжительности рабочего времени. При этом согласно пункту 2.3.1 договора на выплату нахождение специалиста в отпуске без сохранения работной платы, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком не засчитывается в пятилетний период работы. Однако данное обязательство ответчиком не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства поступило информационное письмо ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Зыкиной О.В. и неисполнении ей условий Договора на выплату (прилагается). Зыкина О.В. с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в учреждение, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным с ГБУЗ ГО «Кинель-Черкасская центральная районная больница», и приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ №-Л. За время работы в ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» Зыкина О.В. отработала на условиях нормальной продолжительности рабочего времени 685 календарных дней. Остальные 1141 календарных дней Зыкиной О.В. не отработаны, поскольку дни отпуска без сохранения заработной платы, дни отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком согласно пункту 2.3.1 Договора на выплату не засчитываются в пятилетний период отработки. Таким образом, трудовой договор с ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» Зыкиной О.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от ДД.ММ.ГГГГ №-JIC по инициативе работника на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) - до истечения 5-летнего срока отработки. В связи с чем, Зыкина О.В. обязана возвратить в областной бюджет часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф, предусмотренный пунктом 3.2 Договора на выплату, в размере 0,5 % от части компенсационной выплаты, подлежащей возврату. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истек срок исковой давности для предъявления иска о признании условий Договора на выплату недействительными.
В судебном заседании истец (ответчик по встречному иску) исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, во встречном иске отказать.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) Министерства здравоохранения Самарской области в судебном заседании иск не признала, просил в иске отказать, встречное исковое заявление удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суду представил ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная больница» №-Л от ДД.ММ.ГГГГ и трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. принята на должность врача-эпидемиолога кабинета врача эпидемиолога поликлиники №.
Между Министерством здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» и Зыкиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта, единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей за счет средств федерального бюджета. Уровень софинансирования расходов за счет средств федерального бюджета устанавливается в размере 60%, за счет средств областного бюджета – 40%. Данная выплата была перечислена истцом ответчику платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Предметом договора являлось предоставление единовременной компенсационной выплаты из областного бюджета медицинскому работнику в размере 1 000 000 руб. путем перечисления на счет в банке, указанный в договоре, в течение 30 дней с момента его заключения (пункт 1 договора).
В соответствии с п. 2.3.1 указанного договора от ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. обязана была отработать в течение пяти лет с даты заключения настоящего договора по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.
Нахождение специалиста в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением случаев, перечисленных в абзаце втором статьи 128 ТК РФ, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком не засчитывается в период работы, установленный пунктом 1.3 Договора.
В случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п. п. 5-7 ч. 1 ст. 83, Трудового кодекса Российской Федерации) Зыкина О.В. обязалась возвратить истцу вышепоименованную выплату в размере, рассчитанном с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф, предусмотренный п. 3.2 договора (п.п. 2.3.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ).
Из п. 3.2 договора следует, что в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, специалист выплачивает штраф в бюджет Самарской области в размере 0,5% от части выплаты, подлежащей возврату согласно п. 2.3.2, 2.3.3 договора на выплату.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. находилась в отпуске по беременности и родам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с приказом ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЛС, Зыкина О.В. уволена по собственному желанию ДД.ММ.ГГГГ (пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ) на основании личного заявления.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Самарской области в адрес Зыкиной О.В. направило требование (претензию) исх. №-исх о возврате неосновательно удерживаемых денежных средств в сумме 624 863,09 рублей, а также штрафа в размере 3 124,32 рубля. ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. получила данное требование.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что условие пункта 2 оспариваемого договора, предусматривающее исключение времени пребывания медицинского работника в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком из пятилетнего периода работы в медицинском учреждении, не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим выплату, в связи с чем исковые требования Департамента оставил без удовлетворения.
Из положений Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), законодательством не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать в связи с получением выплаты, на период нахождения медицинского работника в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, предоставление отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком является предусмотренной законом социальной гарантией и нахождение в таких отпусках не может служить основанием для исключения этих периодов из пятилетнего срока необходимой отработки.
Доводы Министерства здравоохранения Самарской области о том, что предоставление единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинского работника отработать не менее 5 лет в сельской местности или возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора до истечения указанного срока. Стороны согласовали условия, предусматривающие не включение в данный срок времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, Зыкина О.В. добровольно приняла на себя такую обязанность, однако, обязанность не выполнила, следовательно, обязана возвратить часть полученной единовременной компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени.
Указанные доводы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании ответчиком (истцом по встречному иску) норм действующего законодательства.
Согласно части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов..
В соответствии с частью 12.2 статьи 51 вышеуказанного Федерального закона иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; 4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.09.2014 № 1868-0, от 25.10.2015 № 2483-0).
Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты в 2017 году медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2017 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта и заключившим договор с министерством здравоохранения самарской области в соответствии с законодательством Российской федерации определен постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения Самарской области» на 2014-2019 годы», действующего на дату заключения договора (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка предоставление компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника осуществляется министерством здравоохранения Самарской области (далее - министерство) за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в соответствии с федеральным законом о бюджете ФОМС на очередной финансовый год, и средств бюджета Самарской области в соотношении 60 и 40 процентов соответственно.
Из приведенного выше нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в сельских населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами. Данная выплата носит единовременный характер, то есть предоставляется медицинским работникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, однократно в течение их трудовой деятельности.
Согласно пункту 2.3.1 договора от ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором. При этом в период работы в медицинской организации не включается время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением случаев, перечисленных в абзаце втором статьи 128 ТК РФ, в отпуске по беременности родам, а также по уходу за ребенком.
В соответствии с п. 2.32 договора от ДД.ММ.ГГГГ Зыкина О.В. приняла на себя обязательства вернуть в областной бюджет не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду (подпункт 2 пункта 2 договора).
Исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной Зыкиной О.В. на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении настоящего спора, является установление факта соблюдения ответчиком взятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно ранее указанному подпункту 1 пункта 2 договора Зыкина О.В. приняла на себя обязательства отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет.
Таким образом, ни законодательством, ни заключенным с Зыкиной О.В. договором не предусмотрено увеличение пятилетнего срока, который в соответствии с договором медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей, на период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком, поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
В ходе рассмотрения дела представителем Министерства здравоохранения Самарской области заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности, поскольку ФИО1 узнала об условиях пункта 2.3.1 при подписании Договора на выплату – ДД.ММ.ГГГГ и согласилась с его условиями, в связи с чем, срок исковой давности стек ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 1 постановления от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснил, что исходя из нормы ст. 195 ГК РФ под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15 постановления Пленума N 43).
В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 указанного Кодекса.
В силу п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Из материалов дела следует, что срок исполнения договора со стороны Зыкиной О.В. должен был окончен в ноябре 2022 года, истцу стало известно о нарушенном праве при получении из Министерства Самарской области претензии от ДД.ММ.ГГГГ № – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, правовых оснований для применения срока исковой давности к требованиям о признании условий договора на выплату недействительными, у суда не имеется.
Кроме того, применение норм закона об истечении срока исковой давности не подлежит применению, поскольку отношения между сторонами является длящимися, оспариваемые положения договора, являются недействительными, как противоречащие положениям действующего законодательства, как на момент заключения договора, так и по настоящее время. В противном случае отказ суда в установлении ничтожности условия договора, не имеющего юридической силы, повлечет возникновение неправового результата в виде обязанности стороны в сделке исполнить ее в недействительной части.
При таких обстоятельствах, анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом требований ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ суд полагает, что требования Зыкиной О.В. к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» о признании условия п. 2.3.1 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее медицинское образование, прибывшим в 2016 и 2017 годам на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в период работы, установленный п. 1.3 Договора, нахождения специалиста в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком недействительным; применении последствий недействительности условия договора в виде расчета возврата в областной бюджет части компенсационной выплаты Зыкиной О.В. с учетом включения в период работы Зыкиной О.В. в ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, подлежат удовлетворению.
Несмотря на вышеизложенное, разрешая спор по встречному иску Министерства здравоохранения Самарской области к Зыкиной О.В., суд исходит из того, что ответчик Зыкина О.В. не выполнила в полном объеме обязательства по отработке в учреждении здравоохранения пятилетнего срока, предусмотренного договором от ДД.ММ.ГГГГ №№, в связи с чем имеются правовые основания для взыскания с ответчика части единовременной компенсационной выплаты, в связи с чем, встречный иск подлежит удовлетворению в части взыскания с Зыкиной О.В. в пользу Министерства здравоохранения Самарской области части компенсационной выплаты в сумме 71193,87 рублей с учетом включения в период работы последней в ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская центральная районная больница» периодов ее нахождения в отпуске по беременности и рода, а также в отпуске по уходу за ребенком. Расчет взыскиваемой суммы по запросу суда представлен Министерством здравоохранения Самарской области, проверен судом и признан верным. Представитель ответчика также согласился с представленным расчетом и просил принять его во внимание при принятии решения.
Также обоснованы и подлежат частичному удовлетворению требования Министерства здравоохранения Самарской области о взыскании с Зыкиной О.В. в порядке ст. 395 ГК РФ процентов за пользование чужими денежными средствами -71193,87 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со следующего дня после истечения 10 рабочих дней с момента получения ответчиком (ДД.ММ.ГГГГ) - истцом претензии Министерства, по день вынесения решения - ДД.ММ.ГГГГ, исходя из ключевой ставки Банка России, действующий в указанный период, в сумме 1989, 53 рубля в соответствии со ст. 395 ГК РФ и п. 3.3 Договора.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Зыкиной О.В. в доход местного бюджета подлежат взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворённых требований в сумме 2395,50 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Зыкиной Ольги Валерьевны к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» о признании условия договора недействительным – удовлетворить.
Признать условие п. 2.3.1 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее медицинское образование, прибывшим в 2016 и 2017 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт или рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта от ДД.ММ.ГГГГ № в части невключения в период работы, установленный п. 1.3 Договора, нахождения специалиста в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком недействительным.
Применить последствия недействительности условия договора в виде расчета возврата в областной бюджет части компенсационной выплаты Зыкиной О.В. с учетом включения в период работы Зыкиной О.В. в ГБУЗ Самарской области «Кинель-Черкасская центральная районная больница» периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Встречный иск Министерства здравоохранения Самарской области к Зыкиной Ольге Валерьевне о взыскании части компенсационной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, – удовлетворить частично.
Взыскать с Зыкиной Ольги Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ России по Самарской области в Кинельском районе, в пользу Министерства здравоохранения Самарской области ИНН № КПП № часть компенсационной выплаты в сумме 71193,87 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1989, 53 рубля, а всего 73183,40 рублей.
Взыскать с Зыкиной Ольги Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт РФ №, выдан ДД.ММ.ГГГГ России по Самарской области в Кинельском районе, в доход местного бюджета госпошлину в сумме 2395,50 рубля.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.03.2023 года.
Судья: О.П. Коваленко