№ 12-710/2021
12-712/2021
РЕШЕНИЕ
г. Кострома 22 ноября 2021 года
Судья Свердловского районного суда г. Костромы Горохов Д.А.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Ширяева А.В.,
представителей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Изотовой Э.С., Груздевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Ширяева А.В. на постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июля 2021 года в отношении
Ширяева А.В., родившегося <дата> в <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, работающего начальником группы производственного контроля АО «Газпром газораспределение Кострома»,
о назначении административного наказания по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, а также на представление того же должностного лица от 08 июля 2021 года в отношении Ширяева А.В. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Согласно обжалуемому постановлению Ширяев А.В. признан виновным в нарушении требований промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что выявлено при проведении в период с 11 мая по 08 июня 2021 года плановой выездной проверки в АО «Газпром газораспределение Кострома», за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. В связи с этим вынесено преставление об устранении причин и условий, способствовавших совершению указанного правонарушения.
В жалобе заявитель просит отменить постановление о назначении административного наказания и прекратить дело об административном правонарушении, отменить представление, вынесенное в связи с установлением факта данного правонарушения, которые считает незаконными и необоснованными ввиду недоказанности события административного правонарушения, приводит следующие доводы:
- постановление вынесено вопреки требованиям законодательства РФ, содержит неопределённость, неконкретность в части выявленных нарушений требований нормативных актов, что исключает возможность принятия мер по устранению нарушений, которые вменены необоснованно,
- пп. «в», «г», «с» п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года №1661 (далее — Положения о лицензировании), ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «а», «е» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870 (далее - Технического регламента), не нарушены,
- в указанных нормах определены общие требования, предъявляемые к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, по содержанию охранных зон газораспределительных сетей, осуществлению производственного контроля, мониторинга и устранения утечек газа, касающиеся повреждения изоляционного покрытия (окраски), наличия опознавательных знаков, информации, отображаемой на данных знаках, не приведено конкретных требований о периодичности такого мониторинга, выполнения работ по очистке охранных зон газопроводов от посторонних предметов, древесно-кустарниковой растительности, об обозначении на опознавательных знаках углов поворотов газопроводов, о запасе резьбы, сроках устранения выявленных нарушений,
- в АО «Газпром газораспределение Кострома» мониторинг технического состояния осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 54983-2012, Р 54961-2012, производственной инструкции, утверждённой главным инженером общества 29 марта 2021 года (далее - производственной инструкции), распоряжениями генерального директора общества от 24 сентября 2018 года №53, от 20 апреля 2021 года №22 о периодичности мониторинга технического состояния пунктов редуцирования газа, которыми он руководствовался,
- нарушения, перечисленные в п.1, 5, 6, 7, 8, 19, 21, 23, 24, 25, выявлены в ходе мониторинга проведённого обществом в 2021 году, указаны в эксплуатационной документации, подлежали устранению в установленном порядке при выполнении регламентных работ, по состоянию на 15 июля 2021 года нарушение, указанное в п.8 устранено,
- в ходе проверки, по результатам которой вынесено постановление, не изучалась эксплуатационная документация с результатами мониторинга технического состояния, поэтому вывод о том, что общество не осуществляет такой мониторинг, не устраняет повреждения лакокрасочного покрытия, неверен,
- при проверке не выявлено утечек газа, вследствие чего ссылка на нарушение пп. «а» п.70 Технического регламента неправомерна,
- согласно п.11.6 ГОСТ 24856-2014 рукоятка запорной арматуры является элементом ручного управления арматурой, а не частью арматуры, в соответствии с ГОСТ 12.2.063-2015, требованиям завода-изготовителя, указанным в эксплуатационном паспорте, руководстве по эксплуатации, отсутствие рукоятки шарового крана КШ-50 не является нарушением и основанием для прекращения эксплуатации запорной арматуры, данная рукоятка снята в целях несанкционированного перекрытия запорной арматуры, в случае необходимости данную рукоятку можно взять в соседнем помещении, куда имеется круглосуточный доступ,
- в соответствии с пп. «а» п.56 Технического регламента предписано обеспечивать соблюдение технических решений, предусмотренных проектной документацией, в данной документации отсутствуют требования о наличии хомутов на шлангах продувочных свечей и отмостки ковера, объекты построены в соответствии с проектной документацией, что подтверждено актами приемки, строительным паспортом, подписанным, в том числе представителями Ростехнадзора,
- газопроводы низкого давления (до 0,005 МПа), на которых выявлены нарушения, не входят в состав опасных производственных объектов 3 класса опасности, определённых в приложении 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, поэтому не являлись объектами проверки в рамках осуществления лицензионного контроля в соответствии с распоряжением от 27 апреля 2021 года, на основании которого проводилась проверка,
- Положением о лицензировании, Федеральным законом от 21 июля 1997 года №116-ФЗ, Правилами безопасности сетей газопотребления и газораспределения, утверждёнными Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №531, не установлены конкретные требования к состоянию футляра в месте входа газопровода в здание,
- согласно п.6 ГОСТ Р 54983-2012 и п.2.1 производственной инструкции, введённой в действие распоряжением директора общества от 20 апреля 2021 года №22, очистка охранных зон газопроводов от посторонних предметов, древесно-кустарниковой растительности выполняется при техническом обслуживании газопроводов, такое обслуживание по графику запланировано на июль 2021 года, по состоянию на 15 июля 2021 года указанная растительность вырублена,
- вывод о нарушении пп. «з» п.5 Положения о лицензировании неправомерен, в ходе проверки не выявлено нарушений при осуществлении производственного контроля, не проверены документы, подтверждающие осуществление такого контроля,
- в районе колодца №209 по ул.Ленина г.Кострома велись работы по строительству жилого комплекса, в результате которых люк газового колодца оказался ниже отметки дорожного покрытия, демонтирован опознавательный знак колодца, в соответствии с п.6.3.1, 6.3.3 ГОСТ Р 54983-2012 и п.2.1 производственной инструкции устранение нарушений условий безопасной эксплуатации газопроводов, выявленных в ходе технического осмотра, проверка состояния газовых колодцев, восстановление и замена опознавательных знаков, настенных указателей привязок подземных газопроводов, габаритных знаков надземных газопроводов в местах подъезда автотранспорта производится при техническом обслуживании газопроводов, по графику такое обслуживание запланировано на июль 2021 года, при его выполнении будет устранено оседание люка колодца, по состоянию на 15 июля 2021 года опознавательный знак установлен,
- в п.17 Технического регламента содержится требование о маркировке подземных газопроводов с помощью опознавательных знаков с информацией о диаметре газопровода, давлении в нём, глубине залегания газопровода, материале труб, расстоянии до газопровода, телефонных номерах аварийно-спасательной службы организации, эксплуатирующей участок газопровода, эти данные отражены на опознавательных знаках, установленных на обслуживаемых подземных газопроводах, требование обозначать углы поворота газопроводов в указанном пункте отсутствует,
- согласно пп.«а» п.56 Технического регламента должно обеспечиваться соблюдение технических решений, предусмотренных проектной документацией, в такой документации - «Газификация завода Красная Маевка» №4532, разработанной в 1970 году, не предусмотрено устройство отмостки газового колодца, наружный газопровод на данном объекте построен в соответствии с требованиями проектной документации, что подтверждено актом приёмки газопровода от 24 марта 1972 года,
- в соответствии с п.6.2.2, 6.2.5, 6.2.7, 6.3.1 ГОСТ Р 54983-2012, п.2.2.1 производственной инструкции, распоряжением генерального директора общества от 24 сентября 2018 года №53 при техническом осмотре газопроводов выполняется проверка посредством внешнего осмотра состояния сооружений, технических устройств надземной установки, настенных знаков привязок газопровода, крышек газовых колодцев, технический осмотр трассы газопровода, вне поселений такая проверка проводится 1 раз в 6 месяцев, на момент проверки такой осмотр не проводился, запланирован на 17 июня 2021 года, при выполнении мониторинга технического состояния утечка газа может определяться по внешним признакам, в частности, появлению пузырей, в связи с этим заполнение контрольной трубки водой не исключает возможности определения утечки газа,
- в соответствии с п.8.3.5 ГОСТ Р 54983-2012, п.2.4.2 производственной инструкции при текущем ремонте оборудования пункта редуцирования газа выполняется восстановление окраски шкафов этих пунктов, ограждений, газопроводов обвязки и технических устройств, такой ремонт запланирован на август-сентябрь 2021 года,
- вопреки п.17 обжалуемого постановления изолирующее соединение, осмотренное в ходе проверки, исправно, выполняет свои функции, нарушений при его работе не выявлено,
- вопреки п.18 обжалуемого постановления в соответствии с п.6.3.1 ГОСТ Р 54983-2012, п.2.1 производственной инструкции устранение нарушений условий безопасной эксплуатации газопроводов, выявленное при техническом осмотре, производится при техническом обслуживании газопроводов, согласно графику на момент осуществления проверки данное обслуживание ещё не проводилось, по состоянию на 15 июля 2021 года нарушение устранено,
- вопреки п.22 обжалуемого постановления при проведении технического осмотра газопровода 29 апреля 2021 года просадка грунта в месте выхода газопровода из земли выявлена работниками Буйской РЭС, о чём свидетельствует запись в эксплуатационном журнале по маршруту №30, согласно графику техническое обслуживание данного газопровода на момент проверки не проводилось, запланировано на 08 июня 2021 года, в назначенное время указанное нарушение устранено,
- вопреки п.26 обжалуемого постановления при проведении технического осмотра газопровода 22 апреля 2021 года выявлено нарушение, о чём свидетельствует запись в эксплуатационном журнале по маршруту №4-8, согласно графику техническое обслуживание данного газопровода на момент проверки не проводилось, запланировано на 29 июля 2021 года, в ходе данного обслуживания нарушение будет устранено, в рамках проверки эксплуатационная документация с результатами мониторинга технического состояния не проверялась,- согласно Приказу Ростехнадзора от 02 марта 2021 года №81 в перечень нормативных актов, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, привлечения к административной ответственности, не входит ГОСТ Р 54983-2012, поэтому ссылка на него в п.13, 26, 27 обжалуемого постановления неправомерна,
- в соответствии с п.2, 3 ст.15 Федерального закона от 31 июля 2020 года №247-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в актах, вступивших в силу до 01 января 2020 года, не допускается, несоблюдение требований, содержащихся в актах, вступивших в силу до 01 января 2020 года, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности, в связи с этим ссылка в постановлении на нарушения пунктов СП 42-101-2003, введённого в действие 08 июля 2003 года, распоряжения Правительства РФ от 10 июня 2011 года №1005-р неправомерна,
- в нарушение п.1 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ срок проведения проверки превысил 20 рабочих дней, распоряжение руководителя Управления Ростехнадзора о продлении срока проверки в соответствии с ч.3 ст.13 данного закона отсутствовало, сложные, длительные исследования, испытания, специальные экспертизы, расследование по делу не проводились,
- в распоряжении Ростехнадзора от 28 мая 2021 года неверно указаны дата и номер, распоряжения, в которое вносится изменение, вместо «от 24 апреля 2021 года №РП-215-2251-о» указано «от 20 апреля 2021 года №РП-212-2129-о», а также определён срок проведения проверки – не более 14 дней, что не соответствует указанному периоду проверки с началом 11 мая 2021 года и окончанием не позднее 08 июня 2021 года, который превышает 14 рабочих дней.
В судебном заседании Ширяев А.В. поддержал доводы жалоб.
В отзыве на жалобу на постановление представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит оставить постановление, которое считает законным и обоснованным, без изменения, жалобу без удовлетворения. Ссылается на выявление в ходе проверки нарушений пп. «а», «е» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870, отражённых в акте проверки от 08 июня 2021 года и п.1, 5, 6, 7, 19, 21, 23, 24, 25 постановления; нарушения п.26 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года №878, отражённого в п.9 постановления. Обращает внимание на возможность продления срока проведения плановой выездной проверки не более чем на 20 рабочих дней согласно п.3 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, подтверждение виновности заявителя материалами дела, его привлечение к административной ответственности с соблюдением установленной процедуры и положений ст.1.5, 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания в минимальном размере с учётом требований ст.4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ. Указывает на ч.1 ст.9, ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отсутствие доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер для недопущения административного правонарушения, существования чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, исключавших соблюдение требований, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности. Отмечает, что совершённое правонарушение посягает на безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов, что создает угрозу аварийных ситуаций на данных объектах и свидетельствует о высокой степени опасности правонарушения.
Заслушав выступления участников процесса, изучив представленные материалы, дело об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобах, отзыве, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.1.5, 24.1, 29.10 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административном ответственности, подлежат толкованию в пользу этого лица, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное установление обстоятельств дела об административном правонарушении, постановление по такому делу должно содержать мотивированное решение о виновности либо невиновности лица в административном правонарушении.
Положениями ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По смыслу диспозиции данной нормы административное правонарушение образуют конкретные нарушения указанных требований и условий, которые в соответствии со ст.28.2, 29.10 КоАП РФ подлежат отражению в протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания, равно как и конкретные обязанности должностного лица, в случае, когда их невыполнение находится в причинной связи с выявленными нарушениями.
Согласно обжалуемому постановлению Ширяев А.В. признан виновным в нарушении ряда лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов, а именно требований ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пп. «в», «г», «с» п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 года №1661, п.17, 68, пп. «а», «в», «г» п.69, пп. «а», «д», «е», «ж», «з» п.70 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870, п.6 Правил безопасности сетей газораспрелеления и газопотребления, утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №531, п.26 Правил охраны газораспределительных сетей, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года №878, п.4.20, 4.51 СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», п.6.2.5 ГОСТ Р 54983-2012, распоряжения Правительства РФ от 10 июня 2011 года №1005-р.
Данные нарушения выразились в необеспечении мониторинга и устранения повреждения изоляционного покрытия (окраски) продувочной свечи в котельной №4 г.Костромы, неисправности трубопроводной арматуры в виде отсутствия рукоятки крана котельной №4 г.Костромы, неисправности лакокрасочного покрытия газопроводов и газораспределительного пункта шкафного (ГРПШ), отсутствия хомутов на шлангах продувочных свеч и заделывания футляра газопровода в местах входа газопровода в здание, присутствия деревьев, древесно-кустарниковой растительности в охранной зоне подземных газопроводов, отсутствия опознавательного знака у колодца №209, необозначения углов поворота газопровода у газораспределительного пункта (ГРП) №3 г.Костромы, установления люка колодца №209 ниже отметки дорожного покрытия при отсутствии отмостки, заполнения водой контрольной трубки на пересечении автодороги Кострома-Судиславль в районе д.Глазово, вследствие чего отсутствует возможность определения утечки газа, повреждения на отдельных участках наружного надземного газопровода, ГРПШ №630, мачте молниприемника ГРПШ изоляционного покрытия (окраски), закручивания гайки наполовину резьбы на нижнем болте изолирующего соединения ГРПШ №631, повреждения изоляционного покрытия в месте выхода газопровода из земли в ограждении шкафного пункта распределения газа (ШПРГ) №58Б, присутствия следов коррозии внутри ШПРГ №58Б, необозначения углов поворота газопровода в г.Буй, присутствия следов коррозии на наружном газопроводе котельной ГПТУ №2, просадки грунта в ограде ГРПШ №21Б в месте выхода газопровола низкого давления из земли, присутствия следов коррозии внутри ГРПШ №21Б, №70Б и повреждения изоляционного покрытия (окраски) трубы наружного газопровода, установления ковера с отключающим устройством КШ-112Г ниже отметки дорожного покрытия, отсутствия отмостки вокруг ковера КШ-204Г.
При этом в постановлении сделаны выводы о том, что выявленные нарушения свидетельствуют о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, АО «Газпром газораспределение Кострома», не принявшего мер по их недопущению, и виновности данного юридического лица, которую подтверждают акт проверки, протокол об административном правонарушении.
Наряду с этим в постановлении признано виновным в том же правонарушении должностное лицо — начальник группы производственного контроля АО «Газпром газораспределение Кострома» Ширяев А.В., отмечено, что тот ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией №73 от 30 апреля 2021 года. Между тем соответствующие неисполненные положения данной должностной инструкции в постановлении не отражены, к протоколу об административном правонарушении, материалам дела, представленным в суд, инструкция не приобщена.
Также в постановлении констатировано наличие у указанного должностного лица возможности для соблюдения норм, нарушения которых установлены при проверке, однако не приведено аргументов, опровергающих доводы заявителя, в частности об установлении производственной инструкцией, соответствующими распоряжениями директора АО «Газпром газораспределение Кострома» периодичности мероприятий по мониторингу технического состояния пунктов редуцирования газа, которые осуществлялись по графику и должным образом исполнялись, о соблюдении проектной документации при эксплуатации проверяемых объектов, неконкретности, неправомерности ряда ссылок в постановлении на положения нормативных актов при описании нарушений, выявленных в ходе проверки.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление, содержащее противоречивый вывод о виновном лице, не может быть признано надлежаще мотивированным, отвечающим требованиям ст.24.1, 29.10 КоАП РФ, подлежит отмене ввиду допущенного существенного нарушения данных процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело, равно как и оспариваемое заявителем представление об устранении причин, условий, способствовавших совершению административного правонарушения, основанное на выводах, содержащихся в постановлении, с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, в ходе которого надлежит проверить и дать надлежащую оценку доводам заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
решил:
Жалобы Ширяева А.В. на постановление и представление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июля 2007 года по делу об админстративном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Ширяева А.В. удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июля 2007 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Ширяева А.В., представление указанного должностного лица от 08 июля 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное по данному делу отменить на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ввиду существенного нарушения процессуальных требований, не позволившего всесторонне, полно, объективно рассмотреть дело.
Дело об административном правонарушении в отношении Ширяева А.В. возвратить на новое рассмотрение в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Горохов Д.А.