Дело № 12-118/2022
Судья: Трынова Г.Г.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
21 июня 2022 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, специалиста-эксперта отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Управления Роспортребнадзора по Чувашской Республике Архиповой И.А. на постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Терехиной Марины Владимировны,
установил:
постановлением судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Терехиной М.В. прекращено в связи с малозначительностью правонарушения с объявлением устного замечания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, специалист-эксперт отдела правового обеспечения, государственной службы и кадров Управления Роспортребнадзора по Чувашской Республике Архипова И.А. просит об отмене постановления судьи районного суда и о направлении дела на новое рассмотрение в районный суд, приводя доводы о незаконности указанного акта. В обоснование жалобы указывает, что совершенное Терехиной М.В. административное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное; доводы Терехиной М.В. о попытках и принятии мер по размещению результатов теста в предусмотренный срок ничем не подтверждаются.
В судебном заседании представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Емельянова М.В. жалобу поддержала, пояснила, что до настоящего времени Терехиной М.В. не размещена информация о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике Емельяновой М.В., возражения Терехиной М.В., нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Частью 2 данной статьи предусмотрена административная ответственность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Подпунктом 2.2 пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача РФ № 13 от 21 апреля 2021 года) гражданам предписано в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 2 июля 2021 года № 17 в Постановление Главного Государственного санитарного врача от 18 марта 2020 года № 7 внесены изменения.
В силу подпункта 2.2 пункта 2 Постановления (в редакции от 2 июля 2021 г. № 17) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку, морских и речных судов, поездных и локомотивных бригад международного железнодорожного сообщения, водителей автомобилей международного автомобильного сообщения) необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом данного подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Как усматривается из материалов дела, Терехина М.В., прибыв 8 августа 2021 года на территорию Российской Федерации из <данные изъяты> авиарейсом №, посадочное место №, в течение четырех календарных дней (до 12 августа 2021 года) со дня прибытия на территорию Российской Федерации не разместила информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении Терехиной М.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Прекращая производство по данному делу об административном правонарушении, судья Московского районного суда г. Чебоксары признал совершенное Терехиной М.В. административное правонарушение малозначительным, сочтя, что нарушение, допущенное Терехиной М.В. не могло повлечь неблагоприятных последствий для общественных отношений, защищаемых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку она по прибытию на территорию РФ своевременно сдала ПЦР тест, результат которого был отрицательный; по прилету в течение 4 дней ею были предприняты меры по размещению информации о результатах теста в Едином портале государственных и муниципальных услуг, но по техническим причинам данные сведения не сохранились; эти сведения размещены ею надлежащим образом повторно сразу же после получения ею информации, что ранее размещенные сведения не сохранились; данные объяснения она не смогла дать, поскольку не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и по состоянию здоровья не смогла явиться для составления протокола. Также судья учел тенденцию к снижению заболеваемости COVID-19 в мировом масштабе и Российской Федерации.
С указанным выводом согласиться нельзя.
Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В вину Терехиной М.В. вменено невыполнение в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в установленный срок санитарно-эпидемиологических мероприятий по размещению информации о результате лабораторного исследования на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, когда действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного деяния и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений (статья 2.9). В то же время административное правонарушение не может быть признано малозначительным исходя из личности и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица, добровольного устранения последствий правонарушения, возмещения причиненного ущерба. Данный вывод выражен Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 28.06.2018 № 1650-О.
Аналогичная правовая позиция приведена и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
По смыслу приведенных норм и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, если с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положенное в основу решения о признании вменяемого Терехиной М.В. административного правонарушения малозначительным суждение судьи районного суда о том, что совершенное названным лицом деяние не могло повлечь неблагоприятных последствий для общественных отношений, защищаемых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не учитывает приведенные выше положения и должным образом не мотивировано.
При этом исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства, оценка которых позволила прийти к выводу о возможности освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, в обжалуемом судебном акте не приведены.
Судья районного суда выводы об освобождении Терехиной М.В. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения мотивировав также тенденцией к снижению заболеваемости COVID-19 в мировом масштабе и Российской Федерации, а также тем, что она предпринимала попытки для размещения результатов тестирования на интернет-сайт.
Сама по себе попытка размещения результатов тестирования на интернет-сайте, размещение сведений надлежащим образом повторно после получения информации, что ранее размещенные сведения не сохранились, основанием для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не является. Указанные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания (абзац 5 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5).
Кроме того, доказательств наличия технических сбоев в работе Единого портала государственных и муниципальных услуг в рассматриваемый период времени, что явилось причиной невозможности размещения информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг, а также о предпринятых попытках размещения информации Терехиной М.В. не представлено. Сведений о том, что Терехина М.В. обращалась в службу поддержки интернет-сайта (https:www.gosuslugi.ru/400705/1) в связи с некорректной работой сайта, в материалах дела не имеется.
Также следует отметить, что в постановлении судьи содержатся противоречивые выводы. Так, делая вывод о наличии в действиях Терехиной М.В. состава административного правонарушения, судья указал, что пренебрежительное отношение граждан к соблюдению требований органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, предусмотренных противоэпидемических мероприятий, предусмотренных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7, значительно повышает риск угрозы возникновения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и существенно нарушает охраняемые общественные отношения в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения. При этом, признавая правонарушение малозначительным, судья указал, что нарушение, допущенное Терехиной М.В., не могло повлечь неблагоприятных последствий для общественных отношений, защищаемых ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
При разрешении вопроса о малозначительности совершенного правонарушения, судья районного суда указал, что принимает во внимание, что Терехина М.В. не была надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Между тем, указанные обстоятельства на предмет наличия процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении при рассмотрении дела судом не исследовались. Кроме того, они не свидетельствуют о малозначительности совершенного правонарушения. Данные обстоятельства, в случае подтверждения ненадлежащего извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, являются существенными процессуальными нарушениями, которые влекут прекращения производства по делу по иным основаниям.
Применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие на то достаточных оснований свидетельствует о том, что задачи, установленные статьей 24.1 настоящего Кодекса, не выполнены, судом первой инстанции допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с этим, доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для признания совершенного Терехиной М.В. правонарушения малозначительным заслуживают внимания.
Следовательно, состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление в отношении Терехиной М.В. законным и обоснованным признать нельзя.
При таких обстоятельствах постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Терехиной М.В. подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица в Верховном Суде Чувашской Республике срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 указанного Кодекса подлежит направлению в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Терехиной Марины Владимировны отменить.
Дело об административном правонарушении направить в Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова