Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-278/2022
УИД 43RS0031-01-2022-000364-71
10 ноября 2022 года пос. Подосиновец.
Подосиновский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Доника О.М., при секретаре судебного заседания Вязьминовой Т.Г., с участием заместителя прокурора Подосиновского района Бушкова А.И., представителя ответчика - администрации Подосиновского городского поселения Крутоумовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Подосиновского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области в лице администрации Подосиновского городского поселения о признании бездействия незаконным, об обязании организовать работы по сносу расселенных аварийных домов,
установил:
прокурор Подосиновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Подосиновского городского поселения, в обоснование требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда выявлено, что ответчик является собственником многоквартирных жилых домов № и №, расположенных по <адрес> пгт. <адрес>. Данные дома согласно техническим отчетам № ОС-33-18, ОС-34/18 находятся в аварийном состоянии. Согласно областной адресной программе "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2019 годы", утв. Постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 N 213/365, указанные многоквартирные дома должны быть снесены не позднее 30 декабря 2019 года. Переселение жильцов из указанных домов завершено, дома фактически не эксплуатируются и не снесены. По мнению прокурора, непригодные для проживания аварийные дома не исключают совершения в них правонарушений, проникновение в них лиц, имеющих противоправные намерения, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц. Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, ст. 37 ФЗ № 389-ФЗ от 30.12.2009, ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003, прокурор просит признать бездействие администрации Подосиновского городского поселения в части организации работ по сносу аварийных домов незаконным, обязать ответчика в срок до 31.12.2022 года организовать снос вышеуказанных аварийных домов.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал, полагая, что администрация поселения располагала достаточно временем для выселения граждан и сноса аварийных домов.
Представитель ответчика администрации Подосиновского городского поселения Крутоумова М.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, указала, что квартиры в аварийных жилых домах являются муниципальными, <адрес> свободен от проживания, последние его граждане снялись с регистрационного учета в июле 2022 г., в связи с чем <адрес> будет снесен до 31.12.2022 г.; в части жилого <адрес> исковые требования не признала, ссылаясь на наличие в доме постоянной регистрации нанимателя ФИО1, при этом указала, что Захаровы в настоящее время дом освободили, вещи вывезли, ключи возвратили, просит установить срок для сноса <адрес> до июня 2023 года.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу п. 3, 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Во исполнение Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365 утверждена областная Программа «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда» на 2013 - 2019 годы".
Задачами указанной Программы являются переселение граждан, проживающих в аварийных многоквартирных домах, в благоустроенные жилые помещения в возможно сжатые сроки, снос или реконструкция аварийных многоквартирных домов.
Как установлено в судебном заседании, квартиры многоквартирных жилых домов № и № по <адрес> в пгт. <адрес>, являются собственностью Подосиновское городское поселение <адрес>.
Указанные многоквартирные жилые дома признаны аварийным и подлежащими сносу, включены в областную адресную программу "Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2019 годы", утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 N 213/365.
Программой установлены планируемая дата окончания переселения жильцов домов по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ и дата сноса многоквартирных домов - ДД.ММ.ГГГГ.
Объяснениям представителя ответчика в судебном заседании подтверждается, что жилые дома по <адрес> № и № в настоящее время свободны от проживания, последние граждане из жилого <адрес> (Коноплевы) снялись с регистрационного учета – ДД.ММ.ГГГГ, в жилом <адрес> зарегистрирована наниматель ФИО1, семья которой в настоящее время освободила квартиру.
Решением Подосиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № наниматель ФИО1 и члены ее семьи ФИО1, ФИО1 выселены из <адрес> многоквартирном <адрес>, подлежащим сносу и расположенном по адресу: <адрес>, с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения - квартиры общей площадью 37 кв.м. по адресу: <адрес>.
До ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из ЕГРН, ФИО1 ч ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома с земельным участком по адресу: <адрес>, пер.Садовый, <адрес>, которые приобрела по договору купли-продажи от 11.08.2021
Как установлено из акта осмотра жилого помещения, составленного администрацией поселения, информации судебного - пристава исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес>, объяснений представителя ответчика, <адрес> в <адрес> не используется, освобождена должником ФИО1 и членами ее семьи, ключи квартиры переданы ответчику.
Исходя из того, что обязанности по надлежащему содержанию, охране и принятию мер, предупреждающих причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе мер, препятствующих несанкционированному доступу людей в здания в период их неэксплуатации, обеспечения безопасности населения, возлагаются городское поселение как собственника спорных многоквартирных жилых домов, учитывая, что указанные многоквартирные жилые дома признаны аварийными и свободны от проживания граждан, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и возложении на администрацию Подосиновского городского поселения обязанности произвести снос аварийных жилых домов № и № по <адрес>.
Вопреки доводам представителя ответчика, наличие регистрации по месту ФИО1 в спорном жилой <адрес> не является основанием для отказа в заявленных требованиях, поскольку снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда (ст. 7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пп. "е" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).
Разрешая требования прокурора в части признания бездействия администрации поселения незаконным, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, жилой <адрес> свободен от проживания граждан, последние его жильцы снялись с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени дом не снесен, доказательств, направленных на организацию работ по сносу дома, не представлено, что свидетельствует о допущенном незаконном бездействии администрации в этой части.
Учитывая, что нанимателю квартиры в <адрес> ФИО1 была предоставлена отсрочка исполнения решения суда по иску о выселении, квартира освобождена в ноябре 2022, о чем свидетельствуют представленный акт и информация судебного пристава-исполнителя, в связи с этим суд не усматривает оснований для признания бездействия администрации поселения в отношении данного жилого дома незаконным.
Руководствуясь требованиями ст.ст. 204, 206 ГПК РФ, учитывая мнение представителя ответчика, необходимость бюджетного финансирования мероприятий по сносу аварийных жилых домов, поиск подрядной организации для проведения работ по сносу, суд полагает необходимым установить срок для исполнения настоящего решения суда в части сноса жилого <адрес>, - до ДД.ММ.ГГГГ, жилого <адрес>, - до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Подосиновского района Кировской области удовлетворить частично.
Признать бездействие администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области в части организации работ по сносу <адрес> незаконным.
Обязать муниципальное образование Подосиновское городское поселение Подосиновского района Кировской области в лице администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области организовать снос аварийных домов, расположенных по адресам: пгт. <адрес>, - в срок до 31.12.2022 года; по <адрес> пгт. Подосиновец, <адрес>, - в срок до 01.06.2023 года.
В удовлетворении исковых требований в части признания бездействия администрации Подосиновского городского поселения Подосиновского района Кировской области в части организации работ по сносу <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.М. Доника
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.