№
УИД №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Верхневилюйск ДД.ММ.ГГГГ
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А., при секретаре судебного заседания Поповой А.А., с участием заместителя прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Тамалаканская СОШ» МР «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Верхневилюйского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства в сфере охраны здоровья обучающихся. По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Тамалаканская СОШ» при наличии электронных средств обучения не проведено исследование вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в кабинетах, в которых установлены электронные средства обучения. Указывая на изложенное, истец просит обязать в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу провести контроль аэроионного состава воздуха в помещениях, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электротехнические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие оргтехники.
Ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, ходатайством просят рассмотреть дело без их участия.
При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
В судебном заседании заместитель прокурора Верхневилюйского района Николаев П.Д. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» в отзыве на исковое заявление выразила свое несогласие с иском, просила привлечь по делу в качестве соответчика МКУ «Управление образования».
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу п. 2.4.5 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), которые утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее Решение).
Согласно п. 10.1 Приложения 7.1 Решения, нормативы, допускающие уровни воздействия аэроионов, установленных в п. 10, распространяются на производственные и общественные помещения, где может иметь место аэроионная недостаточность или избыток аэроионов, включая помещения, в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электростатические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие виды оргтехники.
Пунктом 10.5 Приложения 7.1 Решения установлены случаи контроля аэроионного состава воздуха, и, согласно указанным требованиям, определяется в порядке планового контроля не реже одного раза в год.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями законодательства в сфере охраны здоровья обучающихся. По результатам проверки установлено, что в МБОУ «Тамалаканская СОШ» при наличии электронных средств обучения не проведено исследование вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в кабинетах, в которых установлены электронные средства обучения.
Выявленные нарушения способствуют возникновению негативных последствий, создают угрозу жизни и здоровью, как учащихся, так и работников. Указанный факт нарушает права на охрану здоровья обучающихся образовательной организации.
Из ответа начальника МКУ «Управление образования» МР «Верхневилюйский улус (район)» № 338 от 21 июня 2023 года следует, что проведение исследования вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в 2023 году невозможно в связи с нехваткой средств в бюджете МР «Верхневилюйский улус (район)» (л.д. 13).
Между тем, обязанность по финансированию проведения в образовательной организации исследования вредного воздействия от компьютеров на уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе в кабинетах, в которых установлены электронные средства обучения возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем ответчика МБОУ «Тамалаканская СОШ» является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)».
При вышеуказанных обстоятельствах, доводы представителя ответчика - администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» о привлечении в качестве соответчика МКУ «Управление образования» несостоятельны, поскольку МКУ «Управления образования» не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей, установленных законом, в том числе по финансированию муниципальных образовательных учреждений. Кроме того, Управление не является распорядителем бюджетных средств, не принимает самостоятельно решений о выделении финансовых средств из местного бюджета на финансирование деятельности образовательных учреждений.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление и.о. прокурора Верхневилюйского района подлежит удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает установление срока для исполнения решения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчикам является разумным и достаточным исполнения решения суда. Предоставление ответчикам более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к нарушению прав воспитанников образовательного учреждения, создает угрозу безопасности их жизни и здоровья при нахождении их в образовательном учреждении, приводит к несоблюдению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
При этом суд отмечает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.
При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц. При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ «Тамалаканская СОШ» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Николаева П.Д. – удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тамалаканская СОШ» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение 06 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести контроль аэроионного состава воздуха в помещениях МБОУ «Тамалаканская СОШ», в которых эксплуатируется оборудование, способное создавать электротехнические поля, включая видеодисплейные терминалы и прочие оргтехники
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тамалаканская СОШ» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья: В.А. Кириллин