Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-93/2023 ~ М-106/2023 от 10.05.2023

УИД 46RS0009-01-2023-000115-82

Дело №2-93/2023г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2023 года          п. Конышёвка

Конышевский районный суд Курской области, в составе:

председательствующего судьи Игнатьевой Т.П.,

с участием зам. прокурора Конышевского района Курской области Смородского С.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тороховой Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Конышевского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области об обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Конышевского района Курской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области об обязании разработать и принять муниципальную программу в сфере использования охраны земель. В обосновании иска указано, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны земли, в ходе которой установлено, что муниципальному образованию «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области на праве собственности принадлежит 7 земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. При этом, в муниципальном образовании «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области муниципальная программа в сфере использования и охраны земель на территории муниципального образования отсутствует. В соответствии с п.28 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. В соответствии с положениями ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Пунктами 1 и 2 ст.13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. Частью 1 ст.79 ЗК РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, садами, виноградниками и другими, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В силу указанных требований законодательства, на органы местного самоуправления возложена обязанность по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель, как особого объекта права. Отсутствие муниципальной программы в сфере использования и охраны земель, не обеспечивает должных мер по сохранению в границах муниципального образования земель, как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит обязать администрацию Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

В судебном заседании истец – заместитель прокурор Конышевского района Курской области Смородский С.Л. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В суд направил отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело без участия их представителя.

Суд, выслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании ст.45 ч.1 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В ст. 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 72 Конституции в совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации находятся земельное законодательство, полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные, в том числе с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры и др.). В силу указанного закрепленные за субъектами РФ полномочия по содержанию похожи на полномочия, предоставленные Российской Федерации, но их объем и характер можно определить как "восполняющий и конкретизирующий". Совместное управление рядом вопросов обусловлено необходимостью оперативного управления землей с учетом специфики региональных и местных условий. В связи с этим ЗК и иными федеральными законами за субъектами РФ закреплены полномочия по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в их собственности, право выкупа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или в собственности граждан, юридических лиц, для нужд субъекта собственности.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции РФ, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

На основании ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В п. 1, п. 2. ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 9 ЗК РФ относятся, в том числе разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области земельных отношений п. 1 ст. 10 ЗК РФ отнесены, в том числе разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 ЗК РФ относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

При этом, правовое регулирование земельных отношений не является исключительной прерогативой органов государственной власти, поскольку согласно п. 4 ст. 2 ЗК РФ на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Исходя из положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

Положениями п. 35 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.

Исходя из системного анализа указанных норм, в целях охраны земель наряду с федеральными и региональными программами использования и охраны земель, разработка и реализация которых относится соответственно к полномочиям Российской Федерации и к полномочиям субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны принимать местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Исходя из содержания п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В п. 2 ст. 11 ЗК РФ указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 9 ст. 1 Закона Закон Курской области от 01.12.2004 N 60-ЗКО (ред. от 24.11.2021) "О границах муниципальных образований Курской области" (принят Курской областной Думой 23.11.2004) в состав территории Конышевского муниципального района Курской области входят в том числе Наумовский сельсовет.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Конышевского района Курской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части реализации органами местного самоуправления требований законодательства по охране земель, по результатам, которой установлено, что в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления МО "Наумовский сельсовет" Конышевского района Курской области программа охраны земель не разработана и не утверждена, муниципальный правовой акт, утверждающий программу охраны земель отсутствует.

Данные обстоятельства представителем ответчика – администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области не оспариваются.

В соответствии с Уставом муниципального образования «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области является органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Наумовский сельсовет» Конышевского района Курской области обладает полномочиями по разработке и реализации местных программ использования и охраны земель и полагает, что требования прокурора Конышевского района Курской области законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Конышевского района Курской области к администрации Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Наумовского сельсовета Конышевского района Курской области обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Конышевский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья /председательствующий/:          Т.П. Игнатьева

2-93/2023 ~ М-106/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Конышевского района Курской области
Ответчики
Администрация Наумовского сельсовета
Суд
Конышевский районный суд Курской области
Судья
Игнатьева Татьяна Петровна
Дело на странице суда
konyshevsky--krs.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
15.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2024Дело оформлено
16.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее