Дело № 2-1103/2020
УИД 16RS0041-01-2020-003839-41
Учёт 2.069г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года город Лениногорск Республика Татарстан
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ивановой С.В., при секретаре судебного заседания Федотовой Д.В., с участием истца Файзуллиной Э.Я., представителя ответчика Анисимовой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Файзуллиной Э.Я. к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и городе Лениногорске Республики Татарстан, Министерству труда и занятости социальной защиты Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе о признании факта нахождения на иждивении,
УСТАНОВИЛ:
Файзуллина Э.Я. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> и городе Лениногорске Республики Татарстан, Министерству труда и занятости социальной защиты Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе о признании факта нахождения на иждивении.
В обоснование исковых требований указано, что она состояла в браке с ФИО1, является пенсионером. Размер ее пенсии составляет 16 463 рубля 92 копейки. Она находилась на полном обеспечении мужа, доход которого являлся для нее основным источником средств к существованию. ДД.ММ.ГГГГ муж умер. Её супруг при жизни принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобольской АЭС, где получил дозу облучения, был отнесен к категории граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобольской АЭС. С момента регистрации брака и до смерти они с мужем проживали совместно, вели общее хозяйство. До смерти ФИО1 содержал ее материально, а именно приобретал продукты питания, одежду, оплачивал коммунальные услуги, нес все другие расходы.
В связи с потерей кормильца она обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца.
Установление факта нахождения на иждивении у супруга ФИО1 необходимо ей для назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца.
На основании изложенного истец просит установить факт нахождения Файзуллиной Э.Я. на иждивении у супруга ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Файзуллина Э.Я. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство труда и занятости социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном отзыве, просил рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> и городе Лениногорске РТ ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
В ходе судебного разбирательства от истца поступило заявление об отказе от исковых требований к ответчику ГУ УПФ РФ в <адрес> и городе Лениногорске РТ. Определением суда отказ Файзуллиной Э.Я. от исковых требований о признании факта нахождения на иждивении к указанному ответчику принят судом, разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.
Частью 1 статьи 41 указанного выше закона предусмотрено, что право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении.
Пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" назначается супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста или наступления инвалидности. В этом случае она назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден "Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Порядок).
Пунктом 2 указанного Порядка определено, что денежная компенсация выплачивается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении умершего инвалида.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Файзуллина Э.Я. и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке и поживали совместно по адресу: <адрес>. ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.8).
После смерти мужа истица обратилась к ответчику с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении супруга на момент его смерти.
Решением экспертного совета ФГБУ ВЦЭРМ им.ФИО5 МСЧ России № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что причина смерти ФИО1 связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 33).
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в <адрес> и городе Лениногорске в соответствии истцу назначена пенсия по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня смерти супруга. Пенсия по потери кормильца составляет 11 212 рублей 30 копеек в месяц (л.д. 30).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1260-О-О указал на то, что факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию; по смыслу оспариваемых норм в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, т.е. не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.
В судебном заседании установлено, что на момент смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, Файзуллина Э.Я. достигла пенсионного возраста, не работала, ее пенсия с учетом социальных выплат составляла 16 463 рубля 92 копейки (л.д. 7), при этом пенсия ФИО1 по инвалидности на дату его смерти составляла 29 620 рублей 04 копейки, что превышало доход истицы. Кроме того, ФИО1 являлся получателем ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) по категории «участники ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 86-87гг.», а также компенсационных выплат (л.д. 47-48).
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а именно, что Файзуллина Э.Я. на момент смерти ее супруга являлась нетрудоспособным членом его семьи, пенсионером, и, проживая с супругом совместно, получала от ФИО1 помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию, которая значительно превышала размер ее пенсии, получаемой при жизни супруга, суд приходит к выводу о том, что Файзуллина Э.Я. на момент смерти супруга – ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ находилась на его иждивении.
При таких обстоятельствах исковые требования Файзуллиной Э.Я. к Министерству труда и занятости социальной защиты Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Файзуллиной Э.Я. к Министерству труда и занятости социальной защиты Республики Татарстан в Лениногорском муниципальном районе о признании факта нахождения на иждивении удовлетворить.
Установить факт нахождения Файзуллиной Э.Я. на иждивении супруга ФИО1 на день его смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.
Судья Лениногорского городского суда
Республики Татарстан Иванова С.В.
Мотивированное решение суда составлено 13 ноября 2020 года.
Копия верна: судья Иванова С.В.
Решение вступило в законную силу __________________________2020 года
Секретарь: _____________________
Подлинник данного документа подшит в деле № 2-1103/2020 и хранится в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.